Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
от закрытого акционерного общества "Капитал Н" - до перерыва: представителя Медведевой Е.И. (доверенность от 10.12.2014), после перерыва: представитель не явился, извещено,
от закрытого акционерного общества "ЛюксСтар" - до перерыва: представителя Медведевой Е.И. (доверенность от 06.10.2014), после перерыва: представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" - до перерыва: представителя Медведевой Е.И. (доверенность от 06.10.2014), после перерыва: представитель не явился, извещено,
от закрытого акционерного общества "Новек" - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года по делу N А55-18699/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению 1) закрытого акционерного общества "Капитал Н", Самарская область, г. Самара,
2) закрытого акционерного общества "ЛюксСтар", Самарская область, г. Тольятти,
3) общества с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж", Самарская область, г. Тольятти,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "Новек", Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии решения о предоставлении в собственность юридических лиц земельного участка,
установил:
Закрытое акционерное общество "Капитал Н", закрытое акционерное общество "ЛюксСтар" и общество с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" (далее по тексту - соистцы, созаявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее по тексту - ответчик, ТУ ФАУГИ, Управление) с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ ФАУГИ, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность соистцов земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, а также об обязании ответчика в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов соистцов путем принятия решения о предоставлении в их собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5 площадью 2088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, исходя из формирования выкупной цены в отношении заявителей в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка" (том 1 л.д. 4-7, том 5 л.д. 31, 32).
К участию в деле в качестве третьего лица арбитражным судом первой инстанции было привлечено закрытое акционерное общество "Новек", г. Тольятти (далее по тексту - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года требования соистцов удовлетворены, признано незаконным бездействие ТУ ФАУГИ, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "Капитал Н", закрытому акционерному обществу "ЛюксСтар", обществу с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49. ТУ ФАУГИ вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов созаявителей путем принятия в месячный срок, со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, решения о предоставлении в собственность соистцов земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5 площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, подготовить и направить в их адрес проект договора купли-продажи данного земельного участка, исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года по делу N А55-18699/2014 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований созаявителей отказать. Податель жалобы, ссылаясь на замечания, изложенные в письме Управления от 15.08.2014 N 10467, указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции. Управление также указывает, что 14.11.2014 года им принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка (исх.N 13952 от 14.11.2014).
В судебное заседание представитель подателя апелляционной жалобы не явился, Управление извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель соистцов в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ТУ ФАУГИ и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 23.03.2015 до 30.03.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, посредством подачи заявления от 25 апреля 2012 года входящий номер 14/627 ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с просьбой предоставить на праве собственности (приватизировать) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации здания, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49 (том 1 л.д. 8-11, том 2 л.д. 11-14).
Непринятие Управлением решения по указанному обращению, послужило основанием для обращения указанных лиц в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Как указывают ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" в рассматриваемом заявлении, в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области указанное выше заявление ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" от 25 апреля 2012 года входящий номер 14/627 не было рассмотрено по существу, а также не было принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность последним и не направлен в адрес данных юридических лиц проект договора купли-продажи указанного земельного участка, несмотря на то, что в уполномоченный орган в качестве приложений к Заявлению от 25 апреля 2012 года входящий номер 14/627 его подателями одновременно были представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения в период возникновения и развития спорных правоотношений устанавливался Приказом N 475.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения в срок до 1 июля 2012 года приобретают указанные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в городах с численностью населения менее 3 миллионов человек, по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности и аренды на это имущество.
Полномочия заинтересованного лица по управлению государственным имуществом в Самарской области содержатся в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области является уполномоченным органом по продаже спорного земельного участка.
Заявителем были представлены в Управление все необходимые и достаточные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Представление всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предусмотренных Перечнем утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 подтверждено заявителями, в том числе, Графой - "Приложения" данного Заявления, материалами по настоящему делу (том 2 л.д. 11-163, том 3 л.д. 1-135).
