Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2014 N 18АП-6333/2014 ПО ДЕЛУ N А07-6388/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. N 18АП-6333/2014

Дело N А07-6388/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2014 по делу N А07-6388/2013 (судья Харисов А.Ф.).
Закрытое акционерное общество "Нефтепереработчик" (далее - ЗАО "Нефтепереработчик", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее также - Территориальное управление, заинтересованное лицо), содержащим следующие требования:
- - признать незаконным бездействие Территориального управления, выразившееся в непринятии в месячный срок решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:99, в уклонении от подготовки проекта договора аренды земельного участка и от направления этого проекта в адрес Заявителя с предложением о заключении соответствующей сделки;
- - возложить на Территориальное управление обязанность в срок, не превышающий одного месяца, подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:99 и направить его с предложением о заключении сделки в адрес ЗАО "Нефтепереработчик" (с учетом принятого судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований - т. 1, л.д. 6-11; т. 2, л.д. 90).
Определением от 10.07.2013 арбитражный суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Дельта Капитал" (далее - ООО "Дельта Капитал") и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ, Министерство; т. 1, л.д. 133-134).
Решением от 22.04.2014 (резолютивная часть объявлена 16.04.2014), с учетом определения от 23.04.2013 об исправлении опечатки (т. 2, л.д. 150-151), требования ЗАО "Нефтепереработчик" удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Территориального управления, а также возложил на него обязанность подписать и направить Заявителю проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:99 (т. 2, л.д. 134-149).
В апелляционной жалобе Территориальное управление просит решение отменить, в удовлетворении требований общества "Нефтепереработчик" отказать (т. 3, л.д. 4-9). Приводит следующие доводы.
Заинтересованное лицо не бездействовало и не уклонялось от заключения договора аренды. Согласно подпункту "е" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении ФАУГИ в Республике Башкортостан, утвержденного Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва (далее - Федеральное агентство, Росимущество). Самостоятельно заинтересованное лицо вправе принять решение о предоставлении земельного участка площадью не более 1 гектара. С письмом от 18.02.2013 Территориальным управлением в адрес Росимущества (г. Москва) направлен пакет документов с просьбой дать поручение на раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28. В письме от 13.03.2013 Росимущество сообщило, что возвращает документы на доработку в связи с непредставлением документов, подтверждающих согласие общества "Дельта Капитал" на раздел земельного участка.
Кроме того, в нарушение требований статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации Заявитель не представил документов, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 04.12.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:59:060202:28, общей площадью 116 627 кв. м, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для обслуживания предприятия", местоположение: Республика Башкортостан, г. Салават-3 (т. 1, л.д. 170; т. 2, л.д. 3).
11.01.2008 на основании договора купли-продажи от 13.11.2007 N 173, продавец - государственное унитарное предприятие "Салаватский оптико-механический завод" (далее - ГУП "СОМЗ"; т. 1, л.д. 20-24), в ЕГРП внесены записи о праве собственности ЗАО "Нефтепереработчик" (ИНН 0266009682) на расположенное в границах участка N 02:59:060202:28 недвижимое имущество:
- - АБК, четырехэтажное нежилое строение общей площадью 6726,3 кв. м, инвентарный номер 3884, лит. Л, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, Южная промзона (т. 1, л.д. 12);
- - корпус АБК, четырехэтажное нежилое строение общей площадью 9714,4 кв. м, инвентарный номер 3884, лит. Л, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Индустриальная, 33 (т. 1, л.д. 13);
- - корпус 14, трехэтажное нежилое строение общей площадью 2259,9 кв. м, инвентарный номер 3956, лит. И, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Индустриальная, 31 (т. 1, л.д. 14);
- - корпус 10, двухэтажное нежилое строение общей площадью 43 018,9 кв. м, инвентарный номер 3953, лит. Ж, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Индустриальная, 33-А (т. 1, л.д. 15);
- - здание насосной с градирней, одноэтажное строение производственного (промышленного) назначения общей площадью 180,9 кв. м, инвентарный номер 3884, лит. К, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават-3, Южная промзона (т. 1, л.д. 16);
- - здание КПП, одноэтажное нежилое строение общей площадью 17,3 кв. м, инвентарный номер 3884, лит. В, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават-3, Южная промзона (т. 1, л.д. 17).
