Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Филимошин В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В.,
судей Сайтбурхановой Р.Х., Коваленко А.И.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании представление Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области на определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2014 года о прекращении производства по делу по иску Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Кувандык, муниципальному унитарному предприятию "Имущество" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить знаки дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Фединой Е.В., пояснения прокурора Христич Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Указав в его обоснование, что по коллективной жалобе жителей дома N 2А по ул. 50 лет Октября проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории г. Кувандыка. В результате проверки на пересечении ул. 50 лет Октября, проспект Мира были выявлены многочисленные нарушения в организации дорожного движения. Кроме того, в рамках обеспечения безопасности, направленной на сохранение жизни и здоровья, наиболее незащищенных участников дорожного движения пешеходов, с целью упорядочения движения пешеходов, а также во избежание наездов на пешеходов, руководствуясь пунктом 4.1 ГОСТ Р 52289-2004, существует необходимость обустроить ограничивающее ограждение со стороны проспекта Мира, у магазина "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1. В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Устава муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области к вопросам местного значения города Кувандыка отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности администрации МО "г. Кувандык" дороги, где выявлены нарушения, находятся в собственности администрации МО "г. Кувандык" и относятся к автомобильным дорогам общего пользования. В силу статей 5, 6 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. 29 ноября 2011 года между администрацией МО г. Кувандык и МУП "Имущество" был заключен договор N 8/хв-011 "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием МУП "Имущество" имущества, находящегося в муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения". На основании договора администрация МО г. Кувандык закрепляет за МУП "Имущество" на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество. В силу возложенных федеральным законодательством, уставом и договором полномочий администрация МО г. Кувандык, МУП "Имущество" несут обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города, в том числе дорог по пр. Мира и ул. 50 лет Октября.
Согласно пункту 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Предупреждающие, запрещающие, информационные знаки, информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает фактически невозможным соблюдение указанных требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, что ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Прокурор с учетом уточных требований просил:
1. Признать незаконным бездействие администрации МО г. Кувандык и МУП "Имущество" ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
2. Обязать администрацию МО г. Кувандык и МУП "Имущество" установить предписывающие дорожные знаки:
- 4.1.4 "Движение прямо или направо", перед поворотом к магазину "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- 4.1.1 "Движение прямо", перед выездом от магазина "Восточный", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К, в направлении от ул. Клубная в сторону ул. 50 лет Октября, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастром квартале: 56:40:0101029;
- 4.1.1 "Движение прямо", перед выездом от магазина "Восточный", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастром квартале: 56:40:0101029;
- 4.1.5 "Движение прямо или налево", перед поворотом к магазину "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- установить запрещающие дорожные знаки 3.1 "Въезд запрещен":
- - со стороны проспекта Мира в сторону магазина "Восточный", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- - со стороны магазина "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, в сторону проспекта Мира,
- на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- установить запрещающие дорожные знаки 3.27 "Остановка запрещена":
- - на въезде со стороны проспекта Мира, у магазинов "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1 и "Экспресс", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- - на выезде со стороны магазина "Соседушка", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27Б, у магазина "Экспресс", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- установить информационный знак 6.9.3 "Схема движения";
- установить информационный знак 6.4 "Место стоянки" у магазина "Соседушка", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27Б, за пределами границы земельного участка с кадастровым номером 56:40:0101029:88, расположенного в кадастровом квартале 56:40:0101029, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- в рамках обеспечения безопасности, направленной на сохранение жизни и здоровья, наиболее незащищенных участников дорожного движения пешеходов, с целью упорядочения движения пешеходов, а также во избежание наездов на пешеходов обустроить ограничивающее ограждение со стороны проспект Мира, у магазина "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МО МВД России "Кувандыкский", Д.С., Д.О.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2014 года производство по делу по иску Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах неограниченного круга лиц к администрации МО город Кувандык, МУП "Имущество" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить знаки дорожного движения прекращено.
В представлении Кувандыкский межрайонный прокурор просит определение суда от 21 апреля 2014 года отменить, передать гражданское дело на новое рассмотрение в Кувандыкский районный суд Оренбургской области.
Кувандыкский межрайонный прокурор, представители администрации МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области, МУП "Имущество", ОГИБДД МО МВД России "Кувандыкский", Д.С., Д.О., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель администрации МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области представил письменное ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В возражениях на представление прокурора администрация МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области и МУП "Имущество" не соглашаются с изложенными в представлении доводами, просят определение суда оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора и возражения на представление, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как указано выше, Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО г. Кувандык, МУП "Имущество" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установки знаков дорожного движения.
Производство по данному делу прекращено судом по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
При этом суд исходил из того, что согласно части 4 статьи 20 Закона Оренбургской области "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Оренбургской области" для каждой автомобильной дороги составляется и утверждается в установленном порядке схема размещения дорожных знаков. Установка новых дорожных знаков влечет за собой изменение организации дорожного движения на данном участке дороги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации.
