Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Алчаковым В.Х.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Костроменкова А.Ю., доверенность от 30.08.2011;
- от заинтересованного лица - Тимонина Ю.В., доверенность от 14.08.2013 N 4326-исх.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2013 года по делу N А41-26161/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Площадь" к администрации городского округа Химки Московской области об оспаривании решения, обязании совершить действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Площадь" (далее - ООО "Площадь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, администрация г.о. Химки, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать незаконным решение администрации городского округа Химки Московской области, выраженное в решении Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г. о. Химки от 05.04.2013 протокол N 4 дело 4/08 об отказе ООО "Площадь" в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
- обязать администрацию городского округа Химки Московской области устранить допущенное нарушение путем принятия решения в виде издания постановления администрацию городского округа Химки Московской области о предоставлении в аренду на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью "Площадь" земельного участка с кадастровым номер 50:10:0060113:509, площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
- в течение 14 дней со дня издания постановления администрации городского округа Химки Московской области о предоставлении в аренду на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью "Площадь" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:509, площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания, предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Площадь" подписанный проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указала, что решение Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки не является ненормативным актом и носит рекомендательный характер, распоряжение спорным земельным участком с расположенным на нем водным объектом незаконно, в материалах дела не имеется доказательств наличия прав муниципальной собственности на спорный земельный участок с расположенным на нем водным объектом.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации городского округа Химки Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Площадь" 04.08.2010 и 30.09.2010 обратилось к Главе г.о. Химки с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1,8 га по адресу: г.о. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, под размещение объектов инженерной и социальной инфраструктуры, вид использования "строительство, размещение и эксплуатация предприятий бытового обслуживания" (л.д. 8 - 11).
Согласно ответу администрации (л.д. 12) для рассмотрения вопроса обществу необходимо представить документы: выписку из ЕГРЮЛ за последний месяц, выписку из ЕГРП на испрашиваемый участок, справка об отсутствии прав на испрашиваемый участок, банковские реквизиты.
Общество 25.10.2010 направило в администрацию запрашиваемые документы.
Вопрос о предоставлении участка был вынесен на рассмотрение Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам администрации г.о. Химки.
Решением Межведомственной комиссии согласовано место размещения и предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1,8 га, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания, при условии предоставления согласования РУ Росприроднадзора по ЦФО и ОАО "МОЭСК", а также заключение Генплана г. Москвы (л.д. 14).
Информация о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, площадью 9255 кв. метров, в аренду для строительства и эксплуатации предприятия бытового обслуживания (л.д. 19) была опубликована в официальном газетном издании г.о. Химки.
Письмом от 18.07.2012 администрация г.о. Химки известила ООО "Площадь" об отсутствии предложений и возражений (л.д. 20).
16.08.2012 утвержден акт выбора земельного участка (площадки) для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания в районе г. Химки МО, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, и согласована схема расположения земельного участка (л.д. 15 - 18).
Согласно акту рассматриваемый земельный участок граничит: с севера, востока, юга и запада - земли г.о. Химки, на территории расположена луговая растительность, пруд (л.д. 15).
16.08.2012 администрацией г.о. Химки было вынесено постановление N 1413 "О предварительном согласовании ООО "Площадь" места размещения предприятий бытового обслуживания на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории г.о. Химки Московской области (л.д. 21).
23.11.2012 на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 9255 кв. метров, местоположение: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0060113:509 (л.д. 22).
17.12.2012 общество обратилось в администрацию г.о. Химки с заявлением о предоставлении указанного земельного участка обществу в аренду сроком на 49 лет (л.д. 23).
Письмом от 18.01.2013 администрация известила общество о вынесении вопроса о предоставлении участка на заседание Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам администрации г.о. Химки. Обществу рекомендовалось предоставить все согласования (л.д. 24), которые общество предоставило (л.д. 25 - 29).
