Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-432/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега" к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Якимова Т.Ю. по доверенности N 39 от 14.08.2013 сроком действия 1 год, личность установлена на основании удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью "Вега" - Колесник В.В. по доверенности от 25.02.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска". В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 заявленные обществом требования удовлетворить полностью: признано незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 28.06.2013 N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска".
Суд обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неправомерность выводов суда первой инстанции о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке.
Также податель жалобы считает невозможным данный способ восстановления нарушенного права в виде принятие решения о предварительном согласовании места размещения объект, поскольку это противоречит требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в силу 29.06.2013.
Таким образом, вывод суда о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке не основан на нормах действующего законодательства.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Вега" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
30.12.2011 ООО "Вега" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением N 0202/14365 о выборе земельного участка, площадью 45 000 кв. м, для строительства выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12 и предварительном согласовании места размещения данного объекта.
На момент обращения с заявлением Главное управление по земельным ресурсам Омской области являлось компетентным органом, полномочным рассматривать заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка согласно Положению о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденному указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95.
Указом Губернатора Омской области Главное управление по земельным ресурсам Омской области ликвидировано.
В связи с этим соответствующими функциями был наделен департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска. Так согласно решению Омского Городского Совета от 27.02.2013 N 111 в Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска были внесены изменения, согласно которым департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта как в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый ООО "Вега" земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
28.06.2013 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска".
Полагая, что распоряжение N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска" от 28.06.2013 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
10.12.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заинтересованным лицом решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Испрашиваемый земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Из чего следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что в функции Департамента в сфере земельных отношений входит (пункт 19):
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
При этом статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлено шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Отказывая ООО "Вега" в размещении объекта, департамент в распоряжении от 28.06.2013 N 1321-р, в том числе, указал на несоответствие размещения объекта материалам по обоснованию проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе г. Омска, утвержденному постановлением Администрации г. Омска от 10.09.2010 N 805-п. А именно: в соответствии с чертежом планировки территории, отображающим объекты капитального строительства с элементами благоустройства (в составе материалов по обоснованию указанного проекта планировки территории) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что исключает возможность размещения на нем выставочных залов.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо также утверждает, что материалы по обоснованию проекта планировки могут определять, какой вид объекта капитального строительства административно-делового и общественного назначения (выставочные залы или объекты бытового обслуживания (гостиницы) будут размещаться на рассматриваемом земельном участке.
При этом департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что, в свою очередь, исключает размещение на нем выставочных залов.
Однако, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд считает данный довод необоснованным.
Указанный вывод судебной коллегии основан на следующем.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
Ранее указывалось, что испрашиваемый земельный участок согласно Правил землепользования и застройки размещается в территориальной зоне ОД-1, в которой размещение выставочных залов является основным видом разрешенного использования.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из чертежа проекта Планировки территории в границах: Ленинградский мост -улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в КАО города Омска, утвержденных Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, следует, что спорный земельный участок размещается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения с номером 10.1, то есть размещение выставочных залов на нем полностью соответствует проекту планировки.
Также, в статье 42 ГрК РФ закреплен состав материалов по обоснованию Проекта планировки. При этом в данной норме отсутствует указание на то, что в составе данных материалов могут содержаться чертежи, определяющие виды объектов капитального строительства на рассматриваемой территории, о чем заявляет департамент.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке. Тогда как размещение выставочного зала не противоречит утвержденной основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур (участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 10.1).
Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела Приложению N 6 Градостроительного заключения N 1023-ОВ от 19.02.2013 (л.д. 22-23), по первому и второму варианту размещения земельного участка отображен фрагмент чертежа планировки территории, отображающей объекты капитального строительства с элементами благоустройства в составе материалов по обоснованию Проекта планировки данной территории.
