Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от истцов: от Пермской городской Думы - Зорина Ю.В., доверенность от 30.12.2013; Крыжан В.А., доверенность от 12.11.2014; Ширяев П.Г., доверенность от 27.05.2014,
от главы города Перми - председателя Пермской городской Думы - Зорина Ю.В., доверенность от 30.12.2013,
от ответчиков: от общества с ограниченной ответственностью Управляющая транспортная компания "Дизель" - Чащина Е.В., доверенность от 19.11.2014,
от Департамента имущественных отношений администрации города Перми,
от Управления Росреестра по Пермскому краю - не явились,
от постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов - не явились,
от третьих лиц: от контрольно-счетной палаты г. Перми - Никитина Н.Н., доверенность от 30.05.2014,
от Администрации города Перми - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителей главы города Перми - председателя Пермской городской Думы и Пермской городской Думы
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 сентября 2014 года
по делу N А50-10534/2014,
вынесенное судьей Ремянниковой И.Е.,
по иску главы города Перми - председателя Пермской городской Думы и Пермской городской Думы
к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью Управляющей транспортной компании "Дизель" (ОГРН 1055901109220, ИНН 5903001910), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов,
третьи лица Администрация города Перми, контрольно-счетная палата города Перми,
о признании незаконными решений, действий (бездействия), признании недействительным договора купли-продажи, обязании возвратить имущество,
установил:
Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы, Пермская городская Дума обратились в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, обществу с ограниченной ответственностью Управляющая транспортная компания "Дизель" (далее - ООО УТК "Дизель"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов (с учетом определения суда от 23.07.2014, от 20.08.2014), в котором просят:
- - признать решения постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов (приняты 04.04.2012, 27.04.2012 и утверждены начальником департамента имущественных отношений администрации города Перми) о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54 незаконными (недействительными), действия по его принятию и утверждению - незаконными с момента их совершения;
- - признать незаконными действия Департамента имущественных отношений администрации города Перми, направленные на отчуждение объекта муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54, с момента их совершения;
- - признать незаконным бездействие начальника Департамента имущественных отношений города Перми, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по заявке ООО УТК "Дизель" от 31.03.2011;
- - признать недействительным договор купли-продажи от 10.04.2012 N 12/15-159, заключенный между Департаментом имущественных отношений администрации города Перми и ООО УТК "Дизель";
- - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю по государственной регистрации права собственности ООО УТК "Дизель" на комплекс отдельно стоящих зданий с земельным участком общей площадью 1 556 кв. м, а именно: нежилое помещение площадью 263,6 кв. м на 1 этаже 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 120,4 кв. м на 1 этаже 2-этажного здания (лит. Б), нежилое здание мойки площадью 403,8 кв. м (лит. В), нежилое помещение котельной площадью 176,4 кв. м (лит. Ж);
- - обязать ООО УТК "Дизель" возвратить муниципальному образованию город Пермь комплекс недвижимого имущества, состоящий из нежилого помещения площадью 263,6 кв. м на 1 этаже 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 120,4 кв. м на 1 этаже 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания мойки площадью 403,8 кв. м (лит. В), нежилого здания котельной площадью 176,4 кв. м (лит. Ж), и земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 1 556 кв. м;
- - обязать Департамент имущественных отношений администрации города Перми возвратить ООО УТК "Дизель" денежные средства, уплаченные по договору купли-продажи от 10.04.2012 N 12/15-159 в сумме 7 444 611 руб. 31 коп.;
- - признать решения постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов (приняты 14.04.2012, 04.12.2013 и утверждены начальником департамента имущественных отношений администрации города Перми) о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54 незаконными |(недействительными), а действия по его принятию и утверждению - незаконными;
- - признать незаконными действия Департамента имущественных отношений администрации города Перми, направленные на отчуждение объекта муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54;
- - признать незаконным бездействие начальника Департамента имущественных отношений города Перми, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, по заявке ООО УТК "Дизель" от 05.08.2013;
- - признать недействительным договор купли-продажи от 04.12.2013 N 13/29-159, заключенный между Департаментом имущественных отношений администрации города Перми и ООО УТК "Дизель";
- - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю по государственной регистрации права собственности ООО УТК "Дизель" на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 32 981 кв. м, нежилое помещение площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилое здание площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилое здание площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), нежилое здание (лит. Г, Г3, Г4), асфальтовое замощение;
- - обязать ООО УТК "Дизель" возвратить собственнику комплекс недвижимого имущества, состоящий из земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 32 981 кв. м, нежилого помещения площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилого здания площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилого здания площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), нежилого здания (лит. Г, Г3, Г4), асфальтового замощения;
- - обязать Департамент имущественных отношений администрации города Перми возвратить ООО УТК "Дизель" денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи от 04.12.2013 N 13/29-159, в сумме 14 970 612 руб. 31 коп.
