Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7034-2014

Требование: О признании действий незаконными, предоставлении земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу была выплачена денежная компенсация на приобретение жилья в счет исполнения решения суда, однако ответчик в предоставлении земельного участка для строительства жилья отказал.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N 33-7034-2014


Судья Юнусов Д.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Акчуриной Г.Ж., Трифоновой О.М.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Л. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2014 года по иску Л. к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, предоставлении земельного участка,

установила:

Л. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что является инвалидом 00 группы и использует для передвижения кресло-коляску, проживает в непригодных для жизни условиях. Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области не приобрела для истца и не предоставила жилье, соответствующее требованиям для проживания с учетом особенностей ее здоровья.
Способ исполнения решения Оренбургского районного суда, которым на администрацию Оренбургского района возложена обязанность предоставить истцу по договору социального найма квартиру, изменен, истцу выплачены денежные средства.
После получения денежных средств истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении выбранного ею конкретного земельного участка под строительство жилого дома, однако ответчики не проводят согласование и выдел земельного участка для нужд истца, тем самым ущемляя права истца на реализацию прав и свобод, предусмотренных законодательством.
В ответах на обращения истца о предоставлении земельного участка ответчики сообщают, что не имеется участков разрешенного вида использования под строительство жилого дома, а категория использования имеющихся земель не соответствует требованиям, которые предъявляет истец при истребовании земельного участка.
Просила признать незаконными действия администрации МО Оренбургский район, администрации МО Первомайский поссовет, не поощряющих жилищное строительство, не создающих условия для осуществления инвалиду 00 группы права на жилище путем строительства за счет полученных бюджетных средств. Обязать администрацию МО Оренбургский район и администрацию МО Первомайский поссовет Оренбургского района поощрить жилищное строительство и создать условия для осуществления Л. права на жилище путем строительства такого жилья за счет полученных бюджетных средств, предоставить свободный и не обремененный правами третьих лиц земельный участок под жилую застройку согласно п. 3 ст. 48 Гр.К РФ на праве аренды, площадью 2500 кв. м в (адрес) перед домами N 2-4, 1 этажного дома.
Л. обратилась в суд с самостоятельным аналогичным заявлением к ответчикам, в котором просила признать действия администрации МО Оренбургский район, администрации МО Первомайский поссовет, не поощряющих жилищное строительство, не создающих условия для осуществления инвалиду 00 группы права на жилище путем строительства за счет полученных бюджетных средств. Обязать администрацию МО Оренбургский район и администрацию МО Первомайский поссовет Оренбургского района поощрить жилищное строительство, путем строительства такого жилья за счет полученных бюджетных средств, предоставить земельный участок под жилую застройку согласно п. 3 ст. 48 Гр.К РФ на праве аренды, площадью 2500 кв. м, в (адрес) перед домами N 2-4, 1 этажного дома.
Определением суда гражданские дела объединены в одно производство для дальнейшего рассмотрения.
В ходе рассмотрения дела Л. неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила признать действия администрации МО Оренбургский район, администрации МО Первомайский поссовет, не поощряющих жилищное строительство, не создающих условия для осуществления инвалиду 0 группы права на земельный участок для индивидуального жилого строительства за счет полученных бюджетных средств Оренбургской области по гражданскому делу N 2-388/13.
Возложить обязанность на ответчиков создать условия для осуществления истцом инвалидом 00 группы права на индивидуальное жилое строительство, предоставить земельный участок в размере 1500 кв. м (30 x 50 м) категория земель: земли населенных пунктов, вблизи с коммуникациями и инфраструктурой на праве аренды с проведением торгов, в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, за счет полученных истцом по гражданскому делу N 3-388/13 бюджетных средств Оренбургской области в размере 00 руб., на срок строительства объекта недвижимости 3 года в (адрес), перед домами N 2 N 4, согласно утвержденной схеме.
В судебном заседании стороны не присутствовали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, истец в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Решением суда от 22 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований Л. отказано.
