Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2014 года
по делу N А60-14436/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Горбашовой И.В.,
по иску Администрации г. Екатеринбурга
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9"
о взыскании задолженности по договору аренды,
установил:
Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 86 178 руб. 10 коп., пени за просрочку внесения арендной платы в сумме 6 948 руб. 92 коп.
Решением суда от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как полагает ответчик, в спорный период арендная плата должна рассчитываться исходя из Ставок арендной платы в отношении земельных участков, на которых расположены тепловые станции, обслуживающие их сооружения и объекты, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347, поскольку закрепленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) правила и принципы являются общеобязательными при аренде земли для всех публичных образований. Кроме того, по мнению общества, за период до 31.08.2013 (даты вступления в силу Приказа N 347), арендная плата подлежала расчету исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Приказом МУГИСО N 32. Поскольку до ноября 2013 общество уплачивало арендную плату в большем размере, у него образовалась переплата, поэтому оснований для взыскания задолженности и удовлетворения требований не имеется.
Общество просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы общества, указала на законность и обоснованность принятого решения, просила оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Администрация также просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 12.05.2012 N 1-1393, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок, расположенный по адресу: город Екатеринбург, проспект Космонавтов, 21, общей площадью 3974 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110019:4.
Земельный участок предоставлен под комплекс зданий и сооружений подстанции "Заводская" и открытое распределительное устройство 110 Кв (пункт 2.1.5 договора аренды).
Договор аренды заключен сроком на десять лет (пункт 1 договора), в связи с чем, договор прошел предусмотренную законодательством Российской Федерации процедуру государственной регистрации в ЕГРП (регистрационная запись от 08.08.2012 N 66-66-01/700/2012-563).
Согласно п. 2.2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца, если иное не установлено в расчете арендной платы на соответствующий год.
Ссылаясь на то, что арендная плата с ноября 2013 по март 2014 года обществом не вносилась, администрация обратилась в суд с иском о взыскании долга и пени, начисленной в соответствии с п. 3.1 договора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расчет администрации, осуществленный на основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, является верным, поскольку доказательств уплаты арендной платы за спорный период в указанном размере не представлено, суд признал обоснованными требования администрации о взыскании долга в сумме 86 178 руб. 10 коп.
Установив нарушение обществом исполнения обязательства по оплате арендной платы, суд признал подлежащими удовлетворению на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании пени за период с 12.11.2013 по 26.03.2014 в размере 6 948 руб. 92 коп., начисленной в соответствии с п. 31.1 договора.
Отклоняя ссылку общества на то, что размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии со Ставками, утвержденными Приказом N 347, суд первой инстанции указал, что Постановлением N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок в отношении земельных участков, находящихся в "неразграниченной" собственности, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 г. утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП.
Приказом N 347 утверждены Ставки арендной платы исключительно в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, следовательно, правовых оснований для их применения в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" у Администрации города Екатеринбурга на сегодняшний день не имеется.
В отношении земельных участков, занятых организациями энергетики, Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП установлена ставка арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости, а с 11.01.2014 - 4,3% (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1670-ПП), поскольку нормы, на основании которых утверждены данные ставки, не признаны недействующими, не обжалованы, при подготовке расчетов арендной платы Администрация города Екатеринбурга обязана руководствоваться ими.
С данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре", при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как правильно установлено судом первой инстанции, арендная плата по договору аренды от 12.05.2012 N 1-1393 является регулируемой.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Правилами, утвержденными Постановлением N 582 для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 во исполнение п. 5 Правил, утвержденных Постановлением N 582, утверждены Ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Поскольку обществу земельный участок предоставлен в аренду для размещения комплекса зданий и сооружений подстанции "Заводская" (свидетельство о регистрации права, л.д. 48), с момента вступления в силу Приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 (с 31.08.2013) расчет арендной платы должен производиться с применением ставки, установленной этим нормативным актом.
Апелляционный суд соглашается с представленным обществом расчетом за спорный период с ноября 2013 по март 2014 (включительно), который выполнен в соответствии с Приказом N 347 и п. 8 Постановлением N 582, согласно которому арендная плата за этот период составит 4063 руб. 27 коп. (л.д. 46, 47). Сам расчет администрацией не оспорен.
Доводы общества о том, что с 08.02.2013 арендная плата должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом МУГИСО N 32, ввиду чего за период с 08.02.2013 по сентябрь 2013 у общества имеется переплата по арендной плате, апелляционным судом признаются несостоятельными.