Истец в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности ООО УТК "Дизель" на спорные объекты.
Отказ от иска в указанной части судом принят, производство по делу в этой части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Согласно ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г. Перми, контрольно-счетная палата г. Перми.
Решением суда от 22.09.2014 в удовлетворении иска отказано.
Истцы с решением суда от 22.09.2014 не согласны, обжалуют его в апелляционном порядке, просят решение суда отменить, иск удовлетворить.
Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы в апелляционной жалобе указывает, что процедура принятия решения об условиях приватизации Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ) не урегулирована, следовательно, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ), который наделяет органы местного самоуправления полномочиями самостоятельно определять порядок принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества. Пермской городской Думой принято Положение о приватизации, согласно которому решение об условиях приватизации может быть принято только в соответствии с прогнозным планом приватизации муниципального имущества. Невключение муниципального имущества в прогнозный план приватизации говорит о его профильности и необходимости для решения вопросов местного значения. Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но и необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности. Имущество, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 5, является профильным и необходимым для решения вопросов местного значения. Истец ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц, интересы которых представляют Пермская городская Дума и глава города Перми - председатель Пермской городской Думы.
В апелляционной жалобе Пермской городской Думы изложены доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы главы города Перми - председателя Пермской городской Думы. Указано на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств того, что имущество не предназначено для решения вопросов местного значения, не дана оценка статуса постоянно действующей комиссии, ее полномочий на принятие решения. Заявитель полагает, что у суда отсутствовали основания для вывода о пропуске заявителем срока для обращения в суд, поскольку о нарушении Департаментом имущественных отношений администрации города Перми процедуры отчуждения муниципального имущества заявителям стало известно 22.04.2010 на заседании Пермской городской Думы.
В судебном заседании представители истцов поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить
Представитель ответчика ООО УТК "Дизель" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Указал, что к отношениям сторон применяется Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Включение спорного объекта в прогнозный план приватизации не предусмотрено указанным Федеральным законом. Департамент имущественных отношений администрации города Перми является уполномоченным органом по распоряжению муниципальным имуществом. Истцы не являются лицами, заинтересованными в оспаривании договоров купли-продажи муниципального имущества, реализованного в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Третье лицо контрольно-счетная палата города Перми в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержала, просила их удовлетворить, решение суда отменить. В отзыве на апелляционные жалобы указала, что Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ не предусмотрена обязанность передачи имущества из муниципальной собственности в частную без согласия собственника. Порядок принятия решения о приватизации муниципального имущества предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Решение о приватизации должно быть принято начальником Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в форме распоряжения, комиссия по приватизации муниципального имущества не уполномочена на принятие таких решений. Также нарушение Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ усматривает в том, что площадь переданного обществу по договорам купли-продажи имущества меньше площади имущества, переданного в аренду.
Ответчики Департамент имущественных отношений администрации города Перми, постоянно действующая комиссия по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, третье лицо Администрация г. Перми в судебное заседание не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 18.12.2009 между Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми (арендодатель) и ООО УТК "Дизель" (арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды N 21-КО.
В состав переданного в аренду муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 5, вошли: 3-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса (лит. А) с прилегающими коммуникациями, кабельные линии 490 п. м, наружные электросети 650 п. м, слаботочные сети 2420 п. м, теплотрасса 485 п. м, ограждение из ж/б плит, общей площадью 1631, 80 кв. м, 2-этажное кирпичное и панельное здание ремонтной зоны (лит. Б) общей площадью 4752,90 кв. м, 2-этажное кирпичное здание механической мойки для автобусов (лит. В) общей площадью 412,40 кв. м, здание склада из металлоконструкций (лит. Г) общей площадью 381,10 кв. м, кирпичное здание склада (лит. Г3) общей площадью 44.50 кв. м, кирпичное здание склада (лит. Г4) общей площадью 36,00 кв. м, 2-этажное кирпичное здание склада запчастей и материалов (лит. Е) общей площадью 115,10 кв. м, 1-этажное кирпичное здание котельной (лит. Ж), трубы котельной 25 п. м, газонаполнительной станции, общей площадью 182,10 кв. м, 1-этажное панельное здание стоянки для автобусов (лит. 3) общей площадью 5502,40 кв. м, 1-этажное (лит. И1) и 2-этажное (лит. И) кирпичное здание ремонтной зоны общей площадью 1859, 70 кв. м, асфальтовое замощение общей площадью 24 736.00 кв. м (л.д. 113 т. 1).