Как следует из схемы размещения земельного участка в соответствии с двумя рассматриваемыми вариантами выбора в сопоставлении с указанной на схеме экспликацией, в границах земельного участка предполагается размещение не только объектов бытового" обслуживания (гостиниц) (N 14 в экспликации), но и многоэтажных гаражей стоянок (N 15 в экспликации), офисов коммерческих и некоммерческих организаций (NN 9-12 в экспликации), а также объектов административно-делового и общественного назначения (N 13 в экспликации).
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 данных Правил.
Согласно таблице N 1 статьи 42 Правил основным видом разрешенного использования земельных участков в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) является размещение выставочных залов.
Из указанного выше следует, что материалы по обоснованию проекта планировки, допускают размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод апелляционной жалобы жалобы о том, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта при исполнении судебного акта будет противоречить требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, с заявлением о выборе спорного земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Вега" обратилось 30.12.2011.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Таким образом, как верно отмечено заявителем, до 30.07.2012 департаменту необходимо было завершить процедуру выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании/несогласовании места размещения объекта, то есть еще до вступления в силу указанного выше решения.
Кроме того, оспариваемый отказ был принят департаментом 28.06.2013, также до вступления в силу Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 (29.06.2013).
При этом необходимо учитывать, что в силу пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Ввиду нарушения прав заявителя действиями департамента до вступления в силу данного решения, к отношениям по устранению допущенного нарушения не могут применяться положения законодательства, принято после рассматриваемого нарушения. И, как следствие, восстановление права должно осуществляться согласно тем нормам закона, которые действовали в момент его нарушения.
Данный вывод апелляционного суда согласуется с положениями статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Отношения по выбору земельного участка урегулированы статьей 31 ЗК РФ и начинаются с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом в Решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
А поскольку постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 года N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не является законом, постольку оно не может распространить действие Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 на отношения, возникшие до его вступления в силу, в том числе в рассматриваемом случае.
Требования общества обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба департамента оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N А46-11883/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N А46-11883/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-432/2014) департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега" к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Якимова Т.Ю. по доверенности N 39 от 14.08.2013 сроком действия 1 год, личность установлена на основании удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью "Вега" - Колесник В.В. по доверенности от 25.02.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 28.06.2013 N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска". В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 заявленные обществом требования удовлетворить полностью: признано незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 28.06.2013 N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска".
Суд обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 45 000 кв. м актом о выборе земельного участка под строительство выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неправомерность выводов суда первой инстанции о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке.
Также податель жалобы считает невозможным данный способ восстановления нарушенного права в виде принятие решения о предварительном согласовании места размещения объект, поскольку это противоречит требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в силу 29.06.2013.
Таким образом, вывод суда о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность выставочного зала на испрашиваемом земельном участке не основан на нормах действующего законодательства.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Вега" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
30.12.2011 ООО "Вега" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением N 0202/14365 о выборе земельного участка, площадью 45 000 кв. м, для строительства выставочного зала, местоположение которого установлено в 350 м южнее 9-этажного дома по ул. Конева, д. 12 и предварительном согласовании места размещения данного объекта.
На момент обращения с заявлением Главное управление по земельным ресурсам Омской области являлось компетентным органом, полномочным рассматривать заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка согласно Положению о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденному указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95.
Указом Губернатора Омской области Главное управление по земельным ресурсам Омской области ликвидировано.
В связи с этим соответствующими функциями был наделен департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска. Так согласно решению Омского Городского Совета от 27.02.2013 N 111 в Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска были внесены изменения, согласно которым департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта как в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый ООО "Вега" земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
28.06.2013 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска".