Арендная плата, подлежащая в 2013 году исчислению исходя из кадастровой стоимости, должна рассчитываться из действующей в этот период кадастровой стоимости, каковой является стоимость, утвержденная по состоянию на 01.01.2010.
В связи с утверждением результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" приказом МУГИСО N 32, в целях урегулирования порядка применения нормативных правовых актов, утверждающих результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", Правительство Свердловской области приняло Постановление от 22.05.2013 N 654-ПП, которым Постановление N 695-ПП дополняется пунктом 1-1 следующего содержания: Таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", строки 5711-8996 таблицы "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", а также строка 41 таблицы "Средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", утвержденные настоящим Постановлением, признаются утратившими силу с 01 января 2014 года".
Таким образом, применение кадастровой стоимости, установленной приказом N 32, было отложено до 01.01.2014. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Таким образом, арендная плата в 2013 (до 31.08.2013) правомерно арендодателем рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 01.01.2010, ввиду чего за этот период у общества переплаты нет.
В то же время в сентябре и октябре 2013 расчет арендной платы должен осуществляться исходя из Ставок, утвержденных Приказом N 347, и размер арендной платы в сентябре составит 783 руб. 91 коп., в октябре 850 руб. 54 коп.
Общество в сентябре 2013 года уплатило 20 605 руб. 11 коп. (платежное поручение от 05.09.2013 N 814), в октябре 2013-21 291 руб. 95 коп. (платежное поручение от 08.10.2013 N 116), то есть имела место переплата в сумме 19 821 руб. 20 в сентябре и 20 441 руб. 41 коп. в октябре, всего 40 262 руб. 61 коп.
Поскольку у общества за сентябрь, октябрь 2013 года имеется переплата в сумме 40 262 руб. 61 коп., задолженность за период с ноября 2013 по март 2014 включительно в сумме 4 063 руб. 27 коп. и неустойка, начисленная на эту сумму, взысканию не подлежат. В удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2014 года по делу N А60-14436/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с администрации города Екатеринбурга в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) 2000 (две тысячи) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2014 N 17АП-9213/2014-ГКУ ПО ДЕЛУ N А60-14436/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. N 17АП-9213/2014-ГКу
Дело N А60-14436/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2014 года
по делу N А60-14436/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Горбашовой И.В.,
по иску Администрации г. Екатеринбурга
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9"
о взыскании задолженности по договору аренды,
установил:
Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 86 178 руб. 10 коп., пени за просрочку внесения арендной платы в сумме 6 948 руб. 92 коп.
Решением суда от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как полагает ответчик, в спорный период арендная плата должна рассчитываться исходя из Ставок арендной платы в отношении земельных участков, на которых расположены тепловые станции, обслуживающие их сооружения и объекты, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347, поскольку закрепленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) правила и принципы являются общеобязательными при аренде земли для всех публичных образований. Кроме того, по мнению общества, за период до 31.08.2013 (даты вступления в силу Приказа N 347), арендная плата подлежала расчету исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Приказом МУГИСО N 32. Поскольку до ноября 2013 общество уплачивало арендную плату в большем размере, у него образовалась переплата, поэтому оснований для взыскания задолженности и удовлетворения требований не имеется.
Общество просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы общества, указала на законность и обоснованность принятого решения, просила оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Администрация также просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 12.05.2012 N 1-1393, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок, расположенный по адресу: город Екатеринбург, проспект Космонавтов, 21, общей площадью 3974 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110019:4.
Земельный участок предоставлен под комплекс зданий и сооружений подстанции "Заводская" и открытое распределительное устройство 110 Кв (пункт 2.1.5 договора аренды).
Договор аренды заключен сроком на десять лет (пункт 1 договора), в связи с чем, договор прошел предусмотренную законодательством Российской Федерации процедуру государственной регистрации в ЕГРП (регистрационная запись от 08.08.2012 N 66-66-01/700/2012-563).
Согласно п. 2.2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца, если иное не установлено в расчете арендной платы на соответствующий год.
Ссылаясь на то, что арендная плата с ноября 2013 по март 2014 года обществом не вносилась, администрация обратилась в суд с иском о взыскании долга и пени, начисленной в соответствии с п. 3.1 договора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расчет администрации, осуществленный на основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, является верным, поскольку доказательств уплаты арендной платы за спорный период в указанном размере не представлено, суд признал обоснованными требования администрации о взыскании долга в сумме 86 178 руб. 10 коп.