В соответствии с п. 1.2 договора цель использования объекта - комплекс услуг по организации пассажирских перевозок, хранению, ремонту, техническому обслуживанию, предрейсовый осмотр автотранспорта перевозчиков, выполняющих по договору с Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми перевозки на маршрутах городского пассажирского транспорта, проведение предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования водителей, а также комплекс услуг по предоставлению стояночных мест и техническому обслуживанию других видов автотранспортных средств.
Имущество передано в аренду на срок с 31.12.2009 по 31.12.2014 (п. 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 4.1. договора и приложением к договору (расчет арендной платы по договору) арендная плата без учета НДС составляет 7 462 596 руб. в год, 12 865 649 руб. в квартал, 621 883 руб. в месяц. (л.д. 143 т. 1).
Договор аренды зарегистрирован (л.д. 145 т. 1).
31.03.2011 ООО УТК "Дизель" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, обратилось в Департамент с заявкой о соответствии условиям отнесения общества к категории субъектов малого предпринимательства и о намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества (л.д. 52 т. 2).
27.04.2011 постоянно действующей комиссией по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов принято решение о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого им муниципального имущества общей площадью 964,2 кв. м, в том числе нежилых помещений площадью 263,6 кв. м на 1 этаже 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 120,4 кв. м на 1 этаже 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания мойки площадью 403,8 кв. м (лит. В), нежилого здания котельной площадью 176,4 кв. м (лит. Ж), с земельным участком площадью 1 556 кв. м (л.д. 149 т. 1).
01.07.2011, 06.07.2011, 14.07.2011 на помещения площадью 263,6 кв. м, 120,4 кв. м, 403,8 кв. м, 176,4 кв. м зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается свидетельствами (л.д. 103, 105 107, 108 т. 2).
Начальником Департамента утверждено решение постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов от 04.04.2012 о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого им муниципального имущества общей площадью 964,2 кв. м и об установлении рыночной стоимости объекта продажи в размере 13 010 000 руб. в соответствии с оценочным отчетом N 412/12 ООО "Капитал-Оценка" (л.д. 150 т. 1).
На основании указанных решений 10.04.2012 между Департаментом и ООО УТК "Дизель" заключен договор купли-продажи N 12/15-159, по которому Департамент (продавец) продает, а ООО УТК "Дизель" (покупатель) покупает имущество, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54: нежилые помещения площадью 263, 6 кв. м на 1 этаже 3-этажного кирпичного здания (лит. А), нежилые помещения площадью 120, 4 кв. м на 1 этаже 2-этажного кирпичного здания (лит. Б), нежилое здание мойки площадью 403, 8 кв. м (лит. В), нежилое здание котельной площадью 176, 4 кв. м (лит. Ж) с земельным участком общей площадью 1 556 кв. м (л.д. 40 т. 2).
В п. 2.1. договора предусмотрена цена объектов в размере 13 010 000 руб., рассрочка оплаты до 3 лет.
Государственная регистрация права собственности ООО УТК "Дизель" на недвижимое имущество произведена 14.04.2012, также зарегистрирован залог в силу закона в пользу муниципального образования город Пермь (л.д. 65-39 т. 2).
Кроме того 13.04.2010, 06.07.2011, 14.07.2011 зарегистрировано право собственности муниципального образования город Пермь на нежилое помещение площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилое здание площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилое здание площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилое здание площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 104, 106, 109-111 т. 2).
14.08.2013 на основании заявки общества от 06.08.2013 постоянно действующая комиссия по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов приняла, а начальник Департамента утвердил решение о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого им муниципального имущества расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54: нежилого помещения площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилого здания площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилого здания площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), земельного участка общей площадью 32 981 кв. м, и о передаче объекта на оценку (л.д. 152 т. 1, л.д. 51 т. 2).
04.12.2013 постоянно действующей комиссией по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов принято, а начальником Департамента утверждено решение о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого им муниципального имущества, перечень объектов дополнен нежилыми зданиями (лит. Г, Г3, Г4) общей площадью 461,6 кв. м, асфальтовым замощением общей площадью 24 736 кв. м; при этом общая площадь объектов не изменилась (л.д. 151 т. 1).
На основании указанных решений 04.12.2013 между Департаментом и ООО УТК "Дизель" заключен договор купли-продажи N 12/15-159, по условиям которого Департамент (продавец) продает, а ООО УТК "Дизель" (покупатель) приобретает комплекс недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54, в том числе: земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 32 981 кв. м, нежилое помещение площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилое здание площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилое здание площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилое здание площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), нежилые здания (лит. Г, Г3, Г4), асфальтовое замощение (л.д. 33 т. 2).