Как следует из материалов настоящего дела, соистцы являются собственниками нежилых помещений, находящихся в здании, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, а именно:
- -ЗАО "Капитал Н" является собственником нежилых помещений, состоящих из комнат: 1ый этаж, комнаты, соответственно номер: 29, 31-38, 40-44, здания Литера А-АБК- производственные мастерские, площадью 230,5 м 2;
- -ЗАО "ЛюксСтар" является собственником нежилых помещений, состоящих из комнат: 1ый этаж, комнаты, соответственно номер: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 17, 17 А, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 45, 2ой этаж, комнаты, соответственно номер: 1-9, 34-36, 36 А, 37-42, 46, 44, 45, здания Литера А, назначение - административно-бытовой корпус, площадью 857,4 м 2;
- -ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" является собственником нежилых помещений, состоящих из комнат: 1ый этаж: комнаты, соответственно номер: 10-16, 2ой этаж, комнаты, соответственно номер: 10-14, 14 А, 15, 16, 16 А, 17, 18, 18 А, 19-23, 23 А, 24-33, здания Литера А, назначение - административно-бытовой корпус, площадью 575,6 м 2.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в настоящем деле свидетельствами о государственной регистрации права (том 1 л.д. 16, том 5 л.д. 33, 34), выписками из ЕГРП (том 2 л.д. 107, 110, том 3 л.д. 18) и свидетельством о государственной регистрации права (том 3 л.д. 105).
Здание, в котором находятся принадлежащие заявителям на праве собственности указанные нежилые помещения, располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, местонахождением которого является адрес: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, право собственности на который оформлено за Российской Федерацией, а право постоянного (бессрочного) пользования было оформлено за ЗАО "Новек", доказательством чего, служат выписка из ЕГРП от 16 марта 2009 года N 09/023/2009-428 (том 1 л.д. 15), выписка из ЕГРЮЛ от 16 марта 2012 года N 09/044/2012-933 (том 2 л.д. 15, 16), а также кадастровый паспорт земельного участка от 07 февраля 2012 года N 63-00-102/12-35525 (том 2 л.д. 17-20).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что испрашиваемый заявителями в собственность земельный участок образован, в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера - 63:09:0102158:5.
В ходе судебного разбирательства представители ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" поясняли, что данные юридические лица относятся к категории собственников, в отношении которых действует льготный порядок определения цены выкупа земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что также подтверждено имеющимися в настоящем деле доказательствами, в том числе, Протоколом от 14 марта 2002 года N 5 "Общего собрания акционеров ЗАО "Новек" (том 5 л.д. 22-24), неотъемлемым Приложением к которому является "Перечень имущества..." (том 5 л.д. 25), Актом от 01 июня 2002 года (том 5 л.д. 26), в совокупности с Уточнением к Акту от 01 июня 2002 года (том 5 л.д. 27), Протоколами, соответственно: от 01 августа 2002 года и от 02 августа 2002 года "Заседания Наблюдательного совета ЗАО "Новек" (том 5 л.д. 30), Выпиской из ЕГРП от 16 марта 2009 года N 09/023/2009-428 (том 1 л.д. 15), Планом приватизации арендного предприятия "Гидроэлектромонтаж", с приложением Акта "Оценки стоимости зданий и сооружений..." (том 3 л.д. 79-99), Справки к "Плану приватизации..." (том 3 л.д. 93-95), Справки о недвижимости (том 3 л.д. 96-99).