Решением Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки от 05.04.2013 было отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, по следующим причинам:
- 1. Согласно заключению управления обеспечения градостроительной политики в соответствии с проектом Генерального плана городского округа Химки и проектом Правил землепользования и застройки, земельный участок расположен в рекреационной зоне, предназначенной для организации мест массового отдыха населения, включающей в себя, в том числе, скверы, парки, сады, городские леса и иные объекты, формирующие систему рекреационных пространств городского поселения, а также предназначенной для создания и развития озелененных территорий общего пользования, включая благоустройство, устройство, установку малых архитектурных фор, организацию детских игровых и спортивных площадок с нулевым показателем застройки;
- 2. Испрашиваемый вид разрешенного использования "для строительства предприятий бытового обслуживания" отсутствует в классификаторе разрешенных видов использования земельных участков в составе проекта Правил землепользования и застройки г.о. Химки;
- 3. Согласно заключению Территориального управления - в связи с многочисленными обращениями жителей кв. Саврасово предоставление участка нецелесообразно ввиду имеющегося на испрашиваемом земельном участке пруда, используемого в качестве места отдыха, а также как объекта противопожарного и противопаводкового назначения (л.д. 30).
Не согласившись с вынесенным решением Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки от 05.04.2013, заявитель обратился с настоящими требованиями в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что участок предоставлен ООО "Площадь" на условиях предварительного согласования места размещения объекта. Население было проинформировано о проведении выбора земельного участка, согласно заключению администрации (л.д. 20), предложений и возражений от третьих лиц по вопросу предоставления участка в администрацию не поступало.
В установленном порядке утвержден акт выбора земельного участка, в 2012 году администрацией вынесено постановление о предварительном согласовании места размещения участка для ООО "Площадь" под размещение предприятий бытового обслуживания.
Из положений статей 30, 31, 32 ЗК РФ следует, что земельный участок должен быть предоставлен лицу, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет с момента принятия такого решения.
Судебная коллегия апелляционной инстанции отклоняет довод администрации о том, что решение Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки не является ненормативным актом и носит рекомендательный характер в силу следующего.
Согласно постановлению Главы Химкинского района Московской области от 30.03.2004 N 27 "О постоянно действующей межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации Химкинского района" к основным функциям межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации Химкинского района относятся: обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и согласующих служб района в сфере размещения производительных сил и объектов недвижимости и использование земельных ресурсов на территории Химкинского района в пределах своей компетенции, рассмотрение вопросов, связанных с распоряжением земельными участками, рассмотрение вопросов, связанных с размещением и строительством объектов недвижимости на территории Химкинского района, подготовка заключений Комиссии об экономической и социальной целесообразности инвестиционных предложений по размещению объектов недвижимости, конкурсов, тендеров, аукционов по продаже земельных участков и (или) права их аренды, обеспечение выработки и реализации мер, направленных на пополнение бюджета Химкинского района, расширение налогооблагаемой базы территориальных муниципальных образований за счет размещения новых производственных объектов и вовлечение земли в экономический оборот.
Из приложения N 1 к Административному регламенту осуществления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения сооружения" последовательность административных процедур при предоставлении земельных участков следующая:
- - прием и регистрация заявления отделом документооборота Управления документационного обеспечения Администрации;
- - рассмотрение заявления Управлением землепользования;
- - рассмотрение заявления Межведомственной комиссией, принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Из Постановления Главы Химкинского района Московской области от 30.03.2004 N 27 "О постоянно действующей межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации Химкинского района" следует, что в случае положительного решения Комиссии заявление направляется в структурные подразделения Администрации для подготовки проекта соответствующего проекта постановления. В случае отрицательного решения Комиссии, материалы остаются в делах Комиссии.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что заключение указанной Межведомственной комиссии носят характер властного волеизъявления полномочного субъекта исполнительной власти, ввиду того, что в случае дачи отрицательного заключения дальнейшее движения заявления заинтересованного лица прекращается.
Апелляционный суд считает обжалуемое Решение межведомственной комиссии по землеустройству и земельным ресурсам администрации городского округа Химки по Московской области от 05.04.2013 ненормативным правовым актом по смыслу статьи 198 АПК РФ.