В п. 2.1. договора предусмотрена цена продажи объекта в размере 83 030 000 руб., рассрочка оплаты до 3 лет.
Государственная регистрация права собственности ООО УТК "Дизель" на указанное недвижимое имущество произведена 10.12.2013 (л.д. 70-75 т. 2).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Обращаясь с иском о признании недействительной сделки, истцы в соответствии с требованиями п. 2 ст. 166 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ должны доказать, что являются заинтересованными лицами и каким образом будет защищено (восстановлено) их нарушенное право в результате признания оспариваемых сделок недействительными.
Истцы не являются сторонами оспариваемых сделок.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 21 Устава города Перми управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Перми, от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация города.
Компетенция Администрации города Перми определена в ст. 59 Устава города Перми.
Компетенция Пермской городской Думы определена в ст. 41 Устава города Перми. Дума определяет перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению (п. 17 ст. 41 Устава), устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города (п. 18 ст. 41 Устава), устанавливает порядок планирования приватизации муниципального имущества (п. 20 ст. 41 Устава), принимает решение о предъявлении в суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти и городского самоуправления, а также актов предприятий, учреждений, организаций (п. 27 ст. 41 Устава).
В соответствии с п. 3, 10 ст. 52 Устава г. Перми глава г. Перми издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, в том числе необходимые для реализации решений, принятых населением на местном референдуме, принимает решения об обращении в суд в интересах муниципального образования город Пермь в соответствии с законодательством, выдает доверенности на представление интересов в органах государственной власти (в том числе судебных), государственных органах, органах местного самоуправления, в отношениях с организациями и физическими лицами.
С учетом изложенного, обращение в суд от имени муниципального образования с рассматриваемыми требованиями к компетенции указанных органов суд не относится.
Таким образом, истцы не являются лицами, заинтересованными в оспаривании совершенных сделок.
Органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться муниципальным имуществом, - Администрация г. Перми. Департамент имущественных отношений администрации г. Перми исковые требования не поддерживают.
Ввиду недоказанности наличия защищаемого права или интереса исковые требования не подлежат удовлетворению.
Довод истцов о том, что в качестве основания для признания сделок недействительным следует рассматривать отсутствие включения спорного имущества в прогнозный план приватизации, отклоняется в силу следующего.
Порядок приватизации арендуемого имущества предусмотрен Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Суд первой инстанции обоснованно не применил положения федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, Положение о приватизации муниципального имущества города Перми и об аренде муниципального имущества города Перми.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ названный Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены иным федеральным законом.
Соответствующие особенности предусмотрены положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ч. 1 ст. 1).
Согласно ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона не урегулированные данным Законом отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Совокупность приведенных положений означает, что определенные Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства не отменяют действия иных особенных норм, предусмотренных Законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ и применяемых при приватизации государственного и муниципального имущества.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ не содержит каких-либо ограничений или дополнительных условий, при которых спорные объекты могли быть приобретены в собственность, в том числе включение таких объектов в прогнозный план приватизации.
Сам факт обращения субъекта малого или среднего предпринимательства с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого муниципального имущества влечет обязанность уполномоченного органа местного самоуправления совершить предусмотренные законом действия.
При этом не оспаривается, что ООО УТК "Дизель" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, спорное имущество соответствует критериям, установленным ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции верно указано и следует из материалов дела, что истцами не представлено доказательств того, что спорное имущество необходимо муниципальному образованию для решения вопросов местного значения, его планируемого использования и соответствует требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.
Перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению, Пермской городской Думой не определен.
Указание истца на то, что объекты муниципальной собственности, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54, представляют собой единый и неделимый комплекс имущества, обоснованно отклонено судом первой инстанции как недоказанное.
Данное обстоятельство из правоустанавливающих документов, технической документации в отношении спорных объектов не следует, также как и то обстоятельство, что общество имело намерение приватизировать, в том числе движимое имущество.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании сделок недействительными.