Строения переданы покупателю по акту 14.12.2007 (т. 1, л.д. 25-28).
11.02.2008 общество "Нефтепереработчик" обратилось в Территориальный отдел N 32 Управления Роснедвижимости по РБ, в КУС МИО РБ по г. Салавату с заявлением, в котором просило разъяснить к какой форме собственности отнесен земельный участок, в границах которого расположены перечисленные выше строения (федеральная, республиканская или муниципальная), а также в какой орган необходимо обратиться с целью оформления права аренды на земельный участок (т. 1, л.д. 29).
В письме от 11.02.2008 Территориальный отдел N 32 УФАКОН по РБ сообщил, среди прочего, что по вопросу оформления права аренды на земельный участок Обществу необходимо обратиться в КУС Минземимущества РБ по г. Салавату (т. 1, л.д. 30).
ЗАО "Нефтепереработчик" обратилось в Территориальное управление с заявлением от 05.03.2008 N 70-н, в котором сообщило, что часть принадлежащих ему на праве собственности зданий, строений (АБК, корпуса 10 и 14, насосная с градирней) расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:0028 общей площадью 116 627 кв. м, находящегося в федеральной собственности, и попросило дать разрешение на раздел земельного участка в соответствии с прилагаемым планом (т. 1, л.д. 31).
В письме от 09.04.2008 N 1587 Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан сообщило, что согласовывает проведение работ по размежеванию земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:0028, кроме того, указало, что после проведения работ по размежеванию и постановки участка на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) необходимо зарегистрировать право собственности Российской Федерации, а также оформить договор аренды на землю либо предоставить документы на выкуп земельного участка (т. 1, л.д. 32).
20.04.2009 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о постановке на учет двух вновь образованных, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28, земельных участков:
- - с кадастровым номером 02:59:060202:52, общей площадью 12 427 кв. м, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для обслуживания производственной базы", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Салават, ул. Индустриальная, 35 (кадастровый паспорт от 20.04.2009 N 02/09-188274 - т. 1, л.д. 35-36);
- - с кадастровым номером 02:59:060202:53, общей площадью 104 200 кв. м, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для обслуживания предприятия", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: 453250, Республика Башкортостан, г. Салават (кадастровая выписка от 11.03.2011 N 02/11/1-52111 - т. 1, л.д. 37-40).
28.01.2010 общество "Нефтепереработчик" обратилось в Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан с заявлением (от 27.01.2010 N 17-н), в котором просило разрешить вопрос относительно оформления прав на земельный участок, занимаемый приобретенными по договору купли-продажи от 13.11.2007 N 173 зданиями и строениями (т. 1, л.д. 41).
В 2011 году ЗАО "Нефтепереработчик" направило в Территориальное управление два заявления (от 02.08.2011 N 188-н, от 21.11.2011 N 279-н), в которых дополнительно сообщило о внесении в ГКН сведений о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 на участки под номерами 02:59:060202:52, 02:59:060202:53, указало, что для эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности зданий и строений необходим земельный участок N 02:59:060202:53 (участок N 02:59:060202:52 сформирован для эксплуатации строений, приобретенных обществом "Дельта Капитал"), а также, что право собственности Российской Федерации на участок не зарегистрировано в ЕГРП. В связи с чем, просило разобраться в сложившейся ситуации (т. 1, л.д. 42-44, 45-47, 49-51).
В письме от 17.02.2012 N 01198 Территориальное управление сообщило Заявителю следующее. Решение об образовании (разделе, выделе, объединении) земельного участка может быть принято Территориальным управлением на основании поручения Федерального агентства. В настоящее время Территориальное управление осуществляет подготовку пакета документов, необходимого для рассмотрения Росимуществом (г. Москва) вопроса об образовании земельных участков из участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 (т. 1, л.д. 48).
В письме от 30.05.2012 N 04532 Территориальное управление в ответ на обращение Заявителя от 10.05.2012 N 105-н сообщило, что направило в адрес Росимущества (г. Москва) письмо о возможности раздела земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 (т. 1, л.д. 52-54).
