Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - ОАО "Раменская ПМК-17"
Скляров А.С. - дов. от 27.08.2014 г. б/н, Адамов Н.П. - ген. директор прот. от 27.07.11 г. N 6
от заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица - 1) Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района - не явился (извещен надлежаще)
2) Управления Росреестра по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 11 сентября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Раменская ПМК-17"
на решение от 24 февраля 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Лещенко А.И.,
на постановление от 26 мая 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н.
по заявлению ОАО "Раменская ПМК-17" (ОГРН: 1035007906680)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
об исправлении кадастровой ошибки
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района, Управление Росреестра по Московской области
установил:
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 г., отказано в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Раменская ПМК-17" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Раменская ПМК-17") требований об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, ответчик), исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030209:907, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию, с удельной стоимостью, равной 8,77 руб./кв. м, в соответствии с колонкой N 15 Приложения N 3 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 г., с учетом фактической площади, равной 59 821 кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка, по мнению Заявителя, должна составлять 530 612 рублей.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, по мнению которого, при вынесении судебных актов судами были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Раменская ПМК-17" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907.
Данный земельный участок внесен в реестр объектов недвижимости 29.09.2006 г. со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы, площадь - 156 000 кв. м.
Впоследствии органом кадастрового учета принято решение N 23/10-8505 об исправлении технической ошибки, сведения о площади земельного участка исправлены, площадь вместо 156 000 кв. м определена по показателю 56 190 кв. м, произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что во всех правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907 указан разрешенный вид использования - для производственной базы. Без изменения вида разрешенного использования названного земельного участка в установленном законом порядке перерассчитать его кадастровую стоимость не представляется возможным. Доказательств, подтверждающих что заявитель обращался за изменением вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 36, 37 ГрК РФ, в материалах дела не представлено.
В обоснование своей позиции судами обеих инстанций проведен следующий нормативно-правовой анализ.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221 -ФЗ) установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ разъяснено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 названной статьи порядке.
Из изложенных выше положений Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ следует, что сведения в государственный кадастр недвижимости, в том числе в случае обнаружения кадастровой ошибки, вносятся органом кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как установлено судами и следует из представленных в материалы дела копий документов кадастрового дела на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорном земельном участке данному участку была определена категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной базы.
Также материалами дела подтверждается факт направления Заявителем в адрес кадастровой палаты и иных лиц обращения о том, что данный вид разрешенного использования определен неверно, однако на указанные обращения Обществом получены соответствующие ответы, и какие-либо действия (бездействие) ответчика или иных органов власти ОАО "Раменская ПМК-17" не обжаловались.
Учитывая, что в установленном законом порядке вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменялся, его кадастровая стоимость определена и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с установленными для данного земельного участка характеристиками (в том числе видом разрешенного использования), судами сделан правомерный и обоснованный вывод об отсутствии ошибки в отношении его кадастровой стоимости.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2014 года по делу N А41-52845/13 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
О.В.ДУДКИНА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2014 N Ф05-10086/2014 ПО ДЕЛУ N А41-52845/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. по делу N А41-52845/13
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - ОАО "Раменская ПМК-17"
Скляров А.С. - дов. от 27.08.2014 г. б/н, Адамов Н.П. - ген. директор прот. от 27.07.11 г. N 6
от заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица - 1) Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района - не явился (извещен надлежаще)
2) Управления Росреестра по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 11 сентября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Раменская ПМК-17"
на решение от 24 февраля 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Лещенко А.И.,
на постановление от 26 мая 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н.
по заявлению ОАО "Раменская ПМК-17" (ОГРН: 1035007906680)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
об исправлении кадастровой ошибки
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района, Управление Росреестра по Московской области
установил:
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 г., отказано в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Раменская ПМК-17" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Раменская ПМК-17") требований об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, ответчик), исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030209:907, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию, с удельной стоимостью, равной 8,77 руб./кв. м, в соответствии с колонкой N 15 Приложения N 3 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 г., с учетом фактической площади, равной 59 821 кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка, по мнению Заявителя, должна составлять 530 612 рублей.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, по мнению которого, при вынесении судебных актов судами были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Раменская ПМК-17" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907.
Данный земельный участок внесен в реестр объектов недвижимости 29.09.2006 г. со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы, площадь - 156 000 кв. м.
Впоследствии органом кадастрового учета принято решение N 23/10-8505 об исправлении технической ошибки, сведения о площади земельного участка исправлены, площадь вместо 156 000 кв. м определена по показателю 56 190 кв. м, произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что во всех правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907 указан разрешенный вид использования - для производственной базы. Без изменения вида разрешенного использования названного земельного участка в установленном законом порядке перерассчитать его кадастровую стоимость не представляется возможным. Доказательств, подтверждающих что заявитель обращался за изменением вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 36, 37 ГрК РФ, в материалах дела не представлено.
В обоснование своей позиции судами обеих инстанций проведен следующий нормативно-правовой анализ.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221 -ФЗ) установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ разъяснено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 названной статьи порядке.
Из изложенных выше положений Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ следует, что сведения в государственный кадастр недвижимости, в том числе в случае обнаружения кадастровой ошибки, вносятся органом кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как установлено судами и следует из представленных в материалы дела копий документов кадастрового дела на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорном земельном участке данному участку была определена категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной базы.
Также материалами дела подтверждается факт направления Заявителем в адрес кадастровой палаты и иных лиц обращения о том, что данный вид разрешенного использования определен неверно, однако на указанные обращения Обществом получены соответствующие ответы, и какие-либо действия (бездействие) ответчика или иных органов власти ОАО "Раменская ПМК-17" не обжаловались.
Учитывая, что в установленном законом порядке вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменялся, его кадастровая стоимость определена и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с установленными для данного земельного участка характеристиками (в том числе видом разрешенного использования), судами сделан правомерный и обоснованный вывод об отсутствии ошибки в отношении его кадастровой стоимости.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2014 года по делу N А41-52845/13 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
О.В.ДУДКИНА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)