Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Князева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Кудряшова В.К.,
при секретаре А.,
рассмотрела 11 марта 2014 года в открытом судебном заседании в г. Оренбурге дело по апелляционным жалобам Г., Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 января 2014 года по иску Г. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о признании права на получение в собственность земельного участка, возложении обязанности сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в первоочередном порядке в собственность земельный участок.
Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., объяснения представителя истицы Г. Л., действующего на основании доверенности от (дата), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что (дата) подала в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга заявление о предоставлении земельного участка в собственность без торгов в первоочередном порядке под индивидуальное жилищное строительство, поскольку является инвалидом ***. Письмом от (дата) ответчик отказал ей в предоставлении земельного участка в собственность ввиду того, что такое предоставление без проведения процедуры торгов не предоставляется возможным. Полагает, что действия ответчиков не соответствуют нормам законодательства, нарушают ее права. Просила признать отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в предоставлении ей в собственность земельного участка площадью *** кв. м, расположенного (адрес), под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке, незаконным; признать за ней право на получение в первоочередном порядке в собственность земельного участка, обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в первоочередном порядке ей в собственность земельный участок свободный от застройки под индивидуальное жилищное строительство.
Истица Г. в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы Л. поддержал исковые требования.
Представители ответчиков администрации г. Оренбурга, Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 января 2014 года исковые требования Г. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) *** в части отказа в предоставлении Г. земельного участка без проведения торгов. Признал за ней право на предоставление в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке. Обязал Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в аренду в первоочередном порядке Г., являющейся инвалидом ***, земельный участок площадью *** кв. м, свободный от застройки под индивидуальное жилищное строительство, расположенный (адрес). В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований к администрации города Оренбурга отказал.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда изменить, признав за ней право на представление спорного земельного участка в собственность в первоочередном порядке.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований Г., ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда в данной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Г. является инвалидом ***.
(дата) она обратилась в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением о предоставлении ей в первоочередном порядке без проведения торгов в собственность, как инвалиду ***, земельного участка площадью *** кв. м под строительство индивидуального жилого дома, местоположение: ***
В ответе Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) за N *** истице разъяснено, что в настоящее время действующим земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок первоочередного предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, что делает невозможным реализацию указанного права, соответственно, правовые основания для предоставления указанной категории граждан земельных участков без торгов в первоочередном порядке отсутствуют.
Удовлетворяя частично исковые требования Г., суд первой инстанции, руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, исходил из того, что отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан, в том числе, инвалидам, не может являться препятствием для реализации инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий. При этом указал, что действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка от наличия нуждаемости данной категории лиц в улучшении жилищных условий, однако юридически значимым обстоятельством в данном случае является не факт нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а факт того, является ли гражданин, претендующий на получение жилого помещения, малоимущим. Поэтому то обстоятельство, что истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, не может служить основанием для отказа в иске. Реализация права возможна только в случае предоставления участка в аренду, а не в собственность, так как последнее не гарантирует использование участка только для целей строительства, а равно для улучшения жилищных условий.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Г. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида права состоять на таком учете.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены статьей 51 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось сторонами Г. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не состоит, с заявлением о постановке на учет не обращалась.
Имеющееся в материалах дела свидетельство о праве собственности истицы на ? долю в праве общедолевой собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью *** кв. м, напротив, свидетельствует об отсутствии оснований для ее постановки на такой учет, поскольку обеспеченность жилой площадью истца превышает установленную учетную норму.
Поскольку Г. не доказана нуждаемость в улучшении жилищных условий и вытекающее из этого право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ответчик обязанности по предоставлению ей в первоочередном порядке земельного участка для указанных целей в таком случае не несет. Доводы апелляционной жалобы департамента градостроительства и земельных отношений в этой части заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается, в том числе по доводам апелляционной жалобы истицы о предоставлении ей земельного участка в собственность, а не в аренду, как указал суд, в связи с чем решение суда в части удовлетворения исковых требований истцы нельзя признать законным и обоснованным, оно на основании ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении всего иска.
Доводы представителя истца о том, что нарушены в данном случае права Г., поскольку нормами земельного законодательства закреплена возмездность приобретения права на земельный участок и нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или аренду для индивидуального жилищного строительства ими не предусмотрена, несостоятельны, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 января 2014 года отменить и вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о признании права на получение с собственность земельного участка, возложении обязанности сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в первоочередном порядке в собственность земельный участок отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1362/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. по делу N 33-1362/2014
Судья Князева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Кудряшова В.К.,
при секретаре А.,
рассмотрела 11 марта 2014 года в открытом судебном заседании в г. Оренбурге дело по апелляционным жалобам Г., Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 января 2014 года по иску Г. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о признании права на получение в собственность земельного участка, возложении обязанности сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в первоочередном порядке в собственность земельный участок.
Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., объяснения представителя истицы Г. Л., действующего на основании доверенности от (дата), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что (дата) подала в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга заявление о предоставлении земельного участка в собственность без торгов в первоочередном порядке под индивидуальное жилищное строительство, поскольку является инвалидом ***. Письмом от (дата) ответчик отказал ей в предоставлении земельного участка в собственность ввиду того, что такое предоставление без проведения процедуры торгов не предоставляется возможным. Полагает, что действия ответчиков не соответствуют нормам законодательства, нарушают ее права. Просила признать отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в предоставлении ей в собственность земельного участка площадью *** кв. м, расположенного (адрес), под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке, незаконным; признать за ней право на получение в первоочередном порядке в собственность земельного участка, обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в первоочередном порядке ей в собственность земельный участок свободный от застройки под индивидуальное жилищное строительство.
Истица Г. в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы Л. поддержал исковые требования.
Представители ответчиков администрации г. Оренбурга, Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 января 2014 года исковые требования Г. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) *** в части отказа в предоставлении Г. земельного участка без проведения торгов. Признал за ней право на предоставление в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке. Обязал Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в аренду в первоочередном порядке Г., являющейся инвалидом ***, земельный участок площадью *** кв. м, свободный от застройки под индивидуальное жилищное строительство, расположенный (адрес). В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований к администрации города Оренбурга отказал.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда изменить, признав за ней право на представление спорного земельного участка в собственность в первоочередном порядке.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований Г., ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда в данной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Г. является инвалидом ***.
(дата) она обратилась в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением о предоставлении ей в первоочередном порядке без проведения торгов в собственность, как инвалиду ***, земельного участка площадью *** кв. м под строительство индивидуального жилого дома, местоположение: ***
В ответе Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) за N *** истице разъяснено, что в настоящее время действующим земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок первоочередного предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, что делает невозможным реализацию указанного права, соответственно, правовые основания для предоставления указанной категории граждан земельных участков без торгов в первоочередном порядке отсутствуют.
Удовлетворяя частично исковые требования Г., суд первой инстанции, руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, исходил из того, что отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан, в том числе, инвалидам, не может являться препятствием для реализации инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий. При этом указал, что действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка от наличия нуждаемости данной категории лиц в улучшении жилищных условий, однако юридически значимым обстоятельством в данном случае является не факт нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а факт того, является ли гражданин, претендующий на получение жилого помещения, малоимущим. Поэтому то обстоятельство, что истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, не может служить основанием для отказа в иске. Реализация права возможна только в случае предоставления участка в аренду, а не в собственность, так как последнее не гарантирует использование участка только для целей строительства, а равно для улучшения жилищных условий.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Г. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида права состоять на таком учете.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены статьей 51 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось сторонами Г. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не состоит, с заявлением о постановке на учет не обращалась.
Имеющееся в материалах дела свидетельство о праве собственности истицы на ? долю в праве общедолевой собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью *** кв. м, напротив, свидетельствует об отсутствии оснований для ее постановки на такой учет, поскольку обеспеченность жилой площадью истца превышает установленную учетную норму.
Поскольку Г. не доказана нуждаемость в улучшении жилищных условий и вытекающее из этого право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ответчик обязанности по предоставлению ей в первоочередном порядке земельного участка для указанных целей в таком случае не несет. Доводы апелляционной жалобы департамента градостроительства и земельных отношений в этой части заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается, в том числе по доводам апелляционной жалобы истицы о предоставлении ей земельного участка в собственность, а не в аренду, как указал суд, в связи с чем решение суда в части удовлетворения исковых требований истцы нельзя признать законным и обоснованным, оно на основании ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении всего иска.
Доводы представителя истца о том, что нарушены в данном случае права Г., поскольку нормами земельного законодательства закреплена возмездность приобретения права на земельный участок и нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или аренду для индивидуального жилищного строительства ими не предусмотрена, несостоятельны, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 января 2014 года отменить и вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о признании права на получение с собственность земельного участка, возложении обязанности сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить в первоочередном порядке в собственность земельный участок отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)