Оснований для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий, бездействия органов местного самоуправления также не имеется, поскольку само по себе удовлетворение таких требований не повлечет прекращение зарегистрированного права собственности общества на спорное имущество и восстановление в отношении имущества права муниципальной собственности (ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 56 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Остальные доводы заявителей апелляционных жалоб иные выводы суда не влекут с учетом изложенного.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу, получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации глава города Перми и Пермская городская Дума освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 сентября 2014 года по делу N А50-10534/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2014 N 17АП-15048/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-10534/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. N 17АП-15048/2014-ГК
Дело N А50-10534/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от истцов: от Пермской городской Думы - Зорина Ю.В., доверенность от 30.12.2013; Крыжан В.А., доверенность от 12.11.2014; Ширяев П.Г., доверенность от 27.05.2014,
от главы города Перми - председателя Пермской городской Думы - Зорина Ю.В., доверенность от 30.12.2013,
от ответчиков: от общества с ограниченной ответственностью Управляющая транспортная компания "Дизель" - Чащина Е.В., доверенность от 19.11.2014,
от Департамента имущественных отношений администрации города Перми,
от Управления Росреестра по Пермскому краю - не явились,
от постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов - не явились,
от третьих лиц: от контрольно-счетной палаты г. Перми - Никитина Н.Н., доверенность от 30.05.2014,
от Администрации города Перми - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителей главы города Перми - председателя Пермской городской Думы и Пермской городской Думы
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 сентября 2014 года
по делу N А50-10534/2014,
вынесенное судьей Ремянниковой И.Е.,
по иску главы города Перми - председателя Пермской городской Думы и Пермской городской Думы
к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью Управляющей транспортной компании "Дизель" (ОГРН 1055901109220, ИНН 5903001910), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов,
третьи лица Администрация города Перми, контрольно-счетная палата города Перми,
о признании незаконными решений, действий (бездействия), признании недействительным договора купли-продажи, обязании возвратить имущество,
установил:
Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы, Пермская городская Дума обратились в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, обществу с ограниченной ответственностью Управляющая транспортная компания "Дизель" (далее - ООО УТК "Дизель"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов (с учетом определения суда от 23.07.2014, от 20.08.2014), в котором просят:
- - признать решения постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов (приняты 04.04.2012, 27.04.2012 и утверждены начальником департамента имущественных отношений администрации города Перми) о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54 незаконными (недействительными), действия по его принятию и утверждению - незаконными с момента их совершения;
- - признать незаконными действия Департамента имущественных отношений администрации города Перми, направленные на отчуждение объекта муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54, с момента их совершения;
- - признать незаконным бездействие начальника Департамента имущественных отношений города Перми, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по заявке ООО УТК "Дизель" от 31.03.2011;
- - признать недействительным договор купли-продажи от 10.04.2012 N 12/15-159, заключенный между Департаментом имущественных отношений администрации города Перми и ООО УТК "Дизель";
- - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю по государственной регистрации права собственности ООО УТК "Дизель" на комплекс отдельно стоящих зданий с земельным участком общей площадью 1 556 кв. м, а именно: нежилое помещение площадью 263,6 кв. м на 1 этаже 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 120,4 кв. м на 1 этаже 2-этажного здания (лит. Б), нежилое здание мойки площадью 403,8 кв. м (лит. В), нежилое помещение котельной площадью 176,4 кв. м (лит. Ж);
- - обязать ООО УТК "Дизель" возвратить муниципальному образованию город Пермь комплекс недвижимого имущества, состоящий из нежилого помещения площадью 263,6 кв. м на 1 этаже 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 120,4 кв. м на 1 этаже 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания мойки площадью 403,8 кв. м (лит. В), нежилого здания котельной площадью 176,4 кв. м (лит. Ж), и земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 1 556 кв. м;
- - обязать Департамент имущественных отношений администрации города Перми возвратить ООО УТК "Дизель" денежные средства, уплаченные по договору купли-продажи от 10.04.2012 N 12/15-159 в сумме 7 444 611 руб. 31 коп.;
- - признать решения постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов (приняты 14.04.2012, 04.12.2013 и утверждены начальником департамента имущественных отношений администрации города Перми) о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54 незаконными |(недействительными), а действия по его принятию и утверждению - незаконными;
- - признать незаконными действия Департамента имущественных отношений администрации города Перми, направленные на отчуждение объекта муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54;
- - признать незаконным бездействие начальника Департамента имущественных отношений города Перми, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, по заявке ООО УТК "Дизель" от 05.08.2013;
- - признать недействительным договор купли-продажи от 04.12.2013 N 13/29-159, заключенный между Департаментом имущественных отношений администрации города Перми и ООО УТК "Дизель";
- - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю по государственной регистрации права собственности ООО УТК "Дизель" на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 32 981 кв. м, нежилое помещение площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилое здание площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилое здание площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), нежилое здание (лит. Г, Г3, Г4), асфальтовое замощение;
- - обязать ООО УТК "Дизель" возвратить собственнику комплекс недвижимого имущества, состоящий из земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 32 981 кв. м, нежилого помещения площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилого здания площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилого здания площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), нежилого здания (лит. Г, Г3, Г4), асфальтового замощения;
- - обязать Департамент имущественных отношений администрации города Перми возвратить ООО УТК "Дизель" денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи от 04.12.2013 N 13/29-159, в сумме 14 970 612 руб. 31 коп.
Истец в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности ООО УТК "Дизель" на спорные объекты.
