Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.11.2014 ПО ДЕЛУ N А06-224/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N А06-224/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
истца - Бабановой О.Е. (по доверенности от 31.12.2014 N 47),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Астраханьэнерго", г. Астрахань,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жаткина С.А., Жевак И.И.)
по делу N А06-224/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Астраханьэнерго" (ОГРН 1093016000428, ИНН 3016059510) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ОГРН 1093017001450, ИНН 3017060300), с привлечением третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095), об изменении условий договора аренды земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" (далее - общество "Лукойл-Астраханьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - Управление) об изменении условий договора аренды земельного участка от 16.02.2009 N 45-3 в части пунктов 5.1, 5.7 договора о порядке расчета и оплаты арендной платы, изложив их в следующей редакции:
- "5.1 размер арендной платы с 31.08.2013 для арендатора определяется в соответствии с пунктом 5 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и вносится по ставке арендной платы утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от кадастровой стоимости предоставленного земельного участка. Ставка арендной платы изменяется согласно пункту 5.7 настоящего договора. Размер арендной платы для соарендатора составляет 35 671 руб. 24 коп. и пересматривается согласно пункту 5.3 настоящего договора";
- "5.7 ставка арендной платы, указанной в абзаце 1 пункта 5.1 настоящего договора, изменяется согласно пункту 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Изменение ставки арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.05.2014, с учетом дополнительного решения от 01.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 решение суда первой инстанции от 23.05.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Лукойл-Астраханьэнерго" просит постановление апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.05.2014 оставить в силе, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права, указывая, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекс Российской Федерации, не применил требования Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347.
В судебном заседании представитель общество "Лукойл-Астраханьэнерго" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Управлением (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Южная генерирующая компания-ТГК-8" (арендатор), заключен договор от 16.02.2009 N 45-з аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на срок с 17.07.2006 по 17.07.2055, по условиям которого арендатору передан в пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:021134:4 (30:12:021134:0004), общей площадью 169 482,00 кв. м, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Августовская, д. 11, для эксплуатации зданий и сооружений электростанции, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
В 2010 и 2013 годах между сторонами подписаны дополнительные соглашения, прошедшие государственную регистрацию, об изменении стороны арендатора с открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания-ТГК-8" на общество с ограниченной ответственностью "Южная генерирующая компания ТКГ-8", далее на общество с ограниченной ответственностью "ЮГК-Астраханьэнерго", а затем на общество "Лукойл-Астраханьэнерго", а также о присоединении к спорному договору аренды земельного участка соарендатора - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания".
Пунктом 5.1 в редакции дополнительного соглашения сторонами установлены следующие условия с 01.01.2010:
Рыночная величина годовой арендной платы за участок (приложение N 1) составляет 8 471 896 рублей 73 копейки в год, в месяц - 705 991 рубль 40 копеек. Рыночная величина годовой арендной платы определяется на основании отчета об оценке от 20.01.2009 N 05/12-08, составленного ООО "Авторизованный центр оценки", в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
В соответствии с пунктом 5.7 в редакции дополнительного соглашения размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год при изменении ставки арендной платы, в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка. Изменение размера арендной платы путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год осуществляется арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора. Изменение ставки арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
В связи с изменением законодательства, общество "Лукойл-Астраханьэнерго" направило в адрес Управления письмо от 15.10.2013 N 05-1-1162 о пересмотре расчета арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станцией, обслуживающих их сооружений и объектов", в ответ на которое Управление письмом от 15.11.2013 N 06-07/10-903 указало, что изменение годовой арендной платы за использование земельного участка по названному договору не представляется возможным, в связи с тем, что земельный участок арендуется со множественностью лиц на стороне арендатора.
Общество "Лукойл-Астраханьэнерго" направило в адрес Управления претензию от 10.12.2013 N 470 об изменении условий договора аренды земельного участка от 16.02.2009 N 45-з с приложенным проектом дополнительного соглашения об изменении пунктов 5.1, 5.7 договора и изложении их в редакции, заявленной в настоящем иске, которая была получена Управлением 11.12.2013 и оставлена без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленный предельный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, подлежит применению независимо от условий договора, и при этом стороны не лишаются права требовать внесения изменений в договор в указанной части, в связи с чем пришел к выводу о том, что требования общества "Лукойл-Астраханьэнерго" об изменении условий договора и исчисления арендной платы с учетом Постановления N 582 с 31.08.2013 является обоснованным.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что регулирование арендной платы за спорный земельный участок осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с позицией, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11.
Аналогичные разъяснения даны в пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Постановлением N 582, вступившим в силу 04.08.2009, утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в связи с чем плата за пользование спорным участком с момента вступления в силу названного Постановления N 582 должна исчисляться по утвержденным Правилам.
При ином подходе внесение изменений в судебном порядке в договор аренды приведет к тому, что условие договора аренды о размере арендной платы, не соответствующее Постановлению N 582, не будет применяться только с момента вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, в данном конкретном случае установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон и как следствие быть предметом спора о внесении изменений в договор аренды.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, основанном на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 по делу N А06-224/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
А.Л.ПЕТРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)