Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2931

Требование: О признании незаконными действий органа исполнительной власти.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что распоряжением органа исполнительной власти отменено распоряжение, которым ему был предоставлен в аренду земельный участок на основании договора, зарегистрированного в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N 33-2931


Судья Ясинская О.О.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Королевой Е.В. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об обжаловании действий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 2 февраля 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., заслушав объяснения представителя К. - Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с названным заявлением, указав, что распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 17 октября 2014 года отменено распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 22 июля 2013 года, которым К. был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 687 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Считает распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 17 октября 2014 года незаконным. На момент издания оспариваемого распоряжения с ним заключен договор аренды земельного участка, право на который зарегистрировано, следовательно, зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке, где в предмет доказывания входит законность оснований возникновения права. При наличии договора аренды земельного участка департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не вправе во внесудебном порядке признать утратившим силу распоряжение, послужившим основанием для заключения договора аренды.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края против требований возражал, пояснив, что департамент вправе признать изданные им распоряжения незаконными.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель заявителя, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, не усматривает оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края распоряжением N от 22 июля 2013 года предоставил К. в аренду сроком на 49 лет из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером N, площадью 687 кв. м, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома (кадастровый паспорт N от 24 сентября 2012 года).
15 октября 2013 года между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и заявителем заключен договор аренды земельного участка N с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, для использования в целях дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, получив сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), 17 октября 2014 года вынес распоряжение N об отмене ранее изданного распоряжения N от 22 июля 2013 о предоставлении К. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
По сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра по Приморскому краю" испрашиваемый земельный участок имеет разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
ФГБУ "ФКП Росреестра по Приморскому краю" на запрос департамента 14 октября 2014 года указал, что кадастровый паспорт N от 24 сентября 2012 года является поддельным.
После постановки на учет земельного участка был выдан кадастровый паспорт от 12 сентября 2012 года N.
Из дела следует, что К., обращаясь с заявлением о предоставлении ему земельного участка, представил кадастровый паспорт от 24 сентября 2012 года, который уполномоченным органом не выдавался.
В кадастровом паспорте, выданном органом кадастрового учета 12 сентября 2012 года, в сведениях значился вид разрешенного использования: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Между тем, обращаясь за предоставлением земельного участка, К. представлен кадастровый паспорт, в котором вид разрешенного использования указан: индивидуальные жилые дома.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что в силу статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы исполнительной власти при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Приморского края, краевыми законами, правовыми актами Губернатора Приморского края, администрации Приморского края.
Орган исполнительной власти, исполняя административные функции, вправе проводить самоконтроль за законностью принимаемых актов и решений, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в связи с чем компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт.
Проверяя законность ненормативных актов, департаментом установлено, что распоряжение издано в нарушение требований земельного законодательства и правомерно в порядке самоконтроля отменил ранее принятый акт.
Учитывая изложенное, ссылка в жалобе на отсутствие права органа исполнительной власти во внесудебном порядке отменить принятый ненормативный акт, предшествующий предоставлению земельного участка в случае, если договор аренды земельного участка заключен, основана на ошибочном толковании закона. Отмена ранее принятого ненормативного акта органом исполнительной власти субъекта федерации в судебном порядке законом не предусмотрено.
Ссылка на то, что зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке, не влияет на законность оспариваемого решения. С заявлением о признании незаконным постановления органа исполнительной власти субъекта федерации обратился К., чье право на земельный участок в настоящем деле не оспаривалось.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы, направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 2 февраля 2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)