Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от ответчика - Московского В.М. (доверенность от 24.09.2014 N 02/1-36/26), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-9324/2014 (судья Андреева Е.В.),
установил:
следующее.
Территориальное управление Росимущества в Тульской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Тульской области) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области) с заявлением о признании незаконным отказа от 13.06.2014 N 01/093/2014-196 в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1 622 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10, понуждении ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Гермес Групп", Калинина В.В.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности как Российской Федерации, так и третьим лицам, то последние также имеют право на приобретение спорного земельного участка в общую долевую собственность, либо в аренду со множественностью лиц. Полагает, что в случае регистрации права собственности Российской Федерации на весь спорный земельный участок возможно нарушение прав других собственников нежилых помещений здания. В связи с этим делает вывод о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1 622 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10.
В результате правовой экспертизы документов Управление Росреестра по Тульской области установило, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на нежилое здание, общей площадью 859,7 кв. м, лит.В,В1,В2, расположенное по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Комсомольская, д. 10; а также о зарегистрированном праве собственности ООО "Гермес Групп" на нежилые помещения с номерами комнат на поэтажном плане 1-го этажа N 1-4, 2-го этажа N 1-3, общей площадью 454,8 кв. м, лит.А; Калинина В.В. на нежилое здание, общей площадью 426,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Комсомольская, д. 10.
Сообщением 13.06.2014 N 01/093/2014-196 Управление Росреестра по Тульской области отказало ТУ Росимущества в Тульской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1622 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росимущества в Тульской области в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращении прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав приведен в статье 20 Закона N 122-ФЗ, в силу абзаца 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как следует из пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, установлено, что если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Представления указанных документов не требуется в случаях, если соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представление иных документов необходимо в случаях, определенных федеральным законом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.04.2014 71-АД N 122400 нежилое здание, общей площадью 859,7 кв. м, лит. В, В1, В2, расположенное на спорном земельном участке по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Комсомольская, д. 10, находится в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, на спорном земельном участке по названному адресу кроме объектов недвижимости, право на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, расположены объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрированы за третьими лицами, а именно: право собственности ООО "Гермес Групп" на нежилые помещения с номерами комнат на поэтажном плане 1-го этажа N 1-4, 2-го этажа N 1-3, общей площадью 454,8 кв. м, лит.А; право собственности Калинина В.В. на нежилое здание, общей площадью 426,7 кв. м.
Таким образом, в рассматриваемом случае подтверждением оснований отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности является наличие на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельный участок.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности, в данном случае, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, согласно которому одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его занятость зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Апелляционным судом отклоняются как несостоятельные доводы жалобы о том, что поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности как Российской Федерации, так и третьим лицам, то последние также имеют право на приобретение спорного земельного участка в общую долевую собственность, либо в аренду со множественностью лиц, что в случае регистрации права собственности Российской Федерации на весь спорный земельный участок возможно нарушение прав других собственников нежилых помещений здания, поэтому у Управления отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Из анализа положений статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Вводного закона следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежит государственной регистрации.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 10 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36, согласно части 1 которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, они имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами (с учетом долей в праве собственности на здание).
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано за кем-либо, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности отказа Управление Росреестра по Тульской области от 13.06.2014 N 01/093/2014-196 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, признав незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 13.06.2014 N 01/093/2014-196 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации и обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1622 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-9324/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2015 N 20АП-682/2015 ПО ДЕЛУ N А68-9324/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А68-9324/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от ответчика - Московского В.М. (доверенность от 24.09.2014 N 02/1-36/26), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-9324/2014 (судья Андреева Е.В.),
установил:
следующее.
Территориальное управление Росимущества в Тульской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Тульской области) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области) с заявлением о признании незаконным отказа от 13.06.2014 N 01/093/2014-196 в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1 622 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10, понуждении ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Гермес Групп", Калинина В.В.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности как Российской Федерации, так и третьим лицам, то последние также имеют право на приобретение спорного земельного участка в общую долевую собственность, либо в аренду со множественностью лиц. Полагает, что в случае регистрации права собственности Российской Федерации на весь спорный земельный участок возможно нарушение прав других собственников нежилых помещений здания. В связи с этим делает вывод о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1 622 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10.
В результате правовой экспертизы документов Управление Росреестра по Тульской области установило, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на нежилое здание, общей площадью 859,7 кв. м, лит.В,В1,В2, расположенное по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Комсомольская, д. 10; а также о зарегистрированном праве собственности ООО "Гермес Групп" на нежилые помещения с номерами комнат на поэтажном плане 1-го этажа N 1-4, 2-го этажа N 1-3, общей площадью 454,8 кв. м, лит.А; Калинина В.В. на нежилое здание, общей площадью 426,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Комсомольская, д. 10.
Сообщением 13.06.2014 N 01/093/2014-196 Управление Росреестра по Тульской области отказало ТУ Росимущества в Тульской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1622 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ Росимущества в Тульской области в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращении прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав приведен в статье 20 Закона N 122-ФЗ, в силу абзаца 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как следует из пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, установлено, что если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Представления указанных документов не требуется в случаях, если соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представление иных документов необходимо в случаях, определенных федеральным законом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.04.2014 71-АД N 122400 нежилое здание, общей площадью 859,7 кв. м, лит. В, В1, В2, расположенное на спорном земельном участке по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Комсомольская, д. 10, находится в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, на спорном земельном участке по названному адресу кроме объектов недвижимости, право на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, расположены объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрированы за третьими лицами, а именно: право собственности ООО "Гермес Групп" на нежилые помещения с номерами комнат на поэтажном плане 1-го этажа N 1-4, 2-го этажа N 1-3, общей площадью 454,8 кв. м, лит.А; право собственности Калинина В.В. на нежилое здание, общей площадью 426,7 кв. м.
Таким образом, в рассматриваемом случае подтверждением оснований отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности является наличие на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельный участок.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности, в данном случае, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, согласно которому одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его занятость зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Апелляционным судом отклоняются как несостоятельные доводы жалобы о том, что поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности как Российской Федерации, так и третьим лицам, то последние также имеют право на приобретение спорного земельного участка в общую долевую собственность, либо в аренду со множественностью лиц, что в случае регистрации права собственности Российской Федерации на весь спорный земельный участок возможно нарушение прав других собственников нежилых помещений здания, поэтому у Управления отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Из анализа положений статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Вводного закона следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежит государственной регистрации.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 10 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36, согласно части 1 которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, они имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами (с учетом долей в праве собственности на здание).
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано за кем-либо, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности отказа Управление Росреестра по Тульской области от 13.06.2014 N 01/093/2014-196 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, признав незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 13.06.2014 N 01/093/2014-196 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации и обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 71:30:010201:27564, общей площадью 1622 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 10.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-9324/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)