Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Храмова Н.Ф., доверенность от 22.08.2011,
Администрации - Аладина Д.П., доверенность N 130-01-12 от 10.10.2013,
Комитета - Аладина Д.П., доверенность N 01-13/6016 от 25.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А72-138/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Гимрановой Айсылу Абдурашитовны (ОГРНИП <...>), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа, третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
установил:
индивидуальный предприниматель Гимранова Айсылу Абдурашитовна (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель Гимранова А.А., предприниматель) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области к администрации города Ульяновска (далее - ответчик, Администрация), с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, о признании незаконным решения от 08.10.2012 N 10238-4/1.2 об отказе индивидуальному предпринимателю Гимрановой А.А. в обеспечении выбора земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе города Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей.
Индивидуальный предприниматель Гимранова А.А. отказалась от требований о признании незаконным бездействия администрации города Ульяновска, выраженного в непроведении действий по выбору земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе г. Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - третье лицо, КАиГ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013, принят отказ индивидуального предпринимателя Гимрановой А.А. от требований о признании незаконным бездействия администрации города Ульяновска, выраженного в непроведении действий по выбору земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе г. Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей. Производство по делу в указанной части прекращено. Суд признал незаконным решение администрации города Ульяновска об отказе индивидуальному предпринимателю Гимрановой А.А., в обеспечении выбора земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе города Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей. Суд обязал администрацию города Ульяновска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель индивидуального предпринимателя Гимрановой А.А. возражал в удовлетворении жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 29.06.2011 индивидуальный предприниматель Гимранова А.А. обратилась к главе муниципального образования "город Ульяновск" с заявлением, которым просила произвести выбор земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе города Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей, утвердить акт выбора земельного участка и предварительно согласовать место размещения магазин автозапчастей.
08.10.2012 Администрация вынесла оспариваемое решение N 10238-4/1.2 об отказе индивидуальному предпринимателю в удовлетворении его заявления от 29.06.2012 (в рамках исполнения решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.11.2011 по делу N А72-6214/2011).
Отказ в обеспечении выбора земельного участка мотивирован тем, что часть земельного участка засыпана строительными материалами (отходами от железобетонных конструкций), огорожена металлическим ограждением с установкой железобетонных блоков. Кроме того, согласно Карте зон действия ограничений по условиям окружающей среды Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (в редакции Решения Ульяновской городской Думы от 29.06.2011 N 69) испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий и сооружений. Территория испрашиваемого земельного участка озеленена кустарниками и деревьями, в связи с чем размещение каких-либо объектов будет препятствовать осуществлению ею функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения индивидуального предпринимателя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) представление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Помимо того, после определения участка(ов) подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий, и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Статьей 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90, установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя главы города Ульяновска.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в ч. 1 настоящей статьи, направляет заместителю главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в ч. 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация не выполнила действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Правил.
Из материалов дела следует, что согласно Правилам землепользования и застройки в городе Ульяновске испрашиваемый земельный участок относится к зоне Ц5 - зона размещения объектов среднего и высшего профессионального образования, в которой объекты торговли относятся к основным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства, в том числе объекты торговли и общественного питания.
Как установлено судами по результатам исследования представленных в материалы дела документов, на момент вынесения оспариваемого отказа испрашиваемый земельный участок полностью освобожден заявителем от им самим установленного ограждения и складированных отходов железобетонных конструкций.
