Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С. по доверенности N 26Дов-489 от 25.12.14;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Богомолов С.В. по доверенности N 444/Д-07 от 18.08.15;
- от общества с ограниченной ответственностью "Ависта": Кравчук О.В. по доверенности б/н от 20.03.13; Стремилов В.Г. по доверенности б/н от 01.06.15;
- от общества с ограниченной ответственностью "Подмосковные зори": Полякова Ю.Ю. по доверенности б/н от 20.03.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2015 года по делу N А41-34924/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ависта", обществу с ограниченной ответственностью "Подмосковные зори", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Раменского муниципального района Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, закрытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное",
об освобождении территории лесного фонда,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Ависта", администрации Раменского муниципального района Московской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области об
- - истребовании из незаконного владения ООО "Ависта" земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030155:40, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12, 50:23:0030155:26, 50:23:0030155:22, 50:23:0030155:21, 50:23:0030155:19, 50:23:0030155:20, 50:23:0030155:24, 50:23:0030155:25, 50:23:0030155:28, 50:23:0030155:27, 50:23:0030155:23, 50:23:0030155:69, входящие в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м выделах 1, 2, 3 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО "Агрофирма Подмосковное";
- - снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030155:40, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12, 50:23:0030155:26, 50:23:0030155:22, 50:23:0030155:21, 50:23:0030155:19, 50:23:0030155:20, 50:23:0030155:24, 50:23:0030155:25, 50:23:0030155:28, 50:23:0030155:27, 50:23:0030155:23, 50:23:0030155:69, входящих в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м выделах 1, 2, 3 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО "Агрофирма Подмосковное" (т. 1, л.д. 2 - 5).
Иск заявлен на основании статей 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании указанного иска определением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2014 года было возбуждено производство по делу N А41-34924/14 (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2014 года по делу N А41-34924/14 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Подмосковные зори" (т. 5, л.д. 38).
Также Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Ависта", администрации Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области", Управлению Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области об:
- - истребовании из незаконного владения ООО "Ависта" земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0000000:118363, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:13, 50:23:0030155:11, входящих в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м, выделах 1 - 5 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО Агрофирма "Подмосковное";
- - снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0000000:118363, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:13, 50:23:0030155:11, входящих в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м, выделах 1 - 5 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО Агрофирма "Подмосковное" (т. 33, л.д. 3 - 6).
Иск заявлен на основании статей 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2014 года указанное исковое заявление было принято к производству с присвоением ему номера А41-41735/14, администрация Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области и ТУ Росимущества в Московской области были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 33, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2014 года к участию в деле N А41-41735/14 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Подмосковные зори" (т. 33, л.д. 63).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2014 года производство по делу N А41-34924/14 было объединено в одно производство с делом N А41-41735/14, объединенному делу был присвоен номер А41-34924/14 (т. 5, л.д. 39).
Определением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2014 года ООО "Подмосковные зори" было переведено из числа третьих лиц в соответчики, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Наумова Ольга Александровна и Авдеева Алла Алексеевна (т. 5, л.д. 77 - 78).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 года Наумова О.А. и Авдеева А.А. были исключены из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" (т. 24, л.д. 177).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, Комитет лесного хозяйства Московской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил:
- истребовать из незаконного владения у ООО "Подмосковные зори" и ООО "Ависта" часть земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, расположенную на землях лесного фонда 11 квартала Виноградовского сельского участкового лесничества на площади 0,6066 га в следующих координатах:
- внести изменения, связанные с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, в ЕГРП и государственный кадастр недвижимости (т. 26, л.д. 165 - 170).
Определением Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2015 года ТУ Росимущества в Московской области было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соистца (т. 35, л.д. 33).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований было отказано (т. 35, л.д. 68 - 72).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 35, л.д. 76 - 79, 93 - 99).
В судебном заседании апелляционного суда представители ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители ООО "Ависта" и ООО "Подмосковные зори" возражали против доводов заявителей апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.06.96 на основании Постановления Главы администрации Раменского района Московской области N 1673 "О перерегистрации и выдаче свидетельства на право собственности на землю АОЗТ "Подмосковное" коллективу АОЗТ в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 1 016 га, из них: под пашни - 494,0 га, сенокосов - 34,0 га, пастбищ - 92,0 га, прочие - 396,0 га (т. 24, л.д. 37).
13.07.06 на основании Постановления Главы Раменского район Московской области N 2158 "Об утверждении проектов границ земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства" были утверждены границы указанных земельных участков ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" (правопреемник АОЗТ "Подмосковное") (т. 24, л.д. 29 - 36).
Данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 25.09.06, на них зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" (т. 24, л.д. 104 - 105, 135 - 136, т. 25, л.д. 56 - 62).
Границы участков были согласованы с ГУ "Спецлесхоз Юго-Восточный" 20.07.05 (т. 24, л.д. 24 - 28).
На основании договоров купли-продажи земельных участков, заключенных во исполнение постановлений Главы Раменского муниципального района Московской области N 2482 от 23.07.07 и N 1155 от 02.04.07, в собственность ЗАО Агрофирма "Подмосковное" перешли земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:11, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12, относящиеся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под жилую и нежилую застройку (т. 2, л.д. 128 - 136, 223 - 224, т. 7, л.д. 95 - 98, т. 24, л.д. 79 - 83).
Государственная регистрация права собственности ЗАО Агрофирма "Подмосковное" на вышеуказанные земельные участки была осуществлена 18.10.07.
10.12.07 на основании Протокола заседания Совета директоров ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" N 11 земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:11, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12 были внесены в Уставный капитал ООО "Подмосковные зори" (т. 2, л.д. 173, 179, т. 24, л.д. 46 - 51).
Постановлением Правительства Московской области N 1206/61 от 28.12.10 "О включении земельных участков в границы д. Островцы сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района" земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:11, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12 были включены в границы д. Островцы сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района и установлена его категория: "земли населенных пунктов", с разрешенным использование: "под жилую и нежилую застройку" (т. 24, л.д. 45).
23.03.11 между ООО "Подмосковные зори" и ООО "АВИСТА" был заключен Инвестиционный контракт N ОС-1 на строительство жилого комплекса в Раменском районе Московской области.
23.03.11 между ООО "Подмосковные зори" (Арендодатель) и ООО "Ависта" (Арендатор) был заключен договор аренды земельных участков N АОС-1, по условиям которого Арендатору во временное пользование сроком на 10 лет были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:0010, 50:23:0030155:0011, 50:23:0030155:0012, 50:23:0030155:0013 общей площадью 58,4282 га (т. 6, л.д. 206 - 212).
В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030155:11 был образован земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, общей площадью 4 747 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую и нежилую застройку (т. 5, л.д. 99 - 102).
Российская Федерация является собственником лесного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:72, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь - 903 га, адрес объекта: Московская область, Воскресенский район, Подольское лесничество, Виноградовское сельское участковое лесничество, кварталы 1 - 22 (т. 5, л.д. 31).
В результате мониторинга портала "Публичная кадастровая карта" и сравнения с материалами лесоустройство сотрудниками Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" было выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:118364 на указанные земли лесного фонда (т. 1, л.д. 35, т. 5, л.д. 32 - 36).
Считая, что ответчики занимают земли лесного фонда незаконно, соистцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что он не подтвержден документально.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Пунктом 36 указанного Постановления установлено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области указали, что ООО "Подмосковные зори" и ООО "Ависта" неправомерно занимают участок лесного фонда, в подтверждение чего были представлены материалы публичной кадастровой карты, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N 1139-07-2014 от 28.07.14 и таксационное описание по состоянию на 01.01.07 (т. 5, л.д. 32 - 36, т. 24, л.д. 1 - 11).
Исследовав и оценив представленные документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не может признать их надлежащими доказательствами отнесения земельного участка ответчиков к землям лесного фонда.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Как следует из материалов дела, лесной участок, расположенный в квартале 11 Виноградовского сельского участкового лесничества был поставлен на кадастровый учет в составе земельного участка из земель лесного фонда площадью 903 га с кадастровым номером 50:29:0000000:72, право собственности Российской Федерации на этот участок было зарегистрировано 10.04.09 (т. 5, л.д. 31). Границы данного участка в установленном законом порядке не определены.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, общей площадью 4 747 кв. м, был образован из земель АОЗТ "Подмосковное", переданных обществу на основании Постановления Главы администрации Раменского района Московской области N 1673 от 26.06.96 (т. 24, л.д. 37).
Доказательств того, что переданные АОЗТ "Подмосковное" в 1996 году земельные участки были изъяты из земель лесного фонда или относились к ним не представлено.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:118364 отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "под жилую и нежилую застройку". Доказательств обратного не представлено.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка ответчика в установленном порядке не оспорены.
Участок с кадастровым номером 50:29:0000000:72 был образован позже приватизации спорных земель ЗАО "Агрофирма "Подмосковное", при этом при проведении кадастровых работ наличия пересечения границ этих участков выявлено не было.
Кроме того, согласно акту осмотра территории лесного участка от 16.06.14, составленному Виноградовским филиалом ГКУ Московской области "Мособллес",при патрулировании территории лесного фонда был произведен осмотр лесного участка квартала 11 выдела 1, 2, 3 Виноградовского сельского участкового лесничества Раменского района Московской области, расположенного вблизи д. Островцы Раменского района Московской области, в результате чего установлено отсутствие лесоустроительных и межевых знаков, позволяющих точно определить местоположение границ указанных участков, нарушений лесного законодательства не выявлено (т. 5, л.д. 93).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда не представлено, постановка земельного участка ответчика на кадастровый учет в заявленных границах незаконной признана не была.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно применил срок исковой давности о применении которого было заявлено стороной по делу.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как указывалось выше, границы землепользования ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" были согласованы с ГУ "Спецлесхоз Юго-Восточный" 20.07.05 (т. 24, л.д. 24 - 28).
Комитет лесного хозяйства Московской области не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
Так, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1021 от 25.12.92, N 808 от 05.07.94, N 173 от 10.02.98 с 1992 года федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации N 867 от 17.05.00 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства России была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.04 было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 февраля 2011 года N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании пункта 6.9 "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Согласно пункту 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По Распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 года N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовывается Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Таким образом, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о возможности применения в данном случае общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица, в том числе наличии правопреемственности между указанными органами.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, в конечном счете, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России, находящиеся в подчинении которой лесничества и иные компетентные органы согласовали границы спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Комитетом лесного хозяйства Московской области срока исковой давности по настоящему спору.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку в суде первой инстанции ООО "Ависта" и ООО "Подмосковные зори" было заявлено о применении срока исковой давности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований также и по этому основанию.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на необходимость проведения судебной экспертизы для установления пересечения границ спорных земельных участков подлежат отклонению. Поскольку границы участка лесного фонда в установленном порядке определены не были, установить пересечение границ спорных участков не представляется возможным, в связи с чем проведение землеустроительной экспертизы по настоящему делу нецелесообразно.
Иные доводы заявителей апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2015 года по делу N А41-34924/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2015 N 10АП-8424/2015 ПО ДЕЛУ N А41-34924/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N А41-34924/14
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С. по доверенности N 26Дов-489 от 25.12.14;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Богомолов С.В. по доверенности N 444/Д-07 от 18.08.15;
- от общества с ограниченной ответственностью "Ависта": Кравчук О.В. по доверенности б/н от 20.03.13; Стремилов В.Г. по доверенности б/н от 01.06.15;
- от общества с ограниченной ответственностью "Подмосковные зори": Полякова Ю.Ю. по доверенности б/н от 20.03.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2015 года по делу N А41-34924/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ависта", обществу с ограниченной ответственностью "Подмосковные зори", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Раменского муниципального района Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, закрытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное",
об освобождении территории лесного фонда,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Ависта", администрации Раменского муниципального района Московской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области об
- - истребовании из незаконного владения ООО "Ависта" земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030155:40, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12, 50:23:0030155:26, 50:23:0030155:22, 50:23:0030155:21, 50:23:0030155:19, 50:23:0030155:20, 50:23:0030155:24, 50:23:0030155:25, 50:23:0030155:28, 50:23:0030155:27, 50:23:0030155:23, 50:23:0030155:69, входящие в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м выделах 1, 2, 3 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО "Агрофирма Подмосковное";
- - снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030155:40, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12, 50:23:0030155:26, 50:23:0030155:22, 50:23:0030155:21, 50:23:0030155:19, 50:23:0030155:20, 50:23:0030155:24, 50:23:0030155:25, 50:23:0030155:28, 50:23:0030155:27, 50:23:0030155:23, 50:23:0030155:69, входящих в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м выделах 1, 2, 3 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО "Агрофирма Подмосковное" (т. 1, л.д. 2 - 5).
Иск заявлен на основании статей 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании указанного иска определением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2014 года было возбуждено производство по делу N А41-34924/14 (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2014 года по делу N А41-34924/14 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Подмосковные зори" (т. 5, л.д. 38).
Также Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Ависта", администрации Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области", Управлению Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области об:
- - истребовании из незаконного владения ООО "Ависта" земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0000000:118363, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:13, 50:23:0030155:11, входящих в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м, выделах 1 - 5 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО Агрофирма "Подмосковное";
- - снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0000000:118363, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:13, 50:23:0030155:11, входящих в состав земель лесного фонда площадью 48 085 кв. м, выделах 1 - 5 квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества по адресу: Московская область, Раменский район, с/о Островецкое, ЗАО Агрофирма "Подмосковное" (т. 33, л.д. 3 - 6).
Иск заявлен на основании статей 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2014 года указанное исковое заявление было принято к производству с присвоением ему номера А41-41735/14, администрация Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области и ТУ Росимущества в Московской области были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 33, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2014 года к участию в деле N А41-41735/14 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Подмосковные зори" (т. 33, л.д. 63).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2014 года производство по делу N А41-34924/14 было объединено в одно производство с делом N А41-41735/14, объединенному делу был присвоен номер А41-34924/14 (т. 5, л.д. 39).
Определением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2014 года ООО "Подмосковные зори" было переведено из числа третьих лиц в соответчики, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Наумова Ольга Александровна и Авдеева Алла Алексеевна (т. 5, л.д. 77 - 78).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 года Наумова О.А. и Авдеева А.А. были исключены из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" (т. 24, л.д. 177).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, Комитет лесного хозяйства Московской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил:
- истребовать из незаконного владения у ООО "Подмосковные зори" и ООО "Ависта" часть земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, расположенную на землях лесного фонда 11 квартала Виноградовского сельского участкового лесничества на площади 0,6066 га в следующих координатах:
- внести изменения, связанные с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, в ЕГРП и государственный кадастр недвижимости (т. 26, л.д. 165 - 170).
Определением Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2015 года ТУ Росимущества в Московской области было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соистца (т. 35, л.д. 33).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований было отказано (т. 35, л.д. 68 - 72).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 35, л.д. 76 - 79, 93 - 99).
В судебном заседании апелляционного суда представители ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители ООО "Ависта" и ООО "Подмосковные зори" возражали против доводов заявителей апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.06.96 на основании Постановления Главы администрации Раменского района Московской области N 1673 "О перерегистрации и выдаче свидетельства на право собственности на землю АОЗТ "Подмосковное" коллективу АОЗТ в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 1 016 га, из них: под пашни - 494,0 га, сенокосов - 34,0 га, пастбищ - 92,0 га, прочие - 396,0 га (т. 24, л.д. 37).
13.07.06 на основании Постановления Главы Раменского район Московской области N 2158 "Об утверждении проектов границ земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства" были утверждены границы указанных земельных участков ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" (правопреемник АОЗТ "Подмосковное") (т. 24, л.д. 29 - 36).
Данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 25.09.06, на них зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" (т. 24, л.д. 104 - 105, 135 - 136, т. 25, л.д. 56 - 62).
Границы участков были согласованы с ГУ "Спецлесхоз Юго-Восточный" 20.07.05 (т. 24, л.д. 24 - 28).
На основании договоров купли-продажи земельных участков, заключенных во исполнение постановлений Главы Раменского муниципального района Московской области N 2482 от 23.07.07 и N 1155 от 02.04.07, в собственность ЗАО Агрофирма "Подмосковное" перешли земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:11, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12, относящиеся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под жилую и нежилую застройку (т. 2, л.д. 128 - 136, 223 - 224, т. 7, л.д. 95 - 98, т. 24, л.д. 79 - 83).
Государственная регистрация права собственности ЗАО Агрофирма "Подмосковное" на вышеуказанные земельные участки была осуществлена 18.10.07.
10.12.07 на основании Протокола заседания Совета директоров ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" N 11 земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:11, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12 были внесены в Уставный капитал ООО "Подмосковные зори" (т. 2, л.д. 173, 179, т. 24, л.д. 46 - 51).
Постановлением Правительства Московской области N 1206/61 от 28.12.10 "О включении земельных участков в границы д. Островцы сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района" земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:11, 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:10, 50:23:0030155:12 были включены в границы д. Островцы сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района и установлена его категория: "земли населенных пунктов", с разрешенным использование: "под жилую и нежилую застройку" (т. 24, л.д. 45).
23.03.11 между ООО "Подмосковные зори" и ООО "АВИСТА" был заключен Инвестиционный контракт N ОС-1 на строительство жилого комплекса в Раменском районе Московской области.
23.03.11 между ООО "Подмосковные зори" (Арендодатель) и ООО "Ависта" (Арендатор) был заключен договор аренды земельных участков N АОС-1, по условиям которого Арендатору во временное пользование сроком на 10 лет были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030155:0008, 50:23:0030155:0009, 50:23:0030155:0010, 50:23:0030155:0011, 50:23:0030155:0012, 50:23:0030155:0013 общей площадью 58,4282 га (т. 6, л.д. 206 - 212).
В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030155:11 был образован земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, общей площадью 4 747 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую и нежилую застройку (т. 5, л.д. 99 - 102).
Российская Федерация является собственником лесного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:72, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь - 903 га, адрес объекта: Московская область, Воскресенский район, Подольское лесничество, Виноградовское сельское участковое лесничество, кварталы 1 - 22 (т. 5, л.д. 31).
В результате мониторинга портала "Публичная кадастровая карта" и сравнения с материалами лесоустройство сотрудниками Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" было выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:118364 на указанные земли лесного фонда (т. 1, л.д. 35, т. 5, л.д. 32 - 36).
Считая, что ответчики занимают земли лесного фонда незаконно, соистцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что он не подтвержден документально.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Пунктом 36 указанного Постановления установлено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области указали, что ООО "Подмосковные зори" и ООО "Ависта" неправомерно занимают участок лесного фонда, в подтверждение чего были представлены материалы публичной кадастровой карты, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N 1139-07-2014 от 28.07.14 и таксационное описание по состоянию на 01.01.07 (т. 5, л.д. 32 - 36, т. 24, л.д. 1 - 11).
Исследовав и оценив представленные документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не может признать их надлежащими доказательствами отнесения земельного участка ответчиков к землям лесного фонда.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Как следует из материалов дела, лесной участок, расположенный в квартале 11 Виноградовского сельского участкового лесничества был поставлен на кадастровый учет в составе земельного участка из земель лесного фонда площадью 903 га с кадастровым номером 50:29:0000000:72, право собственности Российской Федерации на этот участок было зарегистрировано 10.04.09 (т. 5, л.д. 31). Границы данного участка в установленном законом порядке не определены.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:118364, общей площадью 4 747 кв. м, был образован из земель АОЗТ "Подмосковное", переданных обществу на основании Постановления Главы администрации Раменского района Московской области N 1673 от 26.06.96 (т. 24, л.д. 37).
Доказательств того, что переданные АОЗТ "Подмосковное" в 1996 году земельные участки были изъяты из земель лесного фонда или относились к ним не представлено.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:118364 отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "под жилую и нежилую застройку". Доказательств обратного не представлено.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка ответчика в установленном порядке не оспорены.
Участок с кадастровым номером 50:29:0000000:72 был образован позже приватизации спорных земель ЗАО "Агрофирма "Подмосковное", при этом при проведении кадастровых работ наличия пересечения границ этих участков выявлено не было.
Кроме того, согласно акту осмотра территории лесного участка от 16.06.14, составленному Виноградовским филиалом ГКУ Московской области "Мособллес",при патрулировании территории лесного фонда был произведен осмотр лесного участка квартала 11 выдела 1, 2, 3 Виноградовского сельского участкового лесничества Раменского района Московской области, расположенного вблизи д. Островцы Раменского района Московской области, в результате чего установлено отсутствие лесоустроительных и межевых знаков, позволяющих точно определить местоположение границ указанных участков, нарушений лесного законодательства не выявлено (т. 5, л.д. 93).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда не представлено, постановка земельного участка ответчика на кадастровый учет в заявленных границах незаконной признана не была.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно применил срок исковой давности о применении которого было заявлено стороной по делу.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как указывалось выше, границы землепользования ЗАО "Агрофирма "Подмосковное" были согласованы с ГУ "Спецлесхоз Юго-Восточный" 20.07.05 (т. 24, л.д. 24 - 28).
Комитет лесного хозяйства Московской области не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
Так, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1021 от 25.12.92, N 808 от 05.07.94, N 173 от 10.02.98 с 1992 года федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации N 867 от 17.05.00 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства России была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.04 было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 февраля 2011 года N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании пункта 6.9 "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Согласно пункту 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По Распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 года N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовывается Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Таким образом, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о возможности применения в данном случае общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица, в том числе наличии правопреемственности между указанными органами.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, в конечном счете, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России, находящиеся в подчинении которой лесничества и иные компетентные органы согласовали границы спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Комитетом лесного хозяйства Московской области срока исковой давности по настоящему спору.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку в суде первой инстанции ООО "Ависта" и ООО "Подмосковные зори" было заявлено о применении срока исковой давности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований также и по этому основанию.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на необходимость проведения судебной экспертизы для установления пересечения границ спорных земельных участков подлежат отклонению. Поскольку границы участка лесного фонда в установленном порядке определены не были, установить пересечение границ спорных участков не представляется возможным, в связи с чем проведение землеустроительной экспертизы по настоящему делу нецелесообразно.
Иные доводы заявителей апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2015 года по делу N А41-34924/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)