Рассмотрев поступившие документы, Федеральное агентство в письме от 12.10.2012 N ПП-10/45438 сообщило, что пакет документов возвращается на доработку. В обоснование принятого решения указало: сведения о земельных участках NN 02:59:060202:52, 02:59:060202:53 подлежат исключению из ГКН в связи с истечением установленного срока; изменен вид разрешенного использования земель; не представлены правоустанавливающие документы на здания и строения, принадлежащие обществу "Дельта Капитал". Для устранения замечаний Росимущество (г. Москва) перечислило документы, которые необходимо представить (т. 1, л.д. 58-60).
В письме от 19.11.2012 N 10046 Территориальное управление в ответ на обращения Заявителя от 25.09.2012 N 216-н, от 08.10.2012 N 231-н сообщило, что согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора в данном случае невозможно, для заключения договора аренды необходимо провести межевые работы по разделу земельного участка (т. 1, л.д. 55-57).
07.12.2012 в результате повторного раздела земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 на ГКУ поставлены два земельных участка: один с кадастровым номером 02:59:060202:99, общей площадью 104 194 кв. м, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для обслуживания предприятия" (кадастровый паспорт от 20.09.2013 N 02/13/1-749708 - т. 2, л.д. 29-30); второй с кадастровым номером 02:59:060202:100, общей площадью 12 426 кв. м, категория "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для обслуживания предприятия" (кадастровый паспорт от 20.09.2013 N 02/13/1-749746 - т. 2, л.д. 31-32).
18.01.2013 общество "Нефтепереработчик" обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:99 (т. 1, л.д. 61-75). Среди прочих документов, Заявитель представил схему разделения земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28, на которой отображены принадлежащие обществу "Дельта Капитал" и обществу "Нефтепереработчик" на праве собственности здания и строения (т. 1, л.д. 75).
Территориальное управление направило запрос о разделе земельного участка для последующего предоставления его части в аренду обществу "Нефтепереработчик" в Росимущество (г. Москва) - письмо от 18.02.2013 N 1408 (т. 1, л.д. 77, 110-111; т. 2, л.д. 109-110), а также сообщило о принятых мерах Заявителю - письмо от 18.02.2013 N 1410 (т. 1, л.д. 76, 112; т. 2, л.д. 108).
С письмом от 13.03.2013 N ПП-10/10618 Федеральное агентство возвратило пакет документов в Территориальное управление на доработку, указало, что необходимо представить согласие ООО "Дельта Капитал" на раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28, а также документы, обосновывающие целесообразность раздела земельного участка в указанных границах и площадях (т. 1, л.д. 78, 108-109). При этом Федеральное агентство со ссылкой на поручение от 17.06.2010 N ПП-10/16812 повторно обратило внимание Территориального управления на наличие у последнего обязанности проводить первичную экспертизу поступающих от заявителей документов (т. 1, л.д. 58-60, 78, 108-109).
В июне 2013 года Территориальное управление повторно (в третий раз) обратилось в Росимущество (г. Москва) с запросом (письмо от 07.06.2013 N 6064) о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 с целью передачи вновь образуемых земельных участков (NN 02:59:060202:99, 02:59:060202:100) в аренду обществам "Нефтепереработчик" и "Дельта Капитал" (т. 1, л.д. 122-123).
По результатам рассмотрения запроса от 07.06.2013 N 6064 Росимущество (г. Москва) в письме от 22.07.2013 N ПП-10/33031 поручило Территориальному управлению осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 на два участка: N 02:59:060202:99 и N 02:59:060202:100 (т. 1, л.д. 135-136).
27.08.2013 Федеральное агентство издало распоряжение N 368 о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 на два участка: N 02:59:060202:99 и N 02:59:060202:100 (т. 2, л.д. 111).
18.10.2013 в ЕГРП внесены записи о праве собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 02:59:060202:99 (т. 2, л.д. 27), 02:59:060202:100 (т. 2, л.д. 28).
В дальнейшем по результатам рассмотрения запроса от 26.11.2013 N 10708 Росимущество (г. Москва) направило в Территориальное управление поручение от 21.01.2014 N ПП-10/1512 о рассмотрении заявления общества "Нефтепереработчик" о предоставлении земельного участка N 02:59:060202:99 в аренду (т. 2, л.д. 18, 40-41).