Иное в данном случае влекло бы за собой невозможность обжалования фактического отказа в удовлетворении заявлений о предоставлении земельного участка в собственность.
Указанные обстоятельства, связанные с определением правовой природы решений Межведомственной комиссии по землеустройству и земельным ресурсам администрации городского округа Химки по Московской области были предметом судебного разбирательства в рамках дела N А41-21387/12. Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2013 по делу N А41-21387/12 высказал свою правовую позицию.
Апелляционный суд отклоняет доводы администрации о том, что распоряжение спорным земельным участком с расположенным на нем водным объектом незаконно в силу следующего.
Из материалов дела следует, что объектом для предоставления в аренду на 49 лет является земельный участок площадью 9255 кв. м, расположенный по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания. Участок предоставлен заявителю на условиях предварительного согласования места размещения объекта. Население было проинформировано о проведении выбора земельного участка, согласно заключению администрации (л.д. 20).
Земельное законодательство Российской Федерации основывается на ряде основных принципов, в числе которых: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием и требованиями законодательства; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому, правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (статья 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли водного фонда (подпункт 6).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъекта РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; в договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости (пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе из одной категории в другую.
Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) в частях 3 - 5 статьи 1 закрепляет, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и включает межевой план при постановке на учет земельного участка.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Обществом был подготовлен межевой план, 23.11.2012 участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0060113:509.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет.
Как видно из выданного органом кадастрового учета (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области) кадастрового паспорта земельного участка от 26.11.2012 N МО-12/ЗВ-905021, земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060113:509, площадью 9255 +/-34 кв. м, имеет установленную категорию земель (пункт 8.1 паспорта) - земли населенных пунктов, разрешенное использование (пункт 9 паспорта) - для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
Земельный участок является вновь образованным, его номер внесен в государственный кадастр недвижимости 23.11.2012 (пункт 6 паспорта).
В кадастровом паспорте также отражено, что к землям населенных пунктов отнесен весь земельный участок, и земли других категорий (в том числе земли водного фонда) отсутствуют.
В силу положений частей 6, 8 статьи 15, пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения о категории земель земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Поскольку надлежащим доказательством - кадастровым паспортом земельного участка от 26.11.2012 N МО-12/ЗВ-905021, подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060113:509, площадью 9255 +/-34 кв. м, имеет установленную категорию земель - земли населенных пунктов и разрешенное использование - для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания, а правовой режим земельного участка определяется именно из его принадлежности к категории земель и разрешенного использования, то при разрешении спора нормы о землях водного фонда, включая статью 102 Земельного кодекса РФ, на которую ссылаются администрация, применению не подлежат.
При разрешении вопроса о подлежащих применению нормах законодательства следует руководствоваться принадлежностью земельного участка к категории земель, в данном случае, - к землям населенных пунктов, в связи с чем правовое регулирование осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Такой подход соответствует статье 1 Земельного кодекса РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2009 N 10520/09.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ в части 4 статьи 16 предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления изменений данного объекта недвижимости.
Решение органа кадастрового учета об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка с его уникальными характеристиками или действия по постановке земельного участка на кадастровый учет, а также акты органов местного самоуправления об определении земельному участку категории земли населенных пунктов, в судебном порядке не оспорены и недействительными (незаконными) не признаны.
Перевод земель спорного участка из категории земель населенных пунктов в другую категорию, в том числе в земли водного фонда, в установленном статьей 8 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" порядке, не осуществлен.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (первый абзац пункта 10 статьи 3).
В Земельном кодексе РФ в статье 27 "Ограничение оборотоспособности земельных участков" в подпункте 3 пункта 5 предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Из системного толкования положений статьи 27 Земельного кодекса РФ следует, что ограничение оборота земельного участка из земель населенных пунктов, в пределах которого расположен водный объект, состоит в запрете приватизации такого земельного участка, но не его аренды.
