Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2015 N 02АП-5839/2015 ПО ДЕЛУ N А82-9068/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N А82-9068/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Ярославской области, ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 по делу N А82-9068/2014, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А.,
по иску Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) "Дружба" (ИНН 7623000442, ОГРН 1027601461590)
о взыскании задолженности и процентов,
установил:

Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - истец, заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) "Дружба" (далее - ответчик, Кооператив) о взыскании 102 847 руб. 37 коп. арендной платы по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 31.12.2008 N 256 (далее - Договор) за 3 квартал 2012 года (далее - спорный период), 13 312 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2012 по 27.02.2014.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить.
Заявитель указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции неверно оценены представленные ответчиком документы и доводы, не применен закон, подлежащий применению. Судом неправильно истолковано решение Ярославского областного суда от 24.08.2012 N 3-30/2012, которым перевод земельного участка с кадастровым номером 76:10:000000:24 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли лесного фонда" был признан проведенным с нарушением требований закона. Вместе с тем указанное решение не относит спорный земельный участок к какой-либо категории. Предметом рассмотрения являлось несоответствие нормативного правового акта - постановления Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п действующему законодательству. Кроме того, Договор был заключен не на основании постановления Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п, а на основании Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и поданного ответчиком заявления. Доказательств несоответствия сделки требованиям закона Кооперативом не представлено. Договор ничтожным также не признавался. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.08.2014 по делу N А82-13909/2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 16.04.2014, установлено, что спорный земельный участок относился ранее и относится в настоящее время к категории "земли лесного фонда". Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:24 ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд и с начала его использования правопредшественником Кооператива фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что из содержания мотивировочной и резолютивной частей решении Ярославского областного суда следует, что земельный участок, за который истец взимал арендную плату, имел статус земель сельскохозяйственного назначения, а не земель лесного фонда. В резолютивной части решения по делу N А82-13909/2013 не содержалось вывода о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда, следовательно, суд первой инстанции не мог использовать преюдицию этого решения, изъяв из его мотивировочной части удобные для истца обстоятельства. Вступление в действие Лесного кодекса Российской Федерации не изменило правовую ситуацию, в которой находился спорный земельный участок. Наличие древесной растительности на земельном участке не является основанием для автоматического применения к данному делу норм лесного законодательства. Во всех договорах на использование лесного фонда отсутствовал предмет, следовательно, их надлежало считать незаключенными. Более подробно позиция Кооператива изложена в отзыве на апелляционную жалобу.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
31.12.2008 Департамент (арендодатель) и Кооператив (арендатор) заключили Договор, согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации, и на основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 ноября 2007 года N 258, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, площадью 4 074 га, ранее находившийся в пользовании у настоящего арендатора, согласно договору безвозмездного пользования участком лесного фонда от 17.08.1998, зарегистрированному 17.11.1998 (с номером учетной записи в государственном лесном реестре 184-2009-02).
Лесной участок имеет местоположение: Ярославская область, Первомайский район, ГУ ЯО "Пречистенское лесничество", Первомайское участковое лесничество, кварталы N N 801-823.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в Приложениях N 1 и 2 (пункт 2 Договора).
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах, предусмотренных Приложением N 3 к Договору (пункт 3 Договора).
Согласно пункту 4 Договора арендная плата составляет 440 267 руб. 50 коп.
В соответствии с пунктом 5 Договора арендатор вносит арендную плату согласно Приложению N 4 и представляет в течение одного месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Размер арендной платы подлежит изменению не чаще одного раза в год пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 7 Договора).
Согласно пункту 14 Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных Договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Договором.
Все изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами (пункт 15 Договора).
Срок действия договора установлен с 31.12.2008 по 16.08.2047 (пункт 21 Договора).
Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи от 31.12.2008 (л.д. 23).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.10.2009.
Дополнительным соглашением от 01.11.2011 стороны внесли в Договор ряд изменений, в том числе согласовав размер арендной платы в сумме 439 108 руб. 50 коп. и изложив Приложение N 4 к Договору в новой редакции (л.д. 27-33).