05.02.2014 Федеральное агентство издало распоряжение N 15/расп о предоставлении обществу "Нефтепереработчик" земельного участка N 02:59:060202:99 в аренду сроком на 49 лет (т. 2, л.д. 52-55, 112-113).
В 2014 году Территориальное управление направило в адрес общества "Нефтепереработчик" проект договора аренды земельного участка с приложением, без подписей представителя арендодателя и без указания размера арендной платы (т. 2, л.д. 51, 56-62, 99-106).
Полагая, что Территориальным управлением нарушены требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, допущено незаконное бездействие, что заинтересованное лицо уклоняется от исполнения обязанности по подготовке проекта договора аренды, общество "Нефтепереработчик" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия доказательств, подтверждающих нарушение органом власти требований земельного законодательства и охраняемых законом интересов юридического лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса (статья 29 Земельного кодекса РФ).
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пунктам 1, 4.3, 4.8, 4.16 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, утвержденного Приказом Росимущества (г. Москва) от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, по поручению Федерального агентства предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Такой перечень документов утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". Следует отметить, что согласно пункту 2 названного Приказа документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок. При этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
С целью приобретения прав на земельный участок 02:59:060202:99 общество "Нефтепереработчик" обратилось в уполномоченный орган власти, так как испрашиваемый земельный участок находится в федеральной собственности.
При подаче заявлений от 16.01.2013 общество "Нефтепереработчик" представило в Территориальное управление документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия физического лица - представителя Общества, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:99, межевой план, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, справку органа технической инвентаризации об объектах недвижимости, а также схему, на которой отображены земельные участки с кадастровыми номерами 02:59:060202:28, 02:59:060202:99, 02:59:060202:100 и расположенные на этих участках принадлежащие обществам "Нефтепереработчик" и "Дельта Капитал" здания и строения (т. 1, л.д. 61-75).
Тем самым, требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ обществом "Нефтепереработчик" были выполнены. Следует отметить, что Заявитель предоставил в Территориальное управление схему, на которой с указанием реквизитов свидетельств о государственной регистрации отображены принадлежащие обществу "Дельта Капитал" на праве собственности объекты недвижимого имущества (т. 1, л.д. 75). Из схемы видно, что принадлежащие третьему лицу здания (строения) расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:100.
Заявление о предоставлении земельного участка 02:59:060202:99 в аренду поступило в Территориальное управление 18.01.2013.
В нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ Территориальное управление в установленный федеральным законом срок решение о предоставлении земельного участка в аренду не приняло, проект договора аренды не подготовило.
Указанное свидетельствует о нарушении прав и охраняемых законом интересов Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
То обстоятельство, что предоставление земельного участка в данном случае осуществляется Территориальным управлением по поручению Федерального агентства, не свидетельствует о соответствии действий заинтересованного лица требованиям федерального закона.
Прежде всего, норма статьи 36 Земельного кодекса РФ о предельном сроке рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка не допускает возможности увеличения соответствующего срока в связи с организационными особенностями взаимодействия отдельных органов государственной власти либо местного самоуправления.
Территориальное управление является органом власти, которое уполномочено на рассмотрение обращений физических и юридических лиц по поводу предоставления в собственность (выкуп) либо в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В силу чего ответственность за правильное и своевременное рассмотрение соответствующих заявлений не может быть возложена на иных лиц. Риски наступления негативных правовых либо материальных последствий, вызванные длительными сроками рассмотрения заявлений частных лиц в связи с соблюдением внутриведомственных правил (к примеру, принятие решение Территориальным управлением после дачи поручения Федеральным агентством), не могут быть возложены на заявителя. Обязанность соблюдать предусмотренные федеральным законом сроки рассмотрения обращений возложена на органы государственной власти и местного самоуправления.
Более того, в данном случае вне зависимости от действий Федерального агентства Территориальное управление не совершило всех необходимых действий, не предприняло доступных ему мер для уменьшения общего срока рассмотрения обращения общества "Нефтепереработчик", которое, в свою очередь, еще в феврале - марте 2008 года подало первые заявления для целей оформления прав на землю (т. 1, л.д. 29, 31).
