Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 10АП-17414/2014 ПО ДЕЛУ N А41-64866/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А41-64866/14


Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ООО "Торговый дом "На Рабочем" (ИНН 5042063717, ОГРН 1025005329865): Артемов Г.Т., доверенность от 01.06.2014 г.,
от Администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (ИНН 5042084361, ОГРН 1055008031528): Калиничева Э.В., доверенность от 29.12.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2014 года по делу N А41-64866/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению ООО "Торговый дом "На Рабочем" к Администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "На Рабочем" (далее - ООО "ТДР", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просило:
1) Признать незаконным бездействие Администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившееся в невыдаче ООО "ТДР" в установленный срок разрешение на строительство объекта "Многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного назначения по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4" на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:05:0070107:0003, 50:05:0070107:0015, 50:05:0070107:72.
2) Обязать Администрацию города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области выдать ООО "ТДР" разрешение на строительство объекта "Многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного назначения по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4" на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:05:0070107:0003, 50:05:0070107:0015, 50:05:0070107:72.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2014 года заявленные требования удовлетворены (том 1, л.д. 147 - 150).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела (том 10, л.д. 3 - 4).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "ТДР" возражал против доводов представителя администрации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании договора аренды земельного участка N Д-465 от 15.12.2003 года, заключенного между Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района (арендодатель) и ООО "ТДР" (арендатор), последний является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070107:0003, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4.
Также ООО "ТДР" является собственником следующих земельных участков:
- - земельного участка общей площадью 1000 кв. м, кадастровый номер 50:05:0070107:0015, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения жилого дома с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного значения", расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Краснофлотская, д. 1;
- - земельного участка общей площадью 598 кв. м, кадастровый номер 50:05:0070107:72, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов характерных для населенных пунктов", расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Валовая, д. 12.
16.11.2007 года Главой города Сергиев Посад вынесено Постановление N 437-п, в соответствии с которым утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1000 кв. м, кадастровый номер 50:05:0070107:0015, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения жилого дома с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного значения", расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Краснофлотская, д. 1.
Постановлением Главы города Сергиев Посад N 438-п от 16.11.2007 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070107:0003, находящегося по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4.
Постановлением Главы города Сергиев Посад N 437-п от 16.11.2007 года был утвержден градостроительный план земельного участка общей площадью 598 кв. м, кадастровый номер 50:05:0070107:72, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов характерных для населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Валовая, д. 121.
09.10.2014 года заявитель в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратился в Администрацию города Сергиев Посад Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного назначения на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0070107:0003, по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4.
Ссылаясь на то обстоятельство, что администрация до настоящего времени не ответила на указанное обращение и не предприняла действий по выдаче разрешения на строительство, ООО "ТДР" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно пунктам 2, 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:
- - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
- - органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как уже было указано, ООО "ТДР" принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:0003, находящийся по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4, с разрешенным видом использования: "для многоэтажного жилого дома с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного назначения".
09.10.2014 года общество в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило выдать разрешение на строительство многоэтажного жилого дома с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного назначения на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0070107:0003, по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4.
Судом установлено, что вместе с заявлением от 09.10.2014 года о выдаче разрешения на строительство заявителем был представлен пакет документов, определенный частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрацией в материалы дела был представлен письменный ответ (от 15.10.2014 N 18-317-вх/о), данный на обращение заявителя, согласно которому документация по вопросу выдачи разрешения на строительство направлена на рассмотрение в Градостроительный совет Московской области (том 9, л.д. 128).
По смыслу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Между тем, как обоснованно указано судом области, по истечении предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации десятидневного срока Администрация города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области разрешение не выдало.
Согласно пункту 2.2 Соглашения об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 08.08.2013 N 599/13, орган местного самоуправления направляет в Уполномоченный орган по реализации Соглашения (далее - Уполномоченный орган) проект Решения с соответствующими документами для рассмотрения в целях получения рекомендаций на их соответствие законодательству. Уполномоченный орган рассматривает поступившие документы и направляет по ним заключение в Градостроительный совет Московской области.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 22 Положения о градостроительном совете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9 (ред. от 24.09.2013) "О Градостроительном совете Московской области" (вместе с "Положением о Градостроительном совете Московской области") решения Совета вступают в силу с даты подписания протокола заседания Совета и учитываются центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при принятии решений по вопросам градостроительной деятельности и земельно-имущественных отношений.
Таким образом, решения Градостроительного совета носят рекомендательный характер и могут учитываться уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом - администрацией при решении такого вопроса.
Поскольку иное не предусмотрено в Градостроительном кодексе Российской Федерации, действия уполномоченного органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство не могут быть основаны на необходимости соблюдения дополнительных процедур, не предусмотренных частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое бездействие администрации является незаконным, а заявленные ООО "ТДР" требования - подлежащими удовлетворению.
При этом, признавая бездействие администрации незаконным, суд области в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя правомерно обязал администрацию выдать разрешение на строительство объекта "Многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными помещениями торгово-офисного назначения по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, пер. Красный, дом 4" на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:05:0070107:0003, 50:05:0070107:0015, 50:05:0070107:72.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2014 года по делу N А41-64866/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)