Администрация вопреки статьям 1, 7 Земельного кодекса РФ придает приоритетное значение водному объекту - пруду, находящемуся на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060113:509, а не правовому режиму самого земельного участка) с положениями статьи 8 Водного кодекса РФ о праве собственности на водные объекты и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8).
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты (часть 3 статьи 8).
Из системного толкования частей 1 - 3 статьи 8 Водного кодекса РФ следует, что данные положения применяются в случаях, когда право собственности на земельные участки, на которых расположены водные объекты, уже разграничено, и соответствующие земли находятся на праве собственности у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Кроме того, положения частей 1 - 2 статьи 8 Водного кодекса РФ о видах водных объектов могут служить целям разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Аналогичное значение имеют и положения статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", в которых определяется принадлежность таких водных объектов, как пруд и обводненный карьер в зависимости от отнесения земельных участков, в границах которых они расположены, к тому или иному уровням собственности (федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальных образований).
Надлежащих доказательств о принадлежности пруда к собственности Российской Федерации не имеется.
Ссылка администрации на проект Генплана г. Химки является необоснованной, поскольку согласно Градостроительному кодексу РФ, градостроительным документом является утвержденный Генплан, а не его проект.
Проект документом, устанавливающим права и обязанности, не является, следовательно, не может служить основанием для отнесения земель к тем или иным зонам.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из материалов дела следует, что часть рассматриваемого земельного участка, занятая водным объектом, не выделялась и в отдельный объект кадастрового учета с береговой линией, как предусмотрено статьей 6 Водного кодекса РФ.
Таким образом, администрацией городского округа Химки Московской области не представлено надлежащих доказательств обоснованности отказа предоставлении в ООО "Площадь" в аренду на 49 лет земельного участка площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
Доводы, приведенные администрацией городского округа Химки Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие администрации городского округа Химки Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2013 по делу N А41-26161/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-26161/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N А41-26161/13
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Алчаковым В.Х.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Костроменкова А.Ю., доверенность от 30.08.2011;
- от заинтересованного лица - Тимонина Ю.В., доверенность от 14.08.2013 N 4326-исх.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2013 года по делу N А41-26161/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Площадь" к администрации городского округа Химки Московской области об оспаривании решения, обязании совершить действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Площадь" (далее - ООО "Площадь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, администрация г.о. Химки, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать незаконным решение администрации городского округа Химки Московской области, выраженное в решении Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г. о. Химки от 05.04.2013 протокол N 4 дело 4/08 об отказе ООО "Площадь" в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
- обязать администрацию городского округа Химки Московской области устранить допущенное нарушение путем принятия решения в виде издания постановления администрацию городского округа Химки Московской области о предоставлении в аренду на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью "Площадь" земельного участка с кадастровым номер 50:10:0060113:509, площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
- в течение 14 дней со дня издания постановления администрации городского округа Химки Московской области о предоставлении в аренду на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью "Площадь" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060113:509, площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания, предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Площадь" подписанный проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указала, что решение Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки не является ненормативным актом и носит рекомендательный характер, распоряжение спорным земельным участком с расположенным на нем водным объектом незаконно, в материалах дела не имеется доказательств наличия прав муниципальной собственности на спорный земельный участок с расположенным на нем водным объектом.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации городского округа Химки Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Площадь" 04.08.2010 и 30.09.2010 обратилось к Главе г.о. Химки с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1,8 га по адресу: г.о. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, под размещение объектов инженерной и социальной инфраструктуры, вид использования "строительство, размещение и эксплуатация предприятий бытового обслуживания" (л.д. 8 - 11).
Согласно ответу администрации (л.д. 12) для рассмотрения вопроса обществу необходимо представить документы: выписку из ЕГРЮЛ за последний месяц, выписку из ЕГРП на испрашиваемый участок, справка об отсутствии прав на испрашиваемый участок, банковские реквизиты.
Общество 25.10.2010 направило в администрацию запрашиваемые документы.