Кроме того, представитель ЗАО "Капитал Н" обратил внимание суда на то, что правомерность отнесения ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" к категории лиц, имеющих право льготного выкупа спорного земельного участка, подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 мая 2013 года N 16448/12, согласно которой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у покупателя объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, возникает с момента государственной регистрации права собственности на недвижимость, независимо от регистрации прав на земельный участок, вследствие чего, покупатель имеет право на приватизацию земельного участка путем переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Более того, представитель ЗАО "Капитал Н" указал на то, что ЗАО "Капитал Н" имеет право на льготный выкуп согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что расположенные на нем здания и сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. В частности, как пояснил данный представитель ЗАО "Капитал Н" отчуждение принадлежащих ЗАО "Капитал Н" зданий и помещений из государственной собственности подтверждается документами, перечисленными в информационном письме "О документах, подтверждающих переход зданий и сооружений, расположенных на земельном участке..." (том 5 л.д. 17), представленными заявителями в материалы настоящего арбитражного дела. При этом ЗАО "Новек", у которого было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый заявителем земельный участок, в установленном законом порядке отказалось от своего права и указанное право в соответствии с законом в настоящее время прекращено.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не было рассмотрено заявление ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" от 25 апреля 2012 и на момент вынесения решения судом первой инстанции не принято решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность (либо решения отказе в предоставление в собственность земельного участка) и не направлен в адрес данных юридических лиц проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Данное обстоятельство также подтверждено в суде первой инстанции самим заинтересованным лицом в представленном суду отзыве (том 2 л.д. 2, абзац 4 отзыва), из которого следует, что только 15 августа 2014 года, то есть, после обращения соистцов в арбитражный суд с настоящим заявлением, ТУ ФАУГИ было подготовлено и направлено в адрес последних письменное сообщение исходящий номер 10467, в котором изложены замечания Управления (т. 3 л.д. 140-143).
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Замечания, изложенные в сообщении от 15.08.2014 N 10467 рассмотрены судом, но их обоснованность, материалами дела не подтверждена.
Суд первой инстанции, установив, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не принято соответствующего решения по заявлению ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" от 25.04.2012, учитывая, что заявителями в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, утвержденным Приказом Министерства экономического развитии Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475, для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, пришел к обоснованному выводу о том, что такое бездействие со стороны заинтересованного лица не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у предпринимателя заявителей исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом представленными соистцами в материалы настоящего дела доказательствами подтверждается, что данные юридические лица в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 года имели право выкупить испрашиваемый земельный участок по льготной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Данный вывод соответствуют правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2009 года N 14649/08, согласно которой для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Принимая во внимание, что заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность было подано ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - 25 апреля 2012 года, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен заявителям в собственность по льготной цене.
Из представленных документов возможно установить идентичность объектов недвижимого имущества, принадлежащих Заявителям на праве собственности объектам, отчужденным из государственной собственности.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 35, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому землепользованию и с учетом функционального назначения объектов недвижимости, принадлежащих заявителям, вида деятельности, осуществляемой на спорном земельном участке, является достаточной для размещения и эксплуатации данных объектов недвижимости.
На основании анализа и оценки доводов лиц, участвующих в деле и доказательств, представленных в дело, с учетом вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости устранения нарушенных прав и законных интересов заявителей.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Ссылки в апелляционной жалобе на замечания, изложенные в сообщении Управления от 15.08.2014 N 10467, не могут быть приняты во внимание. Замечания, изложенные в указанном сообщении от 15.08.2014 N 10467, продублированы Управлением в отзыве на заявление, рассмотрены судом, но их обоснованность, материалами дела не подтверждена.