Отказ от иска в указанной части судом принят, производство по делу в этой части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Согласно ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г. Перми, контрольно-счетная палата г. Перми.
Решением суда от 22.09.2014 в удовлетворении иска отказано.
Истцы с решением суда от 22.09.2014 не согласны, обжалуют его в апелляционном порядке, просят решение суда отменить, иск удовлетворить.
Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы в апелляционной жалобе указывает, что процедура принятия решения об условиях приватизации Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ) не урегулирована, следовательно, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ), который наделяет органы местного самоуправления полномочиями самостоятельно определять порядок принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества. Пермской городской Думой принято Положение о приватизации, согласно которому решение об условиях приватизации может быть принято только в соответствии с прогнозным планом приватизации муниципального имущества. Невключение муниципального имущества в прогнозный план приватизации говорит о его профильности и необходимости для решения вопросов местного значения. Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но и необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности. Имущество, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 5, является профильным и необходимым для решения вопросов местного значения. Истец ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц, интересы которых представляют Пермская городская Дума и глава города Перми - председатель Пермской городской Думы.
В апелляционной жалобе Пермской городской Думы изложены доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы главы города Перми - председателя Пермской городской Думы. Указано на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств того, что имущество не предназначено для решения вопросов местного значения, не дана оценка статуса постоянно действующей комиссии, ее полномочий на принятие решения. Заявитель полагает, что у суда отсутствовали основания для вывода о пропуске заявителем срока для обращения в суд, поскольку о нарушении Департаментом имущественных отношений администрации города Перми процедуры отчуждения муниципального имущества заявителям стало известно 22.04.2010 на заседании Пермской городской Думы.
В судебном заседании представители истцов поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить
Представитель ответчика ООО УТК "Дизель" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Указал, что к отношениям сторон применяется Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Включение спорного объекта в прогнозный план приватизации не предусмотрено указанным Федеральным законом. Департамент имущественных отношений администрации города Перми является уполномоченным органом по распоряжению муниципальным имуществом. Истцы не являются лицами, заинтересованными в оспаривании договоров купли-продажи муниципального имущества, реализованного в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Третье лицо контрольно-счетная палата города Перми в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержала, просила их удовлетворить, решение суда отменить. В отзыве на апелляционные жалобы указала, что Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ не предусмотрена обязанность передачи имущества из муниципальной собственности в частную без согласия собственника. Порядок принятия решения о приватизации муниципального имущества предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Решение о приватизации должно быть принято начальником Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в форме распоряжения, комиссия по приватизации муниципального имущества не уполномочена на принятие таких решений. Также нарушение Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ усматривает в том, что площадь переданного обществу по договорам купли-продажи имущества меньше площади имущества, переданного в аренду.
Ответчики Департамент имущественных отношений администрации города Перми, постоянно действующая комиссия по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, третье лицо Администрация г. Перми в судебное заседание не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 18.12.2009 между Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми (арендодатель) и ООО УТК "Дизель" (арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды N 21-КО.
В состав переданного в аренду муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 5, вошли: 3-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса (лит. А) с прилегающими коммуникациями, кабельные линии 490 п. м, наружные электросети 650 п. м, слаботочные сети 2420 п. м, теплотрасса 485 п. м, ограждение из ж/б плит, общей площадью 1631, 80 кв. м, 2-этажное кирпичное и панельное здание ремонтной зоны (лит. Б) общей площадью 4752,90 кв. м, 2-этажное кирпичное здание механической мойки для автобусов (лит. В) общей площадью 412,40 кв. м, здание склада из металлоконструкций (лит. Г) общей площадью 381,10 кв. м, кирпичное здание склада (лит. Г3) общей площадью 44.50 кв. м, кирпичное здание склада (лит. Г4) общей площадью 36,00 кв. м, 2-этажное кирпичное здание склада запчастей и материалов (лит. Е) общей площадью 115,10 кв. м, 1-этажное кирпичное здание котельной (лит. Ж), трубы котельной 25 п. м, газонаполнительной станции, общей площадью 182,10 кв. м, 1-этажное панельное здание стоянки для автобусов (лит. 3) общей площадью 5502,40 кв. м, 1-этажное (лит. И1) и 2-этажное (лит. И) кирпичное здание ремонтной зоны общей площадью 1859, 70 кв. м, асфальтовое замощение общей площадью 24 736.00 кв. м (л.д. 113 т. 1).
В соответствии с п. 1.2 договора цель использования объекта - комплекс услуг по организации пассажирских перевозок, хранению, ремонту, техническому обслуживанию, предрейсовый осмотр автотранспорта перевозчиков, выполняющих по договору с Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми перевозки на маршрутах городского пассажирского транспорта, проведение предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования водителей, а также комплекс услуг по предоставлению стояночных мест и техническому обслуживанию других видов автотранспортных средств.