Вопрос о предоставлении участка был вынесен на рассмотрение Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам администрации г.о. Химки.
Решением Межведомственной комиссии согласовано место размещения и предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1,8 га, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания, при условии предоставления согласования РУ Росприроднадзора по ЦФО и ОАО "МОЭСК", а также заключение Генплана г. Москвы (л.д. 14).
Информация о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, площадью 9255 кв. метров, в аренду для строительства и эксплуатации предприятия бытового обслуживания (л.д. 19) была опубликована в официальном газетном издании г.о. Химки.
Письмом от 18.07.2012 администрация г.о. Химки известила ООО "Площадь" об отсутствии предложений и возражений (л.д. 20).
16.08.2012 утвержден акт выбора земельного участка (площадки) для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания в районе г. Химки МО, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, и согласована схема расположения земельного участка (л.д. 15 - 18).
Согласно акту рассматриваемый земельный участок граничит: с севера, востока, юга и запада - земли г.о. Химки, на территории расположена луговая растительность, пруд (л.д. 15).
16.08.2012 администрацией г.о. Химки было вынесено постановление N 1413 "О предварительном согласовании ООО "Площадь" места размещения предприятий бытового обслуживания на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории г.о. Химки Московской области (л.д. 21).
23.11.2012 на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 9255 кв. метров, местоположение: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0060113:509 (л.д. 22).
17.12.2012 общество обратилось в администрацию г.о. Химки с заявлением о предоставлении указанного земельного участка обществу в аренду сроком на 49 лет (л.д. 23).
Письмом от 18.01.2013 администрация известила общество о вынесении вопроса о предоставлении участка на заседание Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам администрации г.о. Химки. Обществу рекомендовалось предоставить все согласования (л.д. 24), которые общество предоставило (л.д. 25 - 29).
Решением Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки от 05.04.2013 было отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, по следующим причинам:
- 1. Согласно заключению управления обеспечения градостроительной политики в соответствии с проектом Генерального плана городского округа Химки и проектом Правил землепользования и застройки, земельный участок расположен в рекреационной зоне, предназначенной для организации мест массового отдыха населения, включающей в себя, в том числе, скверы, парки, сады, городские леса и иные объекты, формирующие систему рекреационных пространств городского поселения, а также предназначенной для создания и развития озелененных территорий общего пользования, включая благоустройство, устройство, установку малых архитектурных фор, организацию детских игровых и спортивных площадок с нулевым показателем застройки;
- 2. Испрашиваемый вид разрешенного использования "для строительства предприятий бытового обслуживания" отсутствует в классификаторе разрешенных видов использования земельных участков в составе проекта Правил землепользования и застройки г.о. Химки;
- 3. Согласно заключению Территориального управления - в связи с многочисленными обращениями жителей кв. Саврасово предоставление участка нецелесообразно ввиду имеющегося на испрашиваемом земельном участке пруда, используемого в качестве места отдыха, а также как объекта противопожарного и противопаводкового назначения (л.д. 30).
Не согласившись с вынесенным решением Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки от 05.04.2013, заявитель обратился с настоящими требованиями в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что участок предоставлен ООО "Площадь" на условиях предварительного согласования места размещения объекта. Население было проинформировано о проведении выбора земельного участка, согласно заключению администрации (л.д. 20), предложений и возражений от третьих лиц по вопросу предоставления участка в администрацию не поступало.
В установленном порядке утвержден акт выбора земельного участка, в 2012 году администрацией вынесено постановление о предварительном согласовании места размещения участка для ООО "Площадь" под размещение предприятий бытового обслуживания.
Из положений статей 30, 31, 32 ЗК РФ следует, что земельный участок должен быть предоставлен лицу, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет с момента принятия такого решения.
Судебная коллегия апелляционной инстанции отклоняет довод администрации о том, что решение Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории г.о. Химки не является ненормативным актом и носит рекомендательный характер в силу следующего.