Компетенция должностных лиц органов внутренних дел определена приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому проекты организации движения рассматриваются: службой дорожной инспекции и организации дорожного движения (далее ДИиОД) отделов (отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее ГИБДД) управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образований. Заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Предписывает или разрешает указанным организациям установку других технических средств организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Соответственно суд посчитал, что с учетом вышеприведенных положений закона, дороги, на которых начальник ОГИБДД и ВРИО начальника ОГИБДД МО МВД России "Кувандыкский" рекомендуют установить дорожные знаки, находятся в собственности муниципального образования г. Кувандык и на основании договора N 8/хв-011 от 29 июня 2011 года закреплены за МУП "Имущество". Из чего следует, что между должностными лицами ОГИБДД МО МВД России Кувандыкский и ответчиками администрации МО г. Кувандык и МУП "Имущество", являющимися определенными юридическими лицами имеет место спор в сфере межведомственных правоотношений по своему характеру, не являющийся гражданско-правовым. Он прямо не затрагивает интересы иных лиц, помимо названных выше должностных и юридических лиц. В силу чего ссылка прокурора на то, что иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц не имеет под собой оснований. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору не предоставлено право обращаться с иском в защиту рекомендаций (предписаний) должностных лиц внутренних органов по вопросу взаимоотношений между этими должностными лицами и органами местного самоуправления. В силу части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации спор между должностными лицами органа внутренних дел, администрацией МО г. Кувандык и МУП "Имущество" не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Между тем указанный вывод судебная коллегия находит ошибочным по следующим основаниям.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8).
Положениями статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, и одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 24 названного Федерального закона закреплено, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из представленных документов, заявление в суд подано Кувандыкским межрайонным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Вопросы о причинах бездействия администрации МО г. Кувандык и МУП "Имущество" о нарушении прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, подлежат выяснению при рассмотрении заявления прокурора по существу.
При таких обстоятельствах определение суда о прекращении производства по делу законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене, а дело подлежит направлению в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
представление Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области удовлетворить.
определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2014 года отменить, направить гражданское дело в тот же суд для рассмотрения по существу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3728/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N 33-3728/2014
Судья Филимошин В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В.,
судей Сайтбурхановой Р.Х., Коваленко А.И.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании представление Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области на определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2014 года о прекращении производства по делу по иску Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Кувандык, муниципальному унитарному предприятию "Имущество" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить знаки дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Фединой Е.В., пояснения прокурора Христич Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Указав в его обоснование, что по коллективной жалобе жителей дома N 2А по ул. 50 лет Октября проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории г. Кувандыка. В результате проверки на пересечении ул. 50 лет Октября, проспект Мира были выявлены многочисленные нарушения в организации дорожного движения. Кроме того, в рамках обеспечения безопасности, направленной на сохранение жизни и здоровья, наиболее незащищенных участников дорожного движения пешеходов, с целью упорядочения движения пешеходов, а также во избежание наездов на пешеходов, руководствуясь пунктом 4.1 ГОСТ Р 52289-2004, существует необходимость обустроить ограничивающее ограждение со стороны проспекта Мира, у магазина "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1. В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Устава муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области к вопросам местного значения города Кувандыка отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности администрации МО "г. Кувандык" дороги, где выявлены нарушения, находятся в собственности администрации МО "г. Кувандык" и относятся к автомобильным дорогам общего пользования. В силу статей 5, 6 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. 29 ноября 2011 года между администрацией МО г. Кувандык и МУП "Имущество" был заключен договор N 8/хв-011 "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием МУП "Имущество" имущества, находящегося в муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения". На основании договора администрация МО г. Кувандык закрепляет за МУП "Имущество" на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество. В силу возложенных федеральным законодательством, уставом и договором полномочий администрация МО г. Кувандык, МУП "Имущество" несут обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города, в том числе дорог по пр. Мира и ул. 50 лет Октября.