Суды обеих инстанций также правильно отметили, что доводы администрации о нахождении на спорном земельном участке зеленых насаждений не подтверждены соответствующими доказательствами и не соответствуют требованиям ст. 31 ЗК РФ.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа в рассмотрении заявления индивидуального предпринимателя о выборе земельного участка, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя об обратном, изложенные в кассационной жалобе, были изложены им в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку, и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А72-138/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2013 ПО ДЕЛУ N А72-138/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. по делу N А72-138/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Храмова Н.Ф., доверенность от 22.08.2011,
Администрации - Аладина Д.П., доверенность N 130-01-12 от 10.10.2013,
Комитета - Аладина Д.П., доверенность N 01-13/6016 от 25.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А72-138/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Гимрановой Айсылу Абдурашитовны (ОГРНИП <...>), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа, третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
установил:
индивидуальный предприниматель Гимранова Айсылу Абдурашитовна (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель Гимранова А.А., предприниматель) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области к администрации города Ульяновска (далее - ответчик, Администрация), с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, о признании незаконным решения от 08.10.2012 N 10238-4/1.2 об отказе индивидуальному предпринимателю Гимрановой А.А. в обеспечении выбора земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе города Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей.
Индивидуальный предприниматель Гимранова А.А. отказалась от требований о признании незаконным бездействия администрации города Ульяновска, выраженного в непроведении действий по выбору земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе г. Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - третье лицо, КАиГ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013, принят отказ индивидуального предпринимателя Гимрановой А.А. от требований о признании незаконным бездействия администрации города Ульяновска, выраженного в непроведении действий по выбору земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе г. Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей. Производство по делу в указанной части прекращено. Суд признал незаконным решение администрации города Ульяновска об отказе индивидуальному предпринимателю Гимрановой А.А., в обеспечении выбора земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе города Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей. Суд обязал администрацию города Ульяновска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель индивидуального предпринимателя Гимрановой А.А. возражал в удовлетворении жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 29.06.2011 индивидуальный предприниматель Гимранова А.А. обратилась к главе муниципального образования "город Ульяновск" с заявлением, которым просила произвести выбор земельного участка площадью 1 210 кв. м, расположенного северо-восточнее территории автостоянки по проспекту Генерала Тюленева, 3А в Заволжском районе города Ульяновска, под размещение магазина автозапчастей, утвердить акт выбора земельного участка и предварительно согласовать место размещения магазин автозапчастей.
08.10.2012 Администрация вынесла оспариваемое решение N 10238-4/1.2 об отказе индивидуальному предпринимателю в удовлетворении его заявления от 29.06.2012 (в рамках исполнения решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.11.2011 по делу N А72-6214/2011).
Отказ в обеспечении выбора земельного участка мотивирован тем, что часть земельного участка засыпана строительными материалами (отходами от железобетонных конструкций), огорожена металлическим ограждением с установкой железобетонных блоков. Кроме того, согласно Карте зон действия ограничений по условиям окружающей среды Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (в редакции Решения Ульяновской городской Думы от 29.06.2011 N 69) испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий и сооружений. Территория испрашиваемого земельного участка озеленена кустарниками и деревьями, в связи с чем размещение каких-либо объектов будет препятствовать осуществлению ею функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения индивидуального предпринимателя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) представление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Помимо того, после определения участка(ов) подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий, и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Статьей 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90, установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя главы города Ульяновска.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в ч. 1 настоящей статьи, направляет заместителю главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в ч. 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация не выполнила действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Правил.
Из материалов дела следует, что согласно Правилам землепользования и застройки в городе Ульяновске испрашиваемый земельный участок относится к зоне Ц5 - зона размещения объектов среднего и высшего профессионального образования, в которой объекты торговли относятся к основным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства, в том числе объекты торговли и общественного питания.
Как установлено судами по результатам исследования представленных в материалы дела документов, на момент вынесения оспариваемого отказа испрашиваемый земельный участок полностью освобожден заявителем от им самим установленного ограждения и складированных отходов железобетонных конструкций.
Суды обеих инстанций также правильно отметили, что доводы администрации о нахождении на спорном земельном участке зеленых насаждений не подтверждены соответствующими доказательствами и не соответствуют требованиям ст. 31 ЗК РФ.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа в рассмотрении заявления индивидуального предпринимателя о выборе земельного участка, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя об обратном, изложенные в кассационной жалобе, были изложены им в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку, и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А72-138/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)