Согласно постановлению Главы Химкинского района Московской области от 30.03.2004 N 27 "О постоянно действующей межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации Химкинского района" к основным функциям межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации Химкинского района относятся: обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и согласующих служб района в сфере размещения производительных сил и объектов недвижимости и использование земельных ресурсов на территории Химкинского района в пределах своей компетенции, рассмотрение вопросов, связанных с распоряжением земельными участками, рассмотрение вопросов, связанных с размещением и строительством объектов недвижимости на территории Химкинского района, подготовка заключений Комиссии об экономической и социальной целесообразности инвестиционных предложений по размещению объектов недвижимости, конкурсов, тендеров, аукционов по продаже земельных участков и (или) права их аренды, обеспечение выработки и реализации мер, направленных на пополнение бюджета Химкинского района, расширение налогооблагаемой базы территориальных муниципальных образований за счет размещения новых производственных объектов и вовлечение земли в экономический оборот.
Из приложения N 1 к Административному регламенту осуществления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения сооружения" последовательность административных процедур при предоставлении земельных участков следующая:
- - прием и регистрация заявления отделом документооборота Управления документационного обеспечения Администрации;
- - рассмотрение заявления Управлением землепользования;
- - рассмотрение заявления Межведомственной комиссией, принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Из Постановления Главы Химкинского района Московской области от 30.03.2004 N 27 "О постоянно действующей межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации Химкинского района" следует, что в случае положительного решения Комиссии заявление направляется в структурные подразделения Администрации для подготовки проекта соответствующего проекта постановления. В случае отрицательного решения Комиссии, материалы остаются в делах Комиссии.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что заключение указанной Межведомственной комиссии носят характер властного волеизъявления полномочного субъекта исполнительной власти, ввиду того, что в случае дачи отрицательного заключения дальнейшее движения заявления заинтересованного лица прекращается.
Апелляционный суд считает обжалуемое Решение межведомственной комиссии по землеустройству и земельным ресурсам администрации городского округа Химки по Московской области от 05.04.2013 ненормативным правовым актом по смыслу статьи 198 АПК РФ.
Иное в данном случае влекло бы за собой невозможность обжалования фактического отказа в удовлетворении заявлений о предоставлении земельного участка в собственность.
Указанные обстоятельства, связанные с определением правовой природы решений Межведомственной комиссии по землеустройству и земельным ресурсам администрации городского округа Химки по Московской области были предметом судебного разбирательства в рамках дела N А41-21387/12. Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2013 по делу N А41-21387/12 высказал свою правовую позицию.
Апелляционный суд отклоняет доводы администрации о том, что распоряжение спорным земельным участком с расположенным на нем водным объектом незаконно в силу следующего.
Из материалов дела следует, что объектом для предоставления в аренду на 49 лет является земельный участок площадью 9255 кв. м, расположенный по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания. Участок предоставлен заявителю на условиях предварительного согласования места размещения объекта. Население было проинформировано о проведении выбора земельного участка, согласно заключению администрации (л.д. 20).
Земельное законодательство Российской Федерации основывается на ряде основных принципов, в числе которых: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием и требованиями законодательства; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому, правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (статья 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли водного фонда (подпункт 6).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъекта РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; в договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости (пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе из одной категории в другую.
Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) в частях 3 - 5 статьи 1 закрепляет, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и включает межевой план при постановке на учет земельного участка.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Обществом был подготовлен межевой план, 23.11.2012 участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0060113:509.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет.
Как видно из выданного органом кадастрового учета (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области) кадастрового паспорта земельного участка от 26.11.2012 N МО-12/ЗВ-905021, земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060113:509, площадью 9255 +/-34 кв. м, имеет установленную категорию земель (пункт 8.1 паспорта) - земли населенных пунктов, разрешенное использование (пункт 9 паспорта) - для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
Земельный участок является вновь образованным, его номер внесен в государственный кадастр недвижимости 23.11.2012 (пункт 6 паспорта).