Имущество передано в аренду на срок с 31.12.2009 по 31.12.2014 (п. 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 4.1. договора и приложением к договору (расчет арендной платы по договору) арендная плата без учета НДС составляет 7 462 596 руб. в год, 12 865 649 руб. в квартал, 621 883 руб. в месяц. (л.д. 143 т. 1).
Договор аренды зарегистрирован (л.д. 145 т. 1).
31.03.2011 ООО УТК "Дизель" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, обратилось в Департамент с заявкой о соответствии условиям отнесения общества к категории субъектов малого предпринимательства и о намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества (л.д. 52 т. 2).
27.04.2011 постоянно действующей комиссией по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов принято решение о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого им муниципального имущества общей площадью 964,2 кв. м, в том числе нежилых помещений площадью 263,6 кв. м на 1 этаже 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 120,4 кв. м на 1 этаже 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания мойки площадью 403,8 кв. м (лит. В), нежилого здания котельной площадью 176,4 кв. м (лит. Ж), с земельным участком площадью 1 556 кв. м (л.д. 149 т. 1).
01.07.2011, 06.07.2011, 14.07.2011 на помещения площадью 263,6 кв. м, 120,4 кв. м, 403,8 кв. м, 176,4 кв. м зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается свидетельствами (л.д. 103, 105 107, 108 т. 2).
Начальником Департамента утверждено решение постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов от 04.04.2012 о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого им муниципального имущества общей площадью 964,2 кв. м и об установлении рыночной стоимости объекта продажи в размере 13 010 000 руб. в соответствии с оценочным отчетом N 412/12 ООО "Капитал-Оценка" (л.д. 150 т. 1).
На основании указанных решений 10.04.2012 между Департаментом и ООО УТК "Дизель" заключен договор купли-продажи N 12/15-159, по которому Департамент (продавец) продает, а ООО УТК "Дизель" (покупатель) покупает имущество, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54: нежилые помещения площадью 263, 6 кв. м на 1 этаже 3-этажного кирпичного здания (лит. А), нежилые помещения площадью 120, 4 кв. м на 1 этаже 2-этажного кирпичного здания (лит. Б), нежилое здание мойки площадью 403, 8 кв. м (лит. В), нежилое здание котельной площадью 176, 4 кв. м (лит. Ж) с земельным участком общей площадью 1 556 кв. м (л.д. 40 т. 2).
В п. 2.1. договора предусмотрена цена объектов в размере 13 010 000 руб., рассрочка оплаты до 3 лет.
Государственная регистрация права собственности ООО УТК "Дизель" на недвижимое имущество произведена 14.04.2012, также зарегистрирован залог в силу закона в пользу муниципального образования город Пермь (л.д. 65-39 т. 2).
Кроме того 13.04.2010, 06.07.2011, 14.07.2011 зарегистрировано право собственности муниципального образования город Пермь на нежилое помещение площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилое здание площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилое здание площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилое здание площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 104, 106, 109-111 т. 2).
14.08.2013 на основании заявки общества от 06.08.2013 постоянно действующая комиссия по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов приняла, а начальник Департамента утвердил решение о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого им муниципального имущества расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54: нежилого помещения площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилого помещения площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилого здания площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилого здания площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилого здания площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), земельного участка общей площадью 32 981 кв. м, и о передаче объекта на оценку (л.д. 152 т. 1, л.д. 51 т. 2).
04.12.2013 постоянно действующей комиссией по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов принято, а начальником Департамента утверждено решение о предоставлении ООО УТК "Дизель" преимущественного права на приобретение арендуемого им муниципального имущества, перечень объектов дополнен нежилыми зданиями (лит. Г, Г3, Г4) общей площадью 461,6 кв. м, асфальтовым замощением общей площадью 24 736 кв. м; при этом общая площадь объектов не изменилась (л.д. 151 т. 1).
На основании указанных решений 04.12.2013 между Департаментом и ООО УТК "Дизель" заключен договор купли-продажи N 12/15-159, по условиям которого Департамент (продавец) продает, а ООО УТК "Дизель" (покупатель) приобретает комплекс недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54, в том числе: земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленные объекты V класса вредности (с санитарно-защитной зоной не более 50 м), общей площадью 32 981 кв. м, нежилое помещение площадью 1 356,3 кв. м на 1-3 этажах 3-этажного здания (лит. А), нежилое помещение площадью 4 622,8 кв. м на 1-2 этажах 2-этажного здания (лит. Б), нежилое здание площадью 115,1 кв. м (лит. Е), нежилое здание площадью 5 502,4 кв. м (лит. 3), нежилое здание площадью 1 859,7 кв. м (лит. И. И1), нежилые здания (лит. Г, Г3, Г4), асфальтовое замощение (л.д. 33 т. 2).