Установив нарушение обществом исполнения обязательства по оплате арендной платы, суд признал подлежащими удовлетворению на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании пени за период с 12.11.2013 по 26.03.2014 в размере 6 948 руб. 92 коп., начисленной в соответствии с п. 31.1 договора.
Отклоняя ссылку общества на то, что размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии со Ставками, утвержденными Приказом N 347, суд первой инстанции указал, что Постановлением N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок в отношении земельных участков, находящихся в "неразграниченной" собственности, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 г. утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП.
Приказом N 347 утверждены Ставки арендной платы исключительно в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, следовательно, правовых оснований для их применения в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" у Администрации города Екатеринбурга на сегодняшний день не имеется.
В отношении земельных участков, занятых организациями энергетики, Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП установлена ставка арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости, а с 11.01.2014 - 4,3% (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1670-ПП), поскольку нормы, на основании которых утверждены данные ставки, не признаны недействующими, не обжалованы, при подготовке расчетов арендной платы Администрация города Екатеринбурга обязана руководствоваться ими.
С данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре", при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как правильно установлено судом первой инстанции, арендная плата по договору аренды от 12.05.2012 N 1-1393 является регулируемой.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Правилами, утвержденными Постановлением N 582 для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 во исполнение п. 5 Правил, утвержденных Постановлением N 582, утверждены Ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Поскольку обществу земельный участок предоставлен в аренду для размещения комплекса зданий и сооружений подстанции "Заводская" (свидетельство о регистрации права, л.д. 48), с момента вступления в силу Приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 (с 31.08.2013) расчет арендной платы должен производиться с применением ставки, установленной этим нормативным актом.
Апелляционный суд соглашается с представленным обществом расчетом за спорный период с ноября 2013 по март 2014 (включительно), который выполнен в соответствии с Приказом N 347 и п. 8 Постановлением N 582, согласно которому арендная плата за этот период составит 4063 руб. 27 коп. (л.д. 46, 47). Сам расчет администрацией не оспорен.
Доводы общества о том, что с 08.02.2013 арендная плата должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом МУГИСО N 32, ввиду чего за период с 08.02.2013 по сентябрь 2013 у общества имеется переплата по арендной плате, апелляционным судом признаются несостоятельными.
Арендная плата, подлежащая в 2013 году исчислению исходя из кадастровой стоимости, должна рассчитываться из действующей в этот период кадастровой стоимости, каковой является стоимость, утвержденная по состоянию на 01.01.2010.
В связи с утверждением результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" приказом МУГИСО N 32, в целях урегулирования порядка применения нормативных правовых актов, утверждающих результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", Правительство Свердловской области приняло Постановление от 22.05.2013 N 654-ПП, которым Постановление N 695-ПП дополняется пунктом 1-1 следующего содержания: Таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", строки 5711-8996 таблицы "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", а также строка 41 таблицы "Средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", утвержденные настоящим Постановлением, признаются утратившими силу с 01 января 2014 года".
Таким образом, применение кадастровой стоимости, установленной приказом N 32, было отложено до 01.01.2014. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Таким образом, арендная плата в 2013 (до 31.08.2013) правомерно арендодателем рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 01.01.2010, ввиду чего за этот период у общества переплаты нет.
В то же время в сентябре и октябре 2013 расчет арендной платы должен осуществляться исходя из Ставок, утвержденных Приказом N 347, и размер арендной платы в сентябре составит 783 руб. 91 коп., в октябре 850 руб. 54 коп.
Общество в сентябре 2013 года уплатило 20 605 руб. 11 коп. (платежное поручение от 05.09.2013 N 814), в октябре 2013-21 291 руб. 95 коп. (платежное поручение от 08.10.2013 N 116), то есть имела место переплата в сумме 19 821 руб. 20 в сентябре и 20 441 руб. 41 коп. в октябре, всего 40 262 руб. 61 коп.
Поскольку у общества за сентябрь, октябрь 2013 года имеется переплата в сумме 40 262 руб. 61 коп., задолженность за период с ноября 2013 по март 2014 включительно в сумме 4 063 руб. 27 коп. и неустойка, начисленная на эту сумму, взысканию не подлежат. В удовлетворении требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2014 года по делу N А60-14436/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с администрации города Екатеринбурга в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) 2000 (две тысячи) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)