Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Главы городского округа Красноармейск Московской области: Украинская Л.А., по доверенности от 20.04.2015 N 21; от ООО "Макрос Пром-инвест": Иванов А.В., по доверенности от 04.03.2015; Ивачев И.А., по приказу от 08.04.2014 N 03; от Администрации городского округа Красноармейск Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы городского округа Красноармейск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению ООО "Макрос Пром-инвест" к Администрации городского округа Красноармейск Московской области, Главе городского округа Красноармейск Московской области о признании недействительным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Макрос Пром-инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красноармейск Московской области и к Главе городского округа Красноармейск Московской области, в котором просит суд признать недействительным постановление Главы городского округа Красноармейск Московской области от 26.12.2014 N 798 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15 требования ООО "Макрос Пром-инвест" к Главе городского округа Красноармейск Московской области удовлетворены. В удовлетворении требований, заявленных к Администрации городского округа Красноармейск отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
Администрация городского округа Красноармейск Московской области своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает оспариваемое постановление подлежащим изменению, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, с учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 28.07.2011 N 357 "О предварительном согласовании места размещения строительства детского развлекательного центра с кафе на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 29.08.2012 N 434 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" и заключен договор аренды земельного участка от 30.08.2012 N 16, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрации города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 01.09.2012 по 31.08.2015 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020304:16, общей площадью 1 300 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства детского развлекательного центра и кафе".
С учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 28.07.2011 N 358 "О предварительном согласовании места размещения строительства торговых рядов на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 29.08.2012 N 435 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" и заключен договор аренды земельного участка от 30.08.2012 N 17, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрации города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 01.09.2012 по 31.08.2015 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:20, общей площадью 1 600 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства торговых рядов".
С учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 13.10.2011 N 482 "О предварительном согласовании места размещения строительства торгового комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, в районе д. 9" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 16.04.2013 N 193 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, проспект испытателей, в районе д. 9" и заключен договор аренды земельного участка от 20.05.2013 N 5, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрация города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 20.05.2013 по 19.05.2016 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020304:14, общей площадью 828 +/- 10 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, в районе д. 9, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства пристроенного к жилому дому торгового комплекса".
С учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 13.10.2011 N 484 "О предварительном согласовании места размещения строительства культурно-развлекательного комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 16.04.2013 N 192 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18" и заключен договор аренды земельного участка от 20.05.2013 N 6, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрации города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 20.05.2013 по 19.05.2016 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020304:15, общей площадью 1 450 +/- 13 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства пристроенного к дому культурно-развлекательного комплекса".
Постановлением Главы городского округа Красноармейск Московской области от 26.12.2014 N 798 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области" признаны утратившими силу в том числе постановления Главы города Красноармейск Московской области
- - от 28.07.2011 N 357 "О предварительном согласовании места размещения строительства детского развлекательного центра с кафе на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4";
- - от 28.07.2011 N 358 "О предварительном согласовании места размещения строительства торговых рядов на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4";
- - от 13.10.2011 N 482 "О предварительном согласовании места размещения строительства торгового комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, в районе д. 9";
- - от 13.10.2011 N 484 "О предварительном согласовании места размещения строительства культурно-развлекательного комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18".
Полагая, что законных оснований для принятия постановления Главы городского округа Красноармейск Московской области от 26.12.2014 N 798 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области" не имелось, ООО "Макрос Пром-инвест" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные к Главе Администрации требования суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления не представил доказательств, обосновывающих правомерность вынесения оспариваемого постановления.
Апелляционный суд полагает, что вышеуказанный вывод суда первой инстанции ошибочен в отношении отмены оспариваемым постановлением постановлений Главы городского округа Красноармейск N 357 и 358, ввиду следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 4, 5 статьи 200 АПК РФ).
Основаниями для признания ненормативного правового акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция изложена Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
В отношении соблюдения вышеуказанных норм о надлежащем опубликовании сведений о предоставлении спорных земельных участков апелляционный суд установил следующее.
Информация в отношении предоставления земельных участков с КН: 50:65:0020304:16 и с КН: 50:65:0020212:20 опубликована 13.01.2012. Между тем, акт выбора и предварительное согласование места размещения объекта осуществлено 28.07.2011.
Указанные публикации нельзя признать надлежащими, ввиду того, что они осуществлены уже после утверждения акта выбора.
Информация в отношении предоставления земельных участков с КН: 50:65:0020304:14 и с КН: 50:65:0020304:15 опубликована 24.06.2011 (акт выбора утвержден 13.10.2011). Таким образом, в отношении указанных земельных участков информация опубликована надлежащим образом.
Таким образом, в отношении земельных участков с кадастровым номером 50:65:0020304:16 и с кадастровым номером 50:65:0020212:20 доказательств надлежащего опубликования информации о предоставлении в аренду указанных земельных участков в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, постановления Главы городского округа Красноармейск N 357 и N 358 обоснованно отмены в порядке самоконтроля уполномоченным органом.