В п. 2.1. договора предусмотрена цена продажи объекта в размере 83 030 000 руб., рассрочка оплаты до 3 лет.
Государственная регистрация права собственности ООО УТК "Дизель" на указанное недвижимое имущество произведена 10.12.2013 (л.д. 70-75 т. 2).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Обращаясь с иском о признании недействительной сделки, истцы в соответствии с требованиями п. 2 ст. 166 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ должны доказать, что являются заинтересованными лицами и каким образом будет защищено (восстановлено) их нарушенное право в результате признания оспариваемых сделок недействительными.
Истцы не являются сторонами оспариваемых сделок.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 21 Устава города Перми управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Перми, от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация города.
Компетенция Администрации города Перми определена в ст. 59 Устава города Перми.
Компетенция Пермской городской Думы определена в ст. 41 Устава города Перми. Дума определяет перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению (п. 17 ст. 41 Устава), устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города (п. 18 ст. 41 Устава), устанавливает порядок планирования приватизации муниципального имущества (п. 20 ст. 41 Устава), принимает решение о предъявлении в суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти и городского самоуправления, а также актов предприятий, учреждений, организаций (п. 27 ст. 41 Устава).
В соответствии с п. 3, 10 ст. 52 Устава г. Перми глава г. Перми издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, в том числе необходимые для реализации решений, принятых населением на местном референдуме, принимает решения об обращении в суд в интересах муниципального образования город Пермь в соответствии с законодательством, выдает доверенности на представление интересов в органах государственной власти (в том числе судебных), государственных органах, органах местного самоуправления, в отношениях с организациями и физическими лицами.
С учетом изложенного, обращение в суд от имени муниципального образования с рассматриваемыми требованиями к компетенции указанных органов суд не относится.
Таким образом, истцы не являются лицами, заинтересованными в оспаривании совершенных сделок.
Органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться муниципальным имуществом, - Администрация г. Перми. Департамент имущественных отношений администрации г. Перми исковые требования не поддерживают.
Ввиду недоказанности наличия защищаемого права или интереса исковые требования не подлежат удовлетворению.
Довод истцов о том, что в качестве основания для признания сделок недействительным следует рассматривать отсутствие включения спорного имущества в прогнозный план приватизации, отклоняется в силу следующего.
Порядок приватизации арендуемого имущества предусмотрен Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Суд первой инстанции обоснованно не применил положения федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, Положение о приватизации муниципального имущества города Перми и об аренде муниципального имущества города Перми.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ названный Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены иным федеральным законом.
Соответствующие особенности предусмотрены положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ч. 1 ст. 1).
Согласно ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона не урегулированные данным Законом отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Совокупность приведенных положений означает, что определенные Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства не отменяют действия иных особенных норм, предусмотренных Законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ и применяемых при приватизации государственного и муниципального имущества.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ не содержит каких-либо ограничений или дополнительных условий, при которых спорные объекты могли быть приобретены в собственность, в том числе включение таких объектов в прогнозный план приватизации.
Сам факт обращения субъекта малого или среднего предпринимательства с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого муниципального имущества влечет обязанность уполномоченного органа местного самоуправления совершить предусмотренные законом действия.
При этом не оспаривается, что ООО УТК "Дизель" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, спорное имущество соответствует критериям, установленным ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции верно указано и следует из материалов дела, что истцами не представлено доказательств того, что спорное имущество необходимо муниципальному образованию для решения вопросов местного значения, его планируемого использования и соответствует требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.
Перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению, Пермской городской Думой не определен.
Указание истца на то, что объекты муниципальной собственности, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 54, представляют собой единый и неделимый комплекс имущества, обоснованно отклонено судом первой инстанции как недоказанное.
Данное обстоятельство из правоустанавливающих документов, технической документации в отношении спорных объектов не следует, также как и то обстоятельство, что общество имело намерение приватизировать, в том числе движимое имущество.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании сделок недействительными.
Оснований для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий, бездействия органов местного самоуправления также не имеется, поскольку само по себе удовлетворение таких требований не повлечет прекращение зарегистрированного права собственности общества на спорное имущество и восстановление в отношении имущества права муниципальной собственности (ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 56 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Остальные доводы заявителей апелляционных жалоб иные выводы суда не влекут с учетом изложенного.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу, получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации глава города Перми и Пермская городская Дума освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 сентября 2014 года по делу N А50-10534/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)