В кадастровом паспорте также отражено, что к землям населенных пунктов отнесен весь земельный участок, и земли других категорий (в том числе земли водного фонда) отсутствуют.
В силу положений частей 6, 8 статьи 15, пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения о категории земель земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Поскольку надлежащим доказательством - кадастровым паспортом земельного участка от 26.11.2012 N МО-12/ЗВ-905021, подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060113:509, площадью 9255 +/-34 кв. м, имеет установленную категорию земель - земли населенных пунктов и разрешенное использование - для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания, а правовой режим земельного участка определяется именно из его принадлежности к категории земель и разрешенного использования, то при разрешении спора нормы о землях водного фонда, включая статью 102 Земельного кодекса РФ, на которую ссылаются администрация, применению не подлежат.
При разрешении вопроса о подлежащих применению нормах законодательства следует руководствоваться принадлежностью земельного участка к категории земель, в данном случае, - к землям населенных пунктов, в связи с чем правовое регулирование осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Такой подход соответствует статье 1 Земельного кодекса РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2009 N 10520/09.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ в части 4 статьи 16 предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления изменений данного объекта недвижимости.
Решение органа кадастрового учета об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка с его уникальными характеристиками или действия по постановке земельного участка на кадастровый учет, а также акты органов местного самоуправления об определении земельному участку категории земли населенных пунктов, в судебном порядке не оспорены и недействительными (незаконными) не признаны.
Перевод земель спорного участка из категории земель населенных пунктов в другую категорию, в том числе в земли водного фонда, в установленном статьей 8 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" порядке, не осуществлен.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (первый абзац пункта 10 статьи 3).
В Земельном кодексе РФ в статье 27 "Ограничение оборотоспособности земельных участков" в подпункте 3 пункта 5 предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Из системного толкования положений статьи 27 Земельного кодекса РФ следует, что ограничение оборота земельного участка из земель населенных пунктов, в пределах которого расположен водный объект, состоит в запрете приватизации такого земельного участка, но не его аренды.
Администрация вопреки статьям 1, 7 Земельного кодекса РФ придает приоритетное значение водному объекту - пруду, находящемуся на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060113:509, а не правовому режиму самого земельного участка) с положениями статьи 8 Водного кодекса РФ о праве собственности на водные объекты и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8).
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты (часть 3 статьи 8).
Из системного толкования частей 1 - 3 статьи 8 Водного кодекса РФ следует, что данные положения применяются в случаях, когда право собственности на земельные участки, на которых расположены водные объекты, уже разграничено, и соответствующие земли находятся на праве собственности у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Кроме того, положения частей 1 - 2 статьи 8 Водного кодекса РФ о видах водных объектов могут служить целям разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Аналогичное значение имеют и положения статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", в которых определяется принадлежность таких водных объектов, как пруд и обводненный карьер в зависимости от отнесения земельных участков, в границах которых они расположены, к тому или иному уровням собственности (федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальных образований).
Надлежащих доказательств о принадлежности пруда к собственности Российской Федерации не имеется.
Ссылка администрации на проект Генплана г. Химки является необоснованной, поскольку согласно Градостроительному кодексу РФ, градостроительным документом является утвержденный Генплан, а не его проект.
Проект документом, устанавливающим права и обязанности, не является, следовательно, не может служить основанием для отнесения земель к тем или иным зонам.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из материалов дела следует, что часть рассматриваемого земельного участка, занятая водным объектом, не выделялась и в отдельный объект кадастрового учета с береговой линией, как предусмотрено статьей 6 Водного кодекса РФ.
Таким образом, администрацией городского округа Химки Московской области не представлено надлежащих доказательств обоснованности отказа предоставлении в ООО "Площадь" в аренду на 49 лет земельного участка площадью 9255 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки мкр. Сходня, кв. Саврасово, западная сторона, для строительства и эксплуатации предприятий бытового обслуживания.
Доводы, приведенные администрацией городского округа Химки Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие администрации городского округа Химки Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2013 по делу N А41-26161/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)