Согласно пункту 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Предупреждающие, запрещающие, информационные знаки, информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает фактически невозможным соблюдение указанных требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, что ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Прокурор с учетом уточных требований просил:
1. Признать незаконным бездействие администрации МО г. Кувандык и МУП "Имущество" ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
2. Обязать администрацию МО г. Кувандык и МУП "Имущество" установить предписывающие дорожные знаки:
- 4.1.4 "Движение прямо или направо", перед поворотом к магазину "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- 4.1.1 "Движение прямо", перед выездом от магазина "Восточный", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К, в направлении от ул. Клубная в сторону ул. 50 лет Октября, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастром квартале: 56:40:0101029;
- 4.1.1 "Движение прямо", перед выездом от магазина "Восточный", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастром квартале: 56:40:0101029;
- 4.1.5 "Движение прямо или налево", перед поворотом к магазину "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- установить запрещающие дорожные знаки 3.1 "Въезд запрещен":
- - со стороны проспекта Мира в сторону магазина "Восточный", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- - со стороны магазина "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, в сторону проспекта Мира,
- на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- установить запрещающие дорожные знаки 3.27 "Остановка запрещена":
- - на въезде со стороны проспекта Мира, у магазинов "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1 и "Экспресс", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- - на выезде со стороны магазина "Соседушка", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27Б, у магазина "Экспресс", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27К/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- установить информационный знак 6.9.3 "Схема движения";
- установить информационный знак 6.4 "Место стоянки" у магазина "Соседушка", расположенного по адресу: г. Кувандык, проспект Мира, дом N 27Б, за пределами границы земельного участка с кадастровым номером 56:40:0101029:88, расположенного в кадастровом квартале 56:40:0101029, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029;
- в рамках обеспечения безопасности, направленной на сохранение жизни и здоровья, наиболее незащищенных участников дорожного движения пешеходов, с целью упорядочения движения пешеходов, а также во избежание наездов на пешеходов обустроить ограничивающее ограждение со стороны проспект Мира, у магазина "Магнит", расположенного по адресу: г. Кувандык, ул. 50 лет Октября, дом N 2А/1, на землях населенных пунктов, право собственности на которых не разграничено и находится в государственной собственности, в кадастровом квартале: 56:40:0101029.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МО МВД России "Кувандыкский", Д.С., Д.О.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2014 года производство по делу по иску Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах неограниченного круга лиц к администрации МО город Кувандык, МУП "Имущество" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить знаки дорожного движения прекращено.
В представлении Кувандыкский межрайонный прокурор просит определение суда от 21 апреля 2014 года отменить, передать гражданское дело на новое рассмотрение в Кувандыкский районный суд Оренбургской области.
Кувандыкский межрайонный прокурор, представители администрации МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области, МУП "Имущество", ОГИБДД МО МВД России "Кувандыкский", Д.С., Д.О., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель администрации МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области представил письменное ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В возражениях на представление прокурора администрация МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области и МУП "Имущество" не соглашаются с изложенными в представлении доводами, просят определение суда оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора и возражения на представление, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как указано выше, Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО г. Кувандык, МУП "Имущество" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установки знаков дорожного движения.
Производство по данному делу прекращено судом по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
При этом суд исходил из того, что согласно части 4 статьи 20 Закона Оренбургской области "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Оренбургской области" для каждой автомобильной дороги составляется и утверждается в установленном порядке схема размещения дорожных знаков. Установка новых дорожных знаков влечет за собой изменение организации дорожного движения на данном участке дороги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации.
Компетенция должностных лиц органов внутренних дел определена приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому проекты организации движения рассматриваются: службой дорожной инспекции и организации дорожного движения (далее ДИиОД) отделов (отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее ГИБДД) управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образований. Заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Предписывает или разрешает указанным организациям установку других технических средств организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Соответственно суд посчитал, что с учетом вышеприведенных положений закона, дороги, на которых начальник ОГИБДД и ВРИО начальника ОГИБДД МО МВД России "Кувандыкский" рекомендуют установить дорожные знаки, находятся в собственности муниципального образования г. Кувандык и на основании договора N 8/хв-011 от 29 июня 2011 года закреплены за МУП "Имущество". Из чего следует, что между должностными лицами ОГИБДД МО МВД России Кувандыкский и ответчиками администрации МО г. Кувандык и МУП "Имущество", являющимися определенными юридическими лицами имеет место спор в сфере межведомственных правоотношений по своему характеру, не являющийся гражданско-правовым. Он прямо не затрагивает интересы иных лиц, помимо названных выше должностных и юридических лиц. В силу чего ссылка прокурора на то, что иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц не имеет под собой оснований. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору не предоставлено право обращаться с иском в защиту рекомендаций (предписаний) должностных лиц внутренних органов по вопросу взаимоотношений между этими должностными лицами и органами местного самоуправления. В силу части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации спор между должностными лицами органа внутренних дел, администрацией МО г. Кувандык и МУП "Имущество" не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Между тем указанный вывод судебная коллегия находит ошибочным по следующим основаниям.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8).
Положениями статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, и одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 24 названного Федерального закона закреплено, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из представленных документов, заявление в суд подано Кувандыкским межрайонным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Вопросы о причинах бездействия администрации МО г. Кувандык и МУП "Имущество" о нарушении прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, подлежат выяснению при рассмотрении заявления прокурора по существу.
При таких обстоятельствах определение суда о прекращении производства по делу законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене, а дело подлежит направлению в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
представление Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области удовлетворить.
определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 21 апреля 2014 года отменить, направить гражданское дело в тот же суд для рассмотрения по существу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)