Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2014 ПО ДЕЛУ N А56-67410/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу N А56-67410/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кривобоковым К.В.,
при участии:
от истца (заявителя): представителя Широковой Н.А., доверенность от 23.10.2013
от ответчиков: 1. представителя Кабанцевой В.С., доверенность от 27.12.2013 2. представителей Кабанцевой В.С., доверенность от 09.01.2014, Стериной О.О., доверенность от 09.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15558/2014) ООО "ФОРВАРД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 по делу N А56-67410/2013 (судья Воробьева Ю.В.),
истец: Общество с ограниченной ответственностью "ФОРВАРД"
ответчики: Комитет по строительству, Правительство Санкт-Петербурга
о признании незаконными действий и бездействия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ФОРВАРД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением 1) о признании Заключения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 19.09.2013 N 11948/13 и возврата документов Обществу незаконными действиями Комитета; 2) о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии (не утверждении) норм и правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в границах зон охраны объектов культурного наследия, ранее входящих в Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и в Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", признанных недействующими Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10; 3) об обязании Правительства принять (утвердить) правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга в границах зон охраны объектов культурного наследия, ранее входящие в Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и в Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", признанных недействующими Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, 4) об обязании Правительства принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пушкин, Октябрьский бульвар, уч. 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе), Обществу для строительства гостиницы путем издания соответствующего постановления. Определением суда от 29.01.2014 выделены в отдельное производство требования Общества к Правительству Санкт-Петербурга - о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии (неутверждении) норм и правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в границах зон охраны объектов культурного наследия, ранее входящих в Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и в Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", признанных недействующими Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10; - об обязании Правительства Санкт-Петербурга принять (утвердить) правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга в границах зон охраны объектов культурного наследия, ранее входящие в Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и в Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", признанных недействующими Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, с присвоением делу номера А56-4772/2014.
В судебном заседании Общество заявило в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об уточнении заявленных требований, в связи с чем просит суд признать Заключение Комитета от 19.09.2013 N 11948/13 и возврат документов Обществу незаконными действиями Комитета и обязать устранить допущенные нарушения прав Общества; - обязать Правительство принять решение о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: г. Пушкин, Октябрьский бульвар, уч. 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе), для проектирования и строительства гостиницы путем издания соответствующего постановления.
Решением от 19.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга заявил ходатайство о приобщении к материалам дела проекта постановления по делу на основании п. 9.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2013 N 100 " Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций).
Ходатайство о приобщении к материалам дела проекта постановления удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела на основании постановления Правительства от 08.12.2009 N 1405 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пушкин, Октябрьский бульвар, участок 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе)" между КУГИ и Обществом заключен договор от 11.01.2010 N 18/ЗКИ-02175 аренды указанного земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 07.07.2010 N 2178 Обществу предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования "для размещения гостиниц" спорного земельного участка площадью 13 211 кв. м с кадастровым номером 78:42:18122Б:147, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Октябрьский бульвар, участок 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе) (далее - земельный участок).
Распоряжением КГА от 14.10.2010 N 202-пр утвержден проект границ земельного участка, разработанный КГА в масштабе 1:500, шифр 10-2492 для предоставления на инвестиционных условиях (реестровый N 271-ННЖ-01) и установлена площадь земельного участка в границах проектирования 11 768 кв. м, разрешенное использование участка: размещение гостиницы.
Распоряжением КГА от 24.11.2010 N 3733 утвержден акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Октябрьский бульвар, уч. 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе), общей площадью 11 768 кв. м, для строительства объекта недвижимости - гостиницы.
11.07.2011 изготовлен кадастровый паспорт земельного участка N 9213, земельному участку присвоен кадастровый номер 78:42:18122Б:148. Для принятия Правительством решения о предоставлении Обществу земельного участка для целей строительства Общество 20.05.2013 получило отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок по указанному адресу) N 1-1/2013, а также заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" N 31-2-0360/2013 от 24.06.2013.
Также Обществом получены следующие документы: заключение Комитета по управлению городским имуществом от 07.02.2013 N 2711-32, заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 06.12.2012 N 61910/к, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 29.11.2012 N 2-13444-1, от 27.12.2011 N 2-12759-1, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 14.02.2013 N 36.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу предоставило сведения от 30.08.2013 N 06/010/2-13-2207.
17.09.2013 Общество обратилось в Комитет с заявлением N 14-19112/13 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства. К заявлению Общество приложило указанные выше документы, а также подтвердило полномочия руководителя и представителя.
Письмом от 19.09.2013 N 11948/13 Комитет возвратил Обществу представленный комплект документов на доработку со ссылкой на п. 3.16.1 постановления Правительства от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" далее соответственно - Положение, Постановление N 1813).
В качестве оснований возврата представленных Обществом документов Комитет указал на невозможность предоставления земельного участка ввиду отсутствия возможности определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в связи с признанием решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения Определением Верховного суда РФ от 16.03.2011 N 78-Г11-13, недействующими градостроительных регламентов в пределах зон охраны объектов культурного наследия, а также на нарушение порядка информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка и расхождение в площадях земельного участка в кадастровом паспорте и распоряжении КГА от 07.07.2010 N 2178.
Полагая, что правовые основания для возврата документов на доработку отсутствуют, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными Заключения Комитета и возврата документов, и об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу земельного участка путем издания соответствующего постановления.
Суд признал заявленные требования необоснованными.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия_ государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 298, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 АПК РФ апелляционный суд полагает, что указанные требования не подлежат удовлетворению.
Процедура предоставления земельных участков для строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 г. N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43), Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 г. N 1813 (далее - Положение N 1813).
Согласно статье 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
В данном случае, Комитет по строительству письмом от 19.09.2013 N 11948/13 возвратил Обществу документы на доработку, поскольку они не соответствуют указанным критериям.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (ЗРЗ 3-1) Пушкинского района Санкт-Петербурга. Указанное подтверждается заключением КГИОП от 27.11.2012 N 2-12759-1.
На момент обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении под строительство земельного участка решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 г. по делу N 3-311/10 признаны недействующими с 16.03.2011 г. и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части установления градостроительных регламентов и в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Учитывая решение суда, признающее недействующим градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, и, следовательно, ранее утвержденные правила землепользования и застройки, в отношении территорий зон охраны объектов культурного наследия в городе Санкт-Петербурге, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Правительства отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, в связи с чем заявление Общества было правомерно возвращено.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 АПК РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал доводов апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 по делу N А56-67410/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Т.А.КАШИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)