Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость и ведет к необоснованному увеличению подлежащего уплате земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хорошиловой А.Ф. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Хорошиловой А.Ф. на решение Тюменского областного суда от 31 октября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Хорошиловой А.Ф. - Карпова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области Петровой Т.А., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Хорошилова А.Ф., имеющая в собственности земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенные в г. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под нежилые строения с прилегающей территорией, канализационную, водопроводную, электропроводную сети и теплопроводную, электропроводную слаботочную сеть, площадью <...> кв. м, <...> кв. м и <...> кв. м соответственно, обратилась в суд с требованием к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2011 г.
По мнению заявителя, кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость и ведет к необоснованному увеличению подлежащего уплате земельного налога.
По инициативе суда к участию в деле привлечены Управление Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Решением Тюменского областного суда от 31 октября 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Хорошилова А.Ф. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Относительно апелляционной жалобы федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области и Департаментом имущественных отношений Тюменской области поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем статья 24.19 поименованного Федерального закона предусматривает, что датой определения кадастровой стоимости ранее не учтенных объектов недвижимости, ранее учтенного объекта недвижимости, сведения о котором по качественным и (или) количественным характеристикам, влияющим на кадастровую стоимость, изменились, является дата внесения сведений о названных объектах в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела видно, что Хорошилова А.Ф. оспаривает кадастровую стоимость земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет 23 октября 2008 г., определенную на основании утвержденных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области актов в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 30 ноября 2006 г. N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области".
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости является 23 октября 2008 г., то рыночная стоимость земельных участков должна быть установлена на указанную дату.
Между тем Хорошилова А.Ф. просит установить рыночную стоимость трех принадлежащих ей участков по состоянию на 1 января 2011 г.
Таким образом, требования заявителя не основаны на законе, следовательно, не подлежат удовлетворению.
При таком положении Судебная коллегия считает невозможным удовлетворить апелляционную жалобу и отменить судебное постановление, содержащее по существу правильный вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Хорошиловой А.Ф.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Тюменского областного суда от 31 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Хорошиловой А.Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.03.2015 N 89-АПГ15-2
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость и ведет к необоснованному увеличению подлежащего уплате земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N 89-АПГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хорошиловой А.Ф. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Хорошиловой А.Ф. на решение Тюменского областного суда от 31 октября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Хорошиловой А.Ф. - Карпова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области Петровой Т.А., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Хорошилова А.Ф., имеющая в собственности земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенные в г. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под нежилые строения с прилегающей территорией, канализационную, водопроводную, электропроводную сети и теплопроводную, электропроводную слаботочную сеть, площадью <...> кв. м, <...> кв. м и <...> кв. м соответственно, обратилась в суд с требованием к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2011 г.
По мнению заявителя, кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость и ведет к необоснованному увеличению подлежащего уплате земельного налога.
По инициативе суда к участию в деле привлечены Управление Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Решением Тюменского областного суда от 31 октября 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Хорошилова А.Ф. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Относительно апелляционной жалобы федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области и Департаментом имущественных отношений Тюменской области поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем статья 24.19 поименованного Федерального закона предусматривает, что датой определения кадастровой стоимости ранее не учтенных объектов недвижимости, ранее учтенного объекта недвижимости, сведения о котором по качественным и (или) количественным характеристикам, влияющим на кадастровую стоимость, изменились, является дата внесения сведений о названных объектах в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела видно, что Хорошилова А.Ф. оспаривает кадастровую стоимость земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет 23 октября 2008 г., определенную на основании утвержденных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области актов в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 30 ноября 2006 г. N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области".
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости является 23 октября 2008 г., то рыночная стоимость земельных участков должна быть установлена на указанную дату.
Между тем Хорошилова А.Ф. просит установить рыночную стоимость трех принадлежащих ей участков по состоянию на 1 января 2011 г.
Таким образом, требования заявителя не основаны на законе, следовательно, не подлежат удовлетворению.
При таком положении Судебная коллегия считает невозможным удовлетворить апелляционную жалобу и отменить судебное постановление, содержащее по существу правильный вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Хорошиловой А.Ф.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Тюменского областного суда от 31 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Хорошиловой А.Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)