Договор расторгнут соглашением сторон от 07.03.2013.
04.04.2013 Департамент письмом N 05-26/87 уведомил Кооператив о наличии задолженности по арендной плате за спорный период в размере 102 280 руб. 11 коп. и просил погасить задолженность в срок до 05.05.2013.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате арендной платы за спорный период послужило основанием для обращения Департамента с иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Факт нахождения спорного участка в пользовании Кооператива в спорный период сторонами не оспаривается.
Размер арендной платы и порядок ее оплаты согласован сторонами в Договоре.
Поскольку в спорный период истец обязанность по предоставлению лесного участка исполнил, он имеет право на уплату за период пользования арендной платы.
Доказательств внесения арендной платы за спорный период в материалы дела не представлено, расчет суммы долга ответчиком не оспорен.
Отказывая в удовлетворении иска Департаменту, суд первой инстанции исходил из того что переданный в аренду земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, поэтому отсутствует предмет Договора, следовательно, он является незаключенным. При этом суд принял во внимание решение Ярославского областного суда от 24.08.2012 N 3-36/2012 о признании недействующим п/п 210 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" постановления Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав фактические обстоятельства, не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (пункты 1 и 3 статьи 6, статьи 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено в том числе на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Вопрос категории спорного земельного участка был предметом рассмотрения дела N А82-13909/2013, что нашло отражение в судебных актах двух инстанций. Судами установлено, что земельный участок относится к землям лесного фонда, так как занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, и с начала его использования фактически по своему целевому назначению относится к землям лесного фонда; отнесение данного земельного участка к лесному фонду подтверждается всеми документами по его предоставлению в пользование, материалами лесоустройства. Относительно решения Ярославского областного суда 24.08.2012 N 3-36/2012 судами указано, что в рамках названного дела суд оценивал процедуру перевода земельного участка из одной категории в другую, не рассматривая вопрос об определении категории земельного участка; правомерность отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения не исследовалась и не устанавливалась. При этом указание судом в решении на категорию спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, об обратном не свидетельствуют.
Обстоятельства, установленные в рамках ранее рассмотренного дела, имеют обязательный характер при рассмотрении настоящего спора.
Кроме того, из материалов дела следует, что с момента подписания Договора у Кооператива не имелось сомнений относительного того, что в пользовании у него находится именно участок лесного фонда в границах землепользования.
Кооперативом исполнялись требования лесного законодательства на протяжении действия Договора, при этом отсутствуют доказательства об имевшихся намерениях либо фактическом использовании участка для целей ведения сельского хозяйства, выращивания сельскохозяйственных культур, какая-либо переписка относительно того, что рубки лесных насаждений на нем не определяли характер пользования участком в целом.
Принимая во внимание, что спорный участок относится к участкам лесного фонда, учитывая, что материалами дела подтверждается факт использования ответчиком в спорный период участка, доказательства внесения Кооперативом платы за использование участка в дело не представлены, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента о взыскании 102 847 руб. 37 коп. задолженности по арендной плате по Договору спорный период.
Истцом также заявлено требование о взыскании 13 312 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2012 по 27.02.2014.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Таким образом, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой гражданско-правовой ответственности, выражающейся в наличии неблагоприятных для должника последствий нарушения принятого на себя денежного обязательства.
Расчет процентов произведен в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчет процентов ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
В связи с ненадлежащим выполнением ответчиком своих обязательств по Договору суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными в сумме 13 312 руб. 68 коп.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина за рассмотрение иска судом первой инстанции, а также за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03 июня 2015 года по делу N А82-9068/0214 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Департамента лесного хозяйства Ярославской области удовлетворить.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Дружба" в пользу Департамента лесного хозяйства Ярославской области 102 847 руб. 37 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 31.12.2008 N 256, 13 312 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2012 по 27.02.2014.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Дружба" в доход федерального бюджета 4 484 руб. 80 коп. госпошлины по иску и 3 000 руб. 00 коп. госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)