Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2014 ПО ДЕЛУ N А19-17120/2012

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N А19-17120/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Иркутского областного объединения организации профсоюзов о процессуальном правопреемстве по делу N А19-17120/2012 по заявлению Иркутского областного объединения организации профсоюзов (ОГРН 1023800000839, ИНН 3808016670; адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 22) к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271; адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении Иркутскому областному объединению организаций профсоюзов земельного участка, об обязании Администрации г. Иркутска подготовить проект договора о продаже в собственность Иркутскому областному объединению организаций профсоюзов земельного участка, и направить его в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта,
третье лицо Общество с ограниченной ответственностью "Байкалпромстрой" (ОГРН1053808080083; адрес: 664025, Иркутск Город, Марата Улица, 5/2)
при участии в судебном заседании
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: не явился;
- от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Байкалпромстрой": не явился;

- установил:

Иркутское областное объединение организации профсоюзов (далее заявитель, Объединение профсоюзов) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о процессуальном правопреемстве, в котором просило заменить Администрацию города Иркутска (далее Администрация) на Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее Министерство).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.04.2014 произведена замена Администрации города Иркутска его правопреемника - Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке, указав, что в рассматриваемой ситуации произошла передача полномочий между органами, однако это не тождественно случаям, при которых допускается правопреемство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба подана с пропуском срока.
Апелляционная жалоба Министерства содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в котором заявитель указывает, что не участвовал деле, однако судом принято решение об обязанностях Министерства имущественных отношений Иркутской области, в связи с чем заявитель не имел возможности подать апелляционную жалобу в установленные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с отсутствием в материалах дела доказательства надлежащего извещения Министерства о времени и месте судебного разбирательства.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель по делу и третье лицо отзывы и возражения в суд апелляционной инстанции не представили.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.11.2012 по делу А19-17120/2012 признано недействительным решение об отказе в предоставлении Иркутскому областному объединению организаций профсоюзов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1965, общей площадью 496 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Кировский район, ул. Чкалова, ул. Марата, ул. Сурикова, вынесенного Администрацией г. Иркутска и выраженного Письмом N 505-70-14335/12 от 12.07.2012. Суд обязал Администрацию подготовить проект договора о продаже в собственность Иркутскому областному объединению организаций профсоюзов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1965, общей площадью 496 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Кировский район, ул. Чкалова, ул. Марата, ул. Сурикова, и направить его заявителю в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В обоснование заявления о процессуальном правопреемстве указано на изменение законодательства Иркутской области в части изменения порядка распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, а именно вступивший в силу Закон Иркутской области N 69-оз от 15.07.2013 "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области", которым внесены изменения в Закон Иркутской области N 99-оз от 21.12.2006 "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области".
В частности согласно части 1 статьи 5 Закона Иркутской области N 99-оз от 21.12.2006 "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла приведенной нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством. То есть процессуальное правопреемство является следствием установления факта выбытия стороны в материальном правоотношении, что должно быть подтверждено в соответствии с требованиями статей 65, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимыми и допустимыми доказательствами лицом, заявившим о правопреемстве.
В соответствии с абзацами 2 и 3 части 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Иркутской области N 99-оз от 21.12.2006 "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, в функции Министерства входит совершение от имени Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящими на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе заключение договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, а также дополнительных соглашений к ним, подписание актов приема-передачи земельных участков и других сопутствующих документов, связанных с исполнением указанных договоров (соглашений).
Таким образом, с принятием Закона Иркутской области N 69-оз от 15.07.2013 "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области" изменен существовавший ранее порядок распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, к Министерству перешли права распоряжения такими земельными участками. Администрация выбыла из установленных решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.11.2012 по делу А19-17120/2012 правоотношений.
Кроме того, в силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение либо неисполнение состоявшегося судебного акта не может быть поставлено в зависимость от передачи полномочий от органа местного самоуправления к органу исполнительной власти.
Следовательно, имеются основания на проведения процессуального правопреемства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрация подлежит замене на Министерство.
Довод Министерства, что передача полномочий не предполагает отношений правопреемства, основан на неверном толковании норм права и отклоняется судом апелляционной инстанции.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 данного Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае правильное по существу определение суда первой инстанции подлежит отмене исключительно по процессуальным основаниям (пункт 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 09 апреля 2014 года о процессуальном правопреемстве по делу N А19-17120/2012 отменить.
Произвести процессуальное правопреемство, Администрацию города Иркутска заменить правопреемником - Министерством имущественных отношений Иркутской области по делу N А19-17120/2012.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)