Полагая, что распоряжение N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по улице Конева в Кировском административном округе г. Омска" от 28.06.2013 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
10.12.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заинтересованным лицом решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Испрашиваемый земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Из чего следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что в функции Департамента в сфере земельных отношений входит (пункт 19):
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
При этом статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлено шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Отказывая ООО "Вега" в размещении объекта, департамент в распоряжении от 28.06.2013 N 1321-р, в том числе, указал на несоответствие размещения объекта материалам по обоснованию проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе г. Омска, утвержденному постановлением Администрации г. Омска от 10.09.2010 N 805-п. А именно: в соответствии с чертежом планировки территории, отображающим объекты капитального строительства с элементами благоустройства (в составе материалов по обоснованию указанного проекта планировки территории) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что исключает возможность размещения на нем выставочных залов.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо также утверждает, что материалы по обоснованию проекта планировки могут определять, какой вид объекта капитального строительства административно-делового и общественного назначения (выставочные залы или объекты бытового обслуживания (гостиницы) будут размещаться на рассматриваемом земельном участке.
При этом департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов бытового обслуживания (гостиницы), что, в свою очередь, исключает размещение на нем выставочных залов.
Однако, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд считает данный довод необоснованным.
Указанный вывод судебной коллегии основан на следующем.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
Ранее указывалось, что испрашиваемый земельный участок согласно Правил землепользования и застройки размещается в территориальной зоне ОД-1, в которой размещение выставочных залов является основным видом разрешенного использования.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из чертежа проекта Планировки территории в границах: Ленинградский мост -улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в КАО города Омска, утвержденных Постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, следует, что спорный земельный участок размещается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения с номером 10.1, то есть размещение выставочных залов на нем полностью соответствует проекту планировки.
Также, в статье 42 ГрК РФ закреплен состав материалов по обоснованию Проекта планировки. При этом в данной норме отсутствует указание на то, что в составе данных материалов могут содержаться чертежи, определяющие виды объектов капитального строительства на рассматриваемой территории, о чем заявляет департамент.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке. Тогда как размещение выставочного зала не противоречит утвержденной основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур (участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 10.1).
Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела Приложению N 6 Градостроительного заключения N 1023-ОВ от 19.02.2013 (л.д. 22-23), по первому и второму варианту размещения земельного участка отображен фрагмент чертежа планировки территории, отображающей объекты капитального строительства с элементами благоустройства в составе материалов по обоснованию Проекта планировки данной территории.
Как следует из схемы размещения земельного участка в соответствии с двумя рассматриваемыми вариантами выбора в сопоставлении с указанной на схеме экспликацией, в границах земельного участка предполагается размещение не только объектов бытового" обслуживания (гостиниц) (N 14 в экспликации), но и многоэтажных гаражей стоянок (N 15 в экспликации), офисов коммерческих и некоммерческих организаций (NN 9-12 в экспликации), а также объектов административно-делового и общественного назначения (N 13 в экспликации).
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 данных Правил.
Согласно таблице N 1 статьи 42 Правил основным видом разрешенного использования земельных участков в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) является размещение выставочных залов.
Из указанного выше следует, что материалы по обоснованию проекта планировки, допускают размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод апелляционной жалобы жалобы о том, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта при исполнении судебного акта будет противоречить требованиям Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, с заявлением о выборе спорного земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Вега" обратилось 30.12.2011.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Таким образом, как верно отмечено заявителем, до 30.07.2012 департаменту необходимо было завершить процедуру выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании/несогласовании места размещения объекта, то есть еще до вступления в силу указанного выше решения.
Кроме того, оспариваемый отказ был принят департаментом 28.06.2013, также до вступления в силу Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 (29.06.2013).
При этом необходимо учитывать, что в силу пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Ввиду нарушения прав заявителя действиями департамента до вступления в силу данного решения, к отношениям по устранению допущенного нарушения не могут применяться положения законодательства, принято после рассматриваемого нарушения. И, как следствие, восстановление права должно осуществляться согласно тем нормам закона, которые действовали в момент его нарушения.
Данный вывод апелляционного суда согласуется с положениями статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Отношения по выбору земельного участка урегулированы статьей 31 ЗК РФ и начинаются с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом в Решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
А поскольку постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 года N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не является законом, постольку оно не может распространить действие Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 на отношения, возникшие до его вступления в силу, в том числе в рассматриваемом случае.
Требования общества обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба департамента оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2013 по делу N А46-11883/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)