В апелляционной жалобе Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Из толкования указанной правовой нормы следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу п. 14 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 данной статьи следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления земельных участков в аренду на территории МО Оренбургский район регламентирован Положением "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории МО Оренбургский район", утвержденным Решением Совета депутатов 22.12.2011 года N 188.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Оренбургского районного суда от 20.02.2013 года на администрацию МО Оренбургский район возложена обязанность приобрести и предоставить Л. во внеочередном порядке по договору социального найма квартиру в пределах норм предоставления жилья не менее 48 кв. м, расположенную в границах (адрес).
По заявлению Л. изменен порядок исполнения решения суда, истец получила денежную компенсацию на приобретение жилья в размере 00 руб..
Постановлением N года администрации МО Первомайский поссовет, Л. снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Л. обращалась в администрацию МО Оренбургский район за согласованием и предоставлением земельного участка площадью 2500 кв. м по (адрес) между домами N N 2-4, для строительства жилого дома как инвалиду 00 группы в соответствии со ст. 49 п. 2 Гр.К РФ, согласно прилагаемому фото. На данное обращение ответчик, сообщил о необходимости истребования дополнительных сведений об испрашиваемом земельном участке.
Л. обращалась в администрацию МО Первомайский поссовет с заявлением о предоставлении ей необходимых сведений и согласовании земельного участка, указанного на фото
Из ответов администрации Первомайского поссовета следует, что испрашиваемый земельный участок находится в на землях, государственная собственность на которые не разграничена, администрация не имеет законных оснований для предоставления земельного участка. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке проходят коммуникации, участок не предназначен для индивидуального жилищного строительства. На территории МО Первомайский поссовет отсутствуют свободные земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации МО Оренбургский район N от (дата) по вопросу формирования и предоставления земельного участка площадью 2500 кв. м по (адрес) между домами N N 2-4, сформировать и предоставить в аренду земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, для строительства индивидуального жилого дома не представляется возможным, поскольку испрашиваемая территория застройки предназначена для размещения многоквартирных жилых домов. Также на испрашиваемом земельном участке имеются обременения (сети водопровода и канализации).
Судом установлено, что через испрашиваемый истцом земельный участок (площадью 1500 кв. м по (адрес) между домами N N 2-4) проходят коммуникации в виде источников водоснабжения. Для данного источника водоснабжения установлены зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Также проходит кабельная сигнализация, принадлежащая ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Зона застройки в месте расположения испрашиваемого земельного участка, предназначена для размещения малоэтажных жилых домов, индивидуальное жилищное строительство не относится к основному и вспомогательному виду разрешенного использования в данной территориальной зоне.
Отказывая в удовлетворении иска Л., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение ответчиков об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и последующем предоставлении испрашиваемого земельного участка, но не сформированного в установленном порядке, для строительства жилого дома, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов истца, поскольку из представленных доказательств, установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны водопроводных сооружений, для которого строительство индивидуального жилого дома является запрещенным видом использования земельных участков, территориальная зона участка не принадлежит к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства".
Учитывая реализованное Л. право на обеспечение жилой площадью в соответствии с положениями Федерального закона РФ N 181-ФЗ, суд первой инстанции правомерно указал, что истец не приобрела права на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и исключительного права на выбор земельного участка, площадью 1500 кв. м, расположенного между многоэтажными жилыми домами по (адрес), для строительства жилого дома.
Кроме того суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании действий ответчиков, не поощряющих жилищное строительство, не создающих условий для осуществления права на жилище путем строительства за счет полученных бюджетных средств и возложении данной обязанности на ответчиков; предоставлении земельного участка на праве аренды с проведением торгов, поскольку отсутствие иных претендентов на испрашиваемый земельный участок не влечет у ответчика обязанности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в том числе законодательства Оренбургской области и надлежащей оценке собранных по делу доказательств.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о расположении на испрашиваемом участке коммуникаций, противоречат материалам дела.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут являться поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)