Указание Управления в апелляционной жалобе на направление запросов и получение ответов на запросы в ГУ МЧС России по Самарской области, Мэрию г.о. Тольятти, и принятие 14.11.2014 года решения об отказе в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка (исх.N 13952 от 14.11.2014), не влияет на законность обжалуемого решения суда, поскольку в приложенных к жалобе ответах указанных органов не содержится информации, препятствующей передаче спорного участка в собственность заявителей, а отказ Управления от 14.11.2014 принят после объявления судом резолютивной части решения по настоящему делу и основанием для его принятия, как указывает само Управление, послужило не устранение заявителями замечаний, указанных в письме 15.08.2014 N 10467, тогда как они были исследованы судом и обоснованность их предъявления не нашла подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года по делу N А55-18699/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 11АП-2103/2015 ПО ДЕЛУ N А55-18699/2014
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N А55-18699/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
от закрытого акционерного общества "Капитал Н" - до перерыва: представителя Медведевой Е.И. (доверенность от 10.12.2014), после перерыва: представитель не явился, извещено,
от закрытого акционерного общества "ЛюксСтар" - до перерыва: представителя Медведевой Е.И. (доверенность от 06.10.2014), после перерыва: представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" - до перерыва: представителя Медведевой Е.И. (доверенность от 06.10.2014), после перерыва: представитель не явился, извещено,
от закрытого акционерного общества "Новек" - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года по делу N А55-18699/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению 1) закрытого акционерного общества "Капитал Н", Самарская область, г. Самара,
2) закрытого акционерного общества "ЛюксСтар", Самарская область, г. Тольятти,
3) общества с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж", Самарская область, г. Тольятти,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "Новек", Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии решения о предоставлении в собственность юридических лиц земельного участка,
установил:
Закрытое акционерное общество "Капитал Н", закрытое акционерное общество "ЛюксСтар" и общество с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" (далее по тексту - соистцы, созаявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее по тексту - ответчик, ТУ ФАУГИ, Управление) с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ ФАУГИ, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность соистцов земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, а также об обязании ответчика в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов соистцов путем принятия решения о предоставлении в их собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5 площадью 2088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, исходя из формирования выкупной цены в отношении заявителей в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка" (том 1 л.д. 4-7, том 5 л.д. 31, 32).
К участию в деле в качестве третьего лица арбитражным судом первой инстанции было привлечено закрытое акционерное общество "Новек", г. Тольятти (далее по тексту - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года требования соистцов удовлетворены, признано незаконным бездействие ТУ ФАУГИ, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "Капитал Н", закрытому акционерному обществу "ЛюксСтар", обществу с ограниченной ответственностью "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49. ТУ ФАУГИ вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов созаявителей путем принятия в месячный срок, со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, решения о предоставлении в собственность соистцов земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:5 площадью 2 088 м 2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, подготовить и направить в их адрес проект договора купли-продажи данного земельного участка, исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года по делу N А55-18699/2014 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований созаявителей отказать. Податель жалобы, ссылаясь на замечания, изложенные в письме Управления от 15.08.2014 N 10467, указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции. Управление также указывает, что 14.11.2014 года им принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка (исх.N 13952 от 14.11.2014).
В судебное заседание представитель подателя апелляционной жалобы не явился, Управление извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель соистцов в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ТУ ФАУГИ и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 23.03.2015 до 30.03.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, посредством подачи заявления от 25 апреля 2012 года входящий номер 14/627 ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с просьбой предоставить на праве собственности (приватизировать) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации здания, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49 (том 1 л.д. 8-11, том 2 л.д. 11-14).
Непринятие Управлением решения по указанному обращению, послужило основанием для обращения указанных лиц в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Как указывают ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" в рассматриваемом заявлении, в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области указанное выше заявление ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" от 25 апреля 2012 года входящий номер 14/627 не было рассмотрено по существу, а также не было принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность последним и не направлен в адрес данных юридических лиц проект договора купли-продажи указанного земельного участка, несмотря на то, что в уполномоченный орган в качестве приложений к Заявлению от 25 апреля 2012 года входящий номер 14/627 его подателями одновременно были представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения в период возникновения и развития спорных правоотношений устанавливался Приказом N 475.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения в срок до 1 июля 2012 года приобретают указанные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в городах с численностью населения менее 3 миллионов человек, по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности и аренды на это имущество.
Полномочия заинтересованного лица по управлению государственным имуществом в Самарской области содержатся в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области является уполномоченным органом по продаже спорного земельного участка.
Заявителем были представлены в Управление все необходимые и достаточные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Представление всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предусмотренных Перечнем утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 подтверждено заявителями, в том числе, Графой - "Приложения" данного Заявления, материалами по настоящему делу (том 2 л.д. 11-163, том 3 л.д. 1-135).