Между тем, доказательств правомерности отмены оспариваемым постановлением постановлений Главы городского округа Красноармейск N 482 и 484 заинтересованным лицом не представлено, так как в материалы дела представлены доказательства опубликования о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 50:65:0020304:15 и с кадастровым номером 50:65:0020304:14.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции в отношении отказа в удовлетворении заявленных требований к Администрации городского округа Красноармейск, так как ненормативные акты указанного органа местного самоуправлении в рамках настоящего дела не оспариваются.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15 изменить.
Признать недействительным постановление Главы городского округа Красноармейск Московской области N 798 от 26.12.2014 в части отмены постановлений главы города Красноармейск Московской области N 482 и N 484 от 13.10.2011.
В удовлетворении требований ООО "Макрос Пром-инвест" в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15 оставить без изменения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2015 N 10АП-6174/2015 ПО ДЕЛУ N А41-12557/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N А41-12557/15
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Главы городского округа Красноармейск Московской области: Украинская Л.А., по доверенности от 20.04.2015 N 21; от ООО "Макрос Пром-инвест": Иванов А.В., по доверенности от 04.03.2015; Ивачев И.А., по приказу от 08.04.2014 N 03; от Администрации городского округа Красноармейск Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы городского округа Красноармейск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению ООО "Макрос Пром-инвест" к Администрации городского округа Красноармейск Московской области, Главе городского округа Красноармейск Московской области о признании недействительным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Макрос Пром-инвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красноармейск Московской области и к Главе городского округа Красноармейск Московской области, в котором просит суд признать недействительным постановление Главы городского округа Красноармейск Московской области от 26.12.2014 N 798 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15 требования ООО "Макрос Пром-инвест" к Главе городского округа Красноармейск Московской области удовлетворены. В удовлетворении требований, заявленных к Администрации городского округа Красноармейск отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
Администрация городского округа Красноармейск Московской области своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает оспариваемое постановление подлежащим изменению, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, с учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 28.07.2011 N 357 "О предварительном согласовании места размещения строительства детского развлекательного центра с кафе на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 29.08.2012 N 434 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" и заключен договор аренды земельного участка от 30.08.2012 N 16, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрации города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 01.09.2012 по 31.08.2015 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020304:16, общей площадью 1 300 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства детского развлекательного центра и кафе".
С учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 28.07.2011 N 358 "О предварительном согласовании места размещения строительства торговых рядов на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 29.08.2012 N 435 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4" и заключен договор аренды земельного участка от 30.08.2012 N 17, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрации города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 01.09.2012 по 31.08.2015 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:20, общей площадью 1 600 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства торговых рядов".
С учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 13.10.2011 N 482 "О предварительном согласовании места размещения строительства торгового комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, в районе д. 9" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 16.04.2013 N 193 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, проспект испытателей, в районе д. 9" и заключен договор аренды земельного участка от 20.05.2013 N 5, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрация города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 20.05.2013 по 19.05.2016 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020304:14, общей площадью 828 +/- 10 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, в районе д. 9, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства пристроенного к жилому дому торгового комплекса".
С учетом постановления Главы города Красноармейск Московской области от 13.10.2011 N 484 "О предварительном согласовании места размещения строительства культурно-развлекательного комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18" принято постановление Главы города Красноармейск Московской области от 16.04.2013 N 192 "О предоставлении в аренду ООО "Макрос Пром-инвест" земельного участка, местоположение Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18" и заключен договор аренды земельного участка от 20.05.2013 N 6, согласно условиям которого муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области, от имени которого выступает Администрации города Красноармейск Московской области (арендодатель) передает во временное владение и пользование сроком с 20.05.2013 по 19.05.2016 обществу "Макрос Пром-инвест" (арендатору) земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020304:15, общей площадью 1 450 +/- 13 кв. м, местоположение: Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования: "для строительства пристроенного к дому культурно-развлекательного комплекса".
Постановлением Главы городского округа Красноармейск Московской области от 26.12.2014 N 798 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области" признаны утратившими силу в том числе постановления Главы города Красноармейск Московской области
- - от 28.07.2011 N 357 "О предварительном согласовании места размещения строительства детского развлекательного центра с кафе на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4";
- - от 28.07.2011 N 358 "О предварительном согласовании места размещения строительства торговых рядов на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, ул. Комсомольская, в районе д. 4";
- - от 13.10.2011 N 482 "О предварительном согласовании места размещения строительства торгового комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, в районе д. 9";
- - от 13.10.2011 N 484 "О предварительном согласовании места размещения строительства культурно-развлекательного комплекса на земельном участке с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, м-н Северный, в районе д. 18".
Полагая, что законных оснований для принятия постановления Главы городского округа Красноармейