Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" Сахаровой Н.Н. по доверенности от 11.12.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013 N 35/2013-04, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Дуды О.И. по доверенности от 03.04.2012 N 36,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2014 года по делу N А13-13497/2013 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (ОГРН 1045207464994, ИНН 5260136595, место нахождения: 603950, Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 26; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (далее - учреждение, ФГБУ), выразившихся в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером 35:19:0102006:27, площадью 7255 кв. м, с кадастровым номером 35:19:0102006:0033, площадью 7304 кв. м, расположенных по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Пролетарская, дом 78 (далее - земельные участки 27 и 33), действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 35:19:0102006:67, площадью 961 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Пролетарская, и с кадастровым номером 35:19:0102006:68, площадью 6670 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Пролетарская, дом 78 (далее - земельные участки 67 и 68); и о возложении на учреждение обязанности снять с государственного кадастрового учета земельные участки 67 и 68 и восстановить в государственном кадастре земельные участки 27 и 33.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - управление), администрация Устюженского муниципального района (далее - администрация Устюженского района), Комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района (далее - комитет), администрация города Устюжны (далее - администрация г. Устюжны), общество с ограниченной ответственностью "Землеустроитель" (далее - ООО "Землеустроитель"), Иванов Александр Николаевич.
Решением арбитражного суда от 14 августа 2014 года требования заявителя удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить. Мотивируя жалобу, учреждение ссылается на то, что оспариваемые действия сотрудников ФГБУ произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания их незаконными у суда первой инстанции не имелось. Кроме того, податель жалобы указывает на неисполнимость судебного акта.
Общество в отзыве и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Администрация г. Устюжны в отзыве указала на возможность заключения в рамках рассматриваемого спора мирового соглашения, между тем на предложение суда проект такого соглашения не представила.
Администрация Устюженского района, комитет, администрация г. Устюжны, ООО "Землеустроитель", Иванов Александр Николаевич надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 200, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей общества, управления и учреждения, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит в силу следующего.
Как видно из материалов дела, учреждение на основании обращения ООО "Землеустроитель" вынесло решение от 20.06.2012 N 35/2012-23320 о постановке на кадастровый учет четырех земельных участков площадью 961 кв. м, 6670 кв. м, 6694 кв. м, и 9993 кв. м, образуемых путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 35:19:0102006:29, 35:19:0102006:33, 35:19:0102006:39 и земель в кадастровом квартале 35:19:0102006, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: Вологодская область, Устюженский район, г. Устюжна, ул. Пролетарская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения автозаправки N 16, для строительства склада столярных изделий и строительных материалов. Земельным участкам присвоены кадастровые номера 35:19:0102006:67, 35:19:0102006:68, 35:19:0102006:69 и 35:19:0102006:70 соответственно.
Установив, что принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки 27 и 33 сняты с кадастрового учета и из земельного участка 33 образованы земельные участки 67 и 68, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании указанных действий учреждения.
Суд первой инстанции требования общества удовлетворил, при этом правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на дату совершения оспариваемых действий) (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В порядке части 1 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ определено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Из материалов дела следует, что образование четырех земельных участков площадью 961 кв. м, 6670 кв. м, 6694 кв. м, и 9993 кв. м путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 35:19:0102006:29, 35:19:0102006:33, 35:19:0102006:39 и земель в кадастровом квартале 35:19:0102006, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: Вологодская область, Устюженский район, г. Устюжна, ул. Пролетарская, производилось в связи с формированием земельного участка для строительства второй (резервной) линии водовода от действующих скважин у д. Зайцево до ВНС 2-го подъема в г. Устюжне.
В материалах дела имеются постановление администрации г. Устюжны от 06.09.2010 N 196 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" и составленный в соответствии со схемой межевой план, постановление администрации города Устюжны от 04.05.2012 N 111 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:19:0102006" (том 2, лист 26; том 3, листы 21, 27 - 33).
Межевой план от 02.05.2012, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, содержит сведения о формировании земельных участков площадью 961 кв. м и 6670 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 35:19:0102006:33.
Из материалов кадастрового дела 35:19:0102006:33 следует, что земельный участок представляет собой единое землепользование площадью 7304 кв. м, землепользователем является заявитель, участок предоставлен для размещения автозаправки N 16 и состоит из двух земельных участков с кадастровыми номерами 35:19:0102006:00027 и 35:19:0102006:0028.
Из материалов кадастрового дела 35:19:0102006:00027 следует, что земельный участок обременен объектом недвижимости и поставлен на кадастровый учет по заявлению общества (том 2, листы 34 - 47).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.08.2007 зарегистрировано право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0102 006:0027 (регистрационная запись за N 35-35-06/006/2007-348) (том 4, листы 110 - 111).
Из пункта 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ следует, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент регистрации права собственности общества, моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 35:19:0102006:0027 является самостоятельным объектом недвижимости, поставлен на кадастровый учет, право собственности общества на него зарегистрировано в установленном порядке.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие в государственном кадастре недвижимости о регистрации права собственности заявителя на данный участок само по себе не является основанием для признания правомерными действий учреждения по снятию с кадастрового учета этого земельного участка без заявления его правообладателя.
Более того, пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
В межевом деле от 02.05.2012 имеется заключение кадастрового инженера, в котором указано, что согласование вновь образованных границ земельных участков не проводилось.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что границы земельных участков, образованных путем перераспределения, с обществом не согласовывались.
Следовательно, порядок образования земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 35:19:0102006:67 и 35:19:0102006:68, в данном случае не соблюден.
В рассматриваемом случае возможность получения сведений о зарегистрированных правах на преобразуемые земельные участки имелась, однако межевой план составлен без учета таких данных.
Приведенные факты податель жалобы не оспаривает.
Как указано выше, несоответствие межевого плана требованиям земельного законодательства отнесено к основаниям для отказа в кадастровом учете образуемых земельных участков.
С учетом изложенного требования общества о признании незаконными действий учреждения по снятию с государственного кадастрового учета земельных участков 27, 33 и постановке на кадастровый учет участков 67 и 68 являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что решение суда не является исполнимым, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о зарегистрированном праве постоянного пользования администрации г. Устюжны на земельный участок 67, государственная регистрация произведена 13.11.2012 на основании постановления администрации Устюженского муниципального района от 27.09.2012 N 489.
Между тем в данной ситуации суд не возлагал на учреждение обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участки 67 и 68 и восстановить в государственном кадастре земельных участков участки 27 и 33, поскольку вопрос о прекращении права постоянного пользования не подлежит разрешению в порядке главы 24 АПК РФ.
В то же время законность действий учреждения по снятию и регистрации земельных участков правомерно оценена судом первой инстанции в рамках заявленных требований по правилам названной главы Кодекса.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены (изменения) судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы в данном случае не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2014 года по делу N А13-13497/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.ТАРАСОВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N А13-13497/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N А13-13497/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" Сахаровой Н.Н. по доверенности от 11.12.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013 N 35/2013-04, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Дуды О.И. по доверенности от 03.04.2012 N 36,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2014 года по делу N А13-13497/2013 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (ОГРН 1045207464994, ИНН 5260136595, место нахождения: 603950, Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 26; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (далее - учреждение, ФГБУ), выразившихся в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером 35:19:0102006:27, площадью 7255 кв. м, с кадастровым номером 35:19:0102006:0033, площадью 7304 кв. м, расположенных по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Пролетарская, дом 78 (далее - земельные участки 27 и 33), действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 35:19:0102006:67, площадью 961 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Пролетарская, и с кадастровым номером 35:19:0102006:68, площадью 6670 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Пролетарская, дом 78 (далее - земельные участки 67 и 68); и о возложении на учреждение обязанности снять с государственного кадастрового учета земельные участки 67 и 68 и восстановить в государственном кадастре земельные участки 27 и 33.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - управление), администрация Устюженского муниципального района (далее - администрация Устюженского района), Комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района (далее - комитет), администрация города Устюжны (далее - администрация г. Устюжны), общество с ограниченной ответственностью "Землеустроитель" (далее - ООО "Землеустроитель"), Иванов Александр Николаевич.
Решением арбитражного суда от 14 августа 2014 года требования заявителя удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить. Мотивируя жалобу, учреждение ссылается на то, что оспариваемые действия сотрудников ФГБУ произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания их незаконными у суда первой инстанции не имелось. Кроме того, податель жалобы указывает на неисполнимость судебного акта.
Общество в отзыве и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Администрация г. Устюжны в отзыве указала на возможность заключения в рамках рассматриваемого спора мирового соглашения, между тем на предложение суда проект такого соглашения не представила.
Администрация Устюженского района, комитет, администрация г. Устюжны, ООО "Землеустроитель", Иванов Александр Николаевич надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 200, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей общества, управления и учреждения, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит в силу следующего.
Как видно из материалов дела, учреждение на основании обращения ООО "Землеустроитель" вынесло решение от 20.06.2012 N 35/2012-23320 о постановке на кадастровый учет четырех земельных участков площадью 961 кв. м, 6670 кв. м, 6694 кв. м, и 9993 кв. м, образуемых путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 35:19:0102006:29, 35:19:0102006:33, 35:19:0102006:39 и земель в кадастровом квартале 35:19:0102006, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: Вологодская область, Устюженский район, г. Устюжна, ул. Пролетарская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения автозаправки N 16, для строительства склада столярных изделий и строительных материалов. Земельным участкам присвоены кадастровые номера 35:19:0102006:67, 35:19:0102006:68, 35:19:0102006:69 и 35:19:0102006:70 соответственно.
Установив, что принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки 27 и 33 сняты с кадастрового учета и из земельного участка 33 образованы земельные участки 67 и 68, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании указанных действий учреждения.
Суд первой инстанции требования общества удовлетворил, при этом правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на дату совершения оспариваемых действий) (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В порядке части 1 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ определено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Из материалов дела следует, что образование четырех земельных участков площадью 961 кв. м, 6670 кв. м, 6694 кв. м, и 9993 кв. м путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 35:19:0102006:29, 35:19:0102006:33, 35:19:0102006:39 и земель в кадастровом квартале 35:19:0102006, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: Вологодская область, Устюженский район, г. Устюжна, ул. Пролетарская, производилось в связи с формированием земельного участка для строительства второй (резервной) линии водовода от действующих скважин у д. Зайцево до ВНС 2-го подъема в г. Устюжне.
В материалах дела имеются постановление администрации г. Устюжны от 06.09.2010 N 196 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" и составленный в соответствии со схемой межевой план, постановление администрации города Устюжны от 04.05.2012 N 111 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:19:0102006" (том 2, лист 26; том 3, листы 21, 27 - 33).
Межевой план от 02.05.2012, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, содержит сведения о формировании земельных участков площадью 961 кв. м и 6670 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 35:19:0102006:33.
Из материалов кадастрового дела 35:19:0102006:33 следует, что земельный участок представляет собой единое землепользование площадью 7304 кв. м, землепользователем является заявитель, участок предоставлен для размещения автозаправки N 16 и состоит из двух земельных участков с кадастровыми номерами 35:19:0102006:00027 и 35:19:0102006:0028.
Из материалов кадастрового дела 35:19:0102006:00027 следует, что земельный участок обременен объектом недвижимости и поставлен на кадастровый учет по заявлению общества (том 2, листы 34 - 47).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.08.2007 зарегистрировано право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0102 006:0027 (регистрационная запись за N 35-35-06/006/2007-348) (том 4, листы 110 - 111).
Из пункта 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ следует, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент регистрации права собственности общества, моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 35:19:0102006:0027 является самостоятельным объектом недвижимости, поставлен на кадастровый учет, право собственности общества на него зарегистрировано в установленном порядке.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие в государственном кадастре недвижимости о регистрации права собственности заявителя на данный участок само по себе не является основанием для признания правомерными действий учреждения по снятию с кадастрового учета этого земельного участка без заявления его правообладателя.
Более того, пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
В межевом деле от 02.05.2012 имеется заключение кадастрового инженера, в котором указано, что согласование вновь образованных границ земельных участков не проводилось.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что границы земельных участков, образованных путем перераспределения, с обществом не согласовывались.
Следовательно, порядок образования земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 35:19:0102006:67 и 35:19:0102006:68, в данном случае не соблюден.
В рассматриваемом случае возможность получения сведений о зарегистрированных правах на преобразуемые земельные участки имелась, однако межевой план составлен без учета таких данных.
Приведенные факты податель жалобы не оспаривает.
Как указано выше, несоответствие межевого плана требованиям земельного законодательства отнесено к основаниям для отказа в кадастровом учете образуемых земельных участков.
С учетом изложенного требования общества о признании незаконными действий учреждения по снятию с государственного кадастрового учета земельных участков 27, 33 и постановке на кадастровый учет участков 67 и 68 являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что решение суда не является исполнимым, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о зарегистрированном праве постоянного пользования администрации г. Устюжны на земельный участок 67, государственная регистрация произведена 13.11.2012 на основании постановления администрации Устюженского муниципального района от 27.09.2012 N 489.
Между тем в данной ситуации суд не возлагал на учреждение обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участки 67 и 68 и восстановить в государственном кадастре земельных участков участки 27 и 33, поскольку вопрос о прекращении права постоянного пользования не подлежит разрешению в порядке главы 24 АПК РФ.
В то же время законность действий учреждения по снятию и регистрации земельных участков правомерно оценена судом первой инстанции в рамках заявленных требований по правилам названной главы Кодекса.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены (изменения) судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы в данном случае не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2014 года по делу N А13-13497/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.ТАРАСОВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)