Как следует из материалов настоящего дела, соистцы являются собственниками нежилых помещений, находящихся в здании, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, а именно:
- -ЗАО "Капитал Н" является собственником нежилых помещений, состоящих из комнат: 1ый этаж, комнаты, соответственно номер: 29, 31-38, 40-44, здания Литера А-АБК- производственные мастерские, площадью 230,5 м 2;
- -ЗАО "ЛюксСтар" является собственником нежилых помещений, состоящих из комнат: 1ый этаж, комнаты, соответственно номер: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 17, 17 А, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 45, 2ой этаж, комнаты, соответственно номер: 1-9, 34-36, 36 А, 37-42, 46, 44, 45, здания Литера А, назначение - административно-бытовой корпус, площадью 857,4 м 2;
- -ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" является собственником нежилых помещений, состоящих из комнат: 1ый этаж: комнаты, соответственно номер: 10-16, 2ой этаж, комнаты, соответственно номер: 10-14, 14 А, 15, 16, 16 А, 17, 18, 18 А, 19-23, 23 А, 24-33, здания Литера А, назначение - административно-бытовой корпус, площадью 575,6 м 2.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в настоящем деле свидетельствами о государственной регистрации права (том 1 л.д. 16, том 5 л.д. 33, 34), выписками из ЕГРП (том 2 л.д. 107, 110, том 3 л.д. 18) и свидетельством о государственной регистрации права (том 3 л.д. 105).
Здание, в котором находятся принадлежащие заявителям на праве собственности указанные нежилые помещения, располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102158:5, площадью 2 088 м 2, местонахождением которого является адрес: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, 49, право собственности на который оформлено за Российской Федерацией, а право постоянного (бессрочного) пользования было оформлено за ЗАО "Новек", доказательством чего, служат выписка из ЕГРП от 16 марта 2009 года N 09/023/2009-428 (том 1 л.д. 15), выписка из ЕГРЮЛ от 16 марта 2012 года N 09/044/2012-933 (том 2 л.д. 15, 16), а также кадастровый паспорт земельного участка от 07 февраля 2012 года N 63-00-102/12-35525 (том 2 л.д. 17-20).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что испрашиваемый заявителями в собственность земельный участок образован, в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера - 63:09:0102158:5.
В ходе судебного разбирательства представители ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" поясняли, что данные юридические лица относятся к категории собственников, в отношении которых действует льготный порядок определения цены выкупа земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что также подтверждено имеющимися в настоящем деле доказательствами, в том числе, Протоколом от 14 марта 2002 года N 5 "Общего собрания акционеров ЗАО "Новек" (том 5 л.д. 22-24), неотъемлемым Приложением к которому является "Перечень имущества..." (том 5 л.д. 25), Актом от 01 июня 2002 года (том 5 л.д. 26), в совокупности с Уточнением к Акту от 01 июня 2002 года (том 5 л.д. 27), Протоколами, соответственно: от 01 августа 2002 года и от 02 августа 2002 года "Заседания Наблюдательного совета ЗАО "Новек" (том 5 л.д. 30), Выпиской из ЕГРП от 16 марта 2009 года N 09/023/2009-428 (том 1 л.д. 15), Планом приватизации арендного предприятия "Гидроэлектромонтаж", с приложением Акта "Оценки стоимости зданий и сооружений..." (том 3 л.д. 79-99), Справки к "Плану приватизации..." (том 3 л.д. 93-95), Справки о недвижимости (том 3 л.д. 96-99).