Как указано выше, в письме от 09.04.2008 N 1587 Территориальное управление согласовало проведение работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28 с целью формирования из него двух земельных участков: одного для эксплуатации принадлежащих обществу "Дельта Капитал" зданий и строений, второго - для эксплуатации зданий и строений, принадлежащих обществу "Нефтепереработчик" (т. 1, л.д. 32).
В государственный кадастр недвижимости сведения о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:28, об образовании двух самостоятельных участков первоначально внесены 20.04.2009. Вместе с тем, в отсутствие объективных препятствий к тому с запросом о разделе земельного участка для целей предоставления его части в аренду обществу "Нефтепереработчик" Территориальное управление обратилось в Федеральное агентство лишь в мае 2012 года (т. 1, л.д. 53, 58-60).
Пакет документов возвращен Федеральным агентством на доработку в октябре 2012 года с указанием в качестве причины возврата на истечение срока, на который сведения о земельных участках внесены в ГКН, непредставление документов о фактическом расположении объектов недвижимости, документов, подтверждающих права третьих лиц на здания и строения, отсутствие обоснования формирования земельного участка в конкретных границах и площадях (т. 1, л.д. 58-60).
В результате ненадлежащих действий (бездействия) Территориального управления, на котором лежит обязанность провести первичную проверку представленных документов, а также рассмотреть заявление обратившегося лица по существу, общество "Нефтепереработчик" вынуждено было второй раз осуществить мероприятия по межеванию земельного участка N 02:59:060202:28 для целей его раздела на два смежных участка.
Несмотря на предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроки (1 месяц на решение и 1 месяц на проект договора), на необходимость соблюдения процедуры согласования решения по вопросу о предоставлении земельного участка с Федеральным агентством, Территориальное управление направило пакет документов в Росимущество (г. Москва) лишь спустя месяц (18.02.2013) после поступления заявления общества "Нефтепереработчик" (18.01.2013).
По результатам рассмотрения пакет документов был повторно возвращен Федеральным агентством в Территориальное управление на доработку (письмо от 13.03.2013 N ПП-10/10618).
Территориальное управление не исполнило возложенные на него обязанности, не обеспечило своевременное и надлежащее рассмотрение обращения о предоставлении земельного участка в аренду для эксплуатации существующих и зарегистрированных в установленном законом порядке зданий и строений.
То обстоятельство, что в письмах Федерального агентства указано на непредставление отдельных документов (о фактическом расположении объектов недвижимости; подтверждающих права третьих лиц на здания и строения; обосновывающих формирование земельного участка в конкретных границах и определенной площадью), не свидетельствует о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка либо для продления срока рассмотрения соответствующего заявления.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
ЗАО "Нефтепереработчик" представило все необходимые для рассмотрения заявления по существу документы.
Более того, в данном случае земельный участок N 02:59:060202:28 разделен на два новых участка с учетом фактического размещения зданий и строений, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам. Расположение объектов недвижимости отображено на соответствующей схеме. Вновь образованные земельные участки размежеваны и поставлены на ГКУ, что свидетельствует о соблюдении требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Объективными данными, подтверждающими нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:99 объектов недвижимого имущества, правообладателями которых являются иные лица, а также свидетельствующими о том, что площадь в размере 104 194 кв. м превышает площадь земельного участка, которая фактически необходима для эксплуатации принадлежащих обществу "Нефтепереработчик" зданий и строений, не соответствует нормам отвода земель либо правилам землепользования и застройки, землеустроительной или градостроительной документации (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ), Территориальное управление не обладает, суду соответствующих доказательств не представило (часть 2 статьи 9 АПК РФ). Напротив, согласно схеме расположения объектов недвижимого имущества значительная часть земельного участка с кадастровым номером 02:59:060202:99 (не менее 50% общей площади участка) занята принадлежащими Заявителю на праве собственности зданиями и строениями ("АБК", корпусы 10, 14 - т. 1, л.д. 75).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 1 ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
Территориальное управление не подтвердило соблюдение им требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, проект договора аренды, соответствующий императивным требованиям гражданского и земельного законодательства Российской Федерации, не подготовило, доказательств наличия объективных препятствий для рассмотрения заявления общества "Нефтепереработчик" в разумный срок не представило.
При таких обстоятельствах решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2014 по делу N А07-6388/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)