Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 31.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1281/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. по делу N 33-1281/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Глушенко Н.О. Стракатовой З.Е.
при секретаре Ч.Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Г.Р.Н. на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 22 января 2015 года по искам Г.Р.Н., Я.Е.Т., Я.В.Н., В.Н.Т. к администрации Лахденпохского муниципального района о признании решений незаконными, понуждении к действиям.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

иски предъявлены по тем основаниям, что истцы обратились в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков: Г.Р.Н., Я.Е.Т., Я.В.Н., В.Н.Т., соответственно, вх. N <...> от 18.12.2013 г., вх. NN <...> от 28.11.2013 г., вх. NN <...> от 27.11.2013 г., вх.N <...> от 27.11.2013 г. (Г.Р.Н. и В.Н.Т. - для ведения личного подсобного хозяйства, Я.Е.Т. и Я.В.Н. - для ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства). Администрация письмами (исх. NN> <...> от 07.02.2014 г., <...> от 09.04.2014 г., <...> от 02.07.2014 г., <...> от 24.10.2014 г., <...> от 26.11.2014 г., <...> от 27.12.2013 г., <...> от 26.11.2014 г., <...> от 27.12.2013 г., <...> от 26.11.2014 г., <...> от 27.12.2013 г.) отказала в предоставлении участков, уведомив истцов о том, что предоставление испрашиваемых ими земельных участков будет осуществляться на торгах. Истцы полагали незаконными указанные решения по тем основаниям, что второй претендент на участки - Б.Н.А. в дальнейшем отказалась от предоставления ей данных земельных участков, о чем ей в администрацию были поданы соответствующие заявления. Кроме того, к заявлению Б.Н.А., в нарушение административного регламента МКУ "Комитет по земельным и имущественным отношениям", не прилагалась схема расположения земельного участка.
На основании изложенного, ссылаясь на Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Гражданского кодекса РФ, истцы Г.Р.Н., Я.Е.Т., Я.В.Н., В.Н.Т просили признать незаконными и отменить вышеуказанные решения, выразившиеся в вышеуказанных письмах. Обязать ответчика обеспечить, утвердить и выдать схемы расположения земельных участков.
Решением суда в удовлетворении исков отказано. С решением суда не согласен истец Г.Р.Н., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Настаивает на своих доводах, изложенных в суде первой инстанции. Считает, что его права нарушены тем, что он должен участвовать в торгах при проведении аукциона, тогда как он является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Постановление администрации N <...> от 30.09.2014 г., которым был утвержден перечень земельных участков, планируемых для реализации на торгах, куда вошел испрашиваемый земельный участок, не было опубликовано на сайте администрации и в районной газете в нарушение законодательства, поскольку является нормативным правовым актом.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно положениям ст. 81 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" использование земельного участка, предоставленного для ведения дачного хозяйства, не исключает осуществление на нем строительства, а потому земельные участки для ведения дачного хозяйства (дачного строительства) должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для ведения дачного хозяйства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, предоставление полевого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществлять по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, земельные участки испрашивались истцами из земель сельскохозяйственного назначения.
Из пункта 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие указанного Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства. Однако, в рассматриваемом случае земельные участки еще не предоставлены истцам, а потому условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются указанным Законом.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Из вышеназванных положений закона следует, что определение процедуры предоставления земельных участков для строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства должно производиться органом местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов (аукционов).
Из материалов дела следует и установлено судом, что после публикации в районной газете информации о предоставлении земельных участков истцы обратились в администрацию Лахденпохского муниципального района с вышеуказанными заявлениями (Г.Р.Н. и В.Н.Т. о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, Я.Е.Т. и Я.В.Н. - для ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства). В течение месяца с заявлением на указанные земельные участки обратилась также Б.Н.А. В связи с наличием двух претендентов на одни и те же земельные участки, администрация направила заявителям (истцам по делу) извещения о том, что предоставление испрашиваемых земельных участков будет осуществляться на торгах. Однако в дальнейшем Б.Н.А. отказалась от предоставления земельных участков, о чем в администрацию ею поданы соответствующие заявления, в том числе, и по участку истца Г.Р.Н. В связи с отзывом Б.Н.А. заявлений истцы полагали, что приобрели право на получение испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов, и вновь обратились в администрацию с соответствующими заявлениями о предоставлении земельных участков. Однако администрация отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков, указав, что предоставление участков будет осуществляться на торгах. 30 сентября 2014 г. постановлением администрации N <...> от 30.09.2014 г. утвержден перечень (прогнозный план) земельных участков Лахденпохского муниципального района, планируемых для реализации на торгах, куда вошли испрашиваемые истцами участки (пункты 31, 32, 33, 174, 175, 177 прогнозного плана). Во исполнение указанного постановления, администрацией для формирования и оценки земельных участков выделены на 2015 год бюджетные ассигнования в размере <...> руб.
При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, суд правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований, поскольку при наличии нескольких претендентов на испрашиваемые земельные участки (заявка второго претендента была отозвана после истечения месяца со дня публикации информации о предоставлении земельного участка), администрация правомерно, в соответствии с действующим земельным законодательством, приняла решение о необходимости предоставления земельных участков на торгах (аукционах) после завершения процедуры их формирования. Последующий отзыв Б.Н.А. поданных заявлений не является основанием для предоставления испрашиваемых земельных участков без проведения торгов (аукциона).
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лахденпохского районного суда от 22 января 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Г.Р.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)