Кроме того, представитель ЗАО "Капитал Н" обратил внимание суда на то, что правомерность отнесения ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" к категории лиц, имеющих право льготного выкупа спорного земельного участка, подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 мая 2013 года N 16448/12, согласно которой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у покупателя объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, возникает с момента государственной регистрации права собственности на недвижимость, независимо от регистрации прав на земельный участок, вследствие чего, покупатель имеет право на приватизацию земельного участка путем переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Более того, представитель ЗАО "Капитал Н" указал на то, что ЗАО "Капитал Н" имеет право на льготный выкуп согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что расположенные на нем здания и сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. В частности, как пояснил данный представитель ЗАО "Капитал Н" отчуждение принадлежащих ЗАО "Капитал Н" зданий и помещений из государственной собственности подтверждается документами, перечисленными в информационном письме "О документах, подтверждающих переход зданий и сооружений, расположенных на земельном участке..." (том 5 л.д. 17), представленными заявителями в материалы настоящего арбитражного дела. При этом ЗАО "Новек", у которого было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый заявителем земельный участок, в установленном законом порядке отказалось от своего права и указанное право в соответствии с законом в настоящее время прекращено.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не было рассмотрено заявление ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" от 25 апреля 2012 и на момент вынесения решения судом первой инстанции не принято решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность (либо решения отказе в предоставление в собственность земельного участка) и не направлен в адрес данных юридических лиц проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Данное обстоятельство также подтверждено в суде первой инстанции самим заинтересованным лицом в представленном суду отзыве (том 2 л.д. 2, абзац 4 отзыва), из которого следует, что только 15 августа 2014 года, то есть, после обращения соистцов в арбитражный суд с настоящим заявлением, ТУ ФАУГИ было подготовлено и направлено в адрес последних письменное сообщение исходящий номер 10467, в котором изложены замечания Управления (т. 3 л.д. 140-143).
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Замечания, изложенные в сообщении от 15.08.2014 N 10467 рассмотрены судом, но их обоснованность, материалами дела не подтверждена.
Суд первой инстанции, установив, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не принято соответствующего решения по заявлению ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" от 25.04.2012, учитывая, что заявителями в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, утвержденным Приказом Министерства экономического развитии Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475, для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, пришел к обоснованному выводу о том, что такое бездействие со стороны заинтересованного лица не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у предпринимателя заявителей исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом представленными соистцами в материалы настоящего дела доказательствами подтверждается, что данные юридические лица в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 года имели право выкупить испрашиваемый земельный участок по льготной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Данный вывод соответствуют правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2009 года N 14649/08, согласно которой для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Принимая во внимание, что заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность было подано ЗАО "Капитал Н", ЗАО "ЛюксСтар" и ООО "Тольятти-Гидроэлектромонтаж" в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - 25 апреля 2012 года, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен заявителям в собственность по льготной цене.
Из представленных документов возможно установить идентичность объектов недвижимого имущества, принадлежащих Заявителям на праве собственности объектам, отчужденным из государственной собственности.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 35, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому землепользованию и с учетом функционального назначения объектов недвижимости, принадлежащих заявителям, вида деятельности, осуществляемой на спорном земельном участке, является достаточной для размещения и эксплуатации данных объектов недвижимости.
На основании анализа и оценки доводов лиц, участвующих в деле и доказательств, представленных в дело, с учетом вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости устранения нарушенных прав и законных интересов заявителей.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Ссылки в апелляционной жалобе на замечания, изложенные в сообщении Управления от 15.08.2014 N 10467, не могут быть приняты во внимание. Замечания, изложенные в указанном сообщении от 15.08.2014 N 10467, продублированы Управлением в отзыве на заявление, рассмотрены судом, но их обоснованность, материалами дела не подтверждена.
Указание Управления в апелляционной жалобе на направление запросов и получение ответов на запросы в ГУ МЧС России по Самарской области, Мэрию г.о. Тольятти, и принятие 14.11.2014 года решения об отказе в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка (исх.N 13952 от 14.11.2014), не влияет на законность обжалуемого решения суда, поскольку в приложенных к жалобе ответах указанных органов не содержится информации, препятствующей передаче спорного участка в собственность заявителей, а отказ Управления от 14.11.2014 принят после объявления судом резолютивной части решения по настоящему делу и основанием для его принятия, как указывает само Управление, послужило не устранение заявителями замечаний, указанных в письме 15.08.2014 N 10467, тогда как они были исследованы судом и обоснованность их предъявления не нашла подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 года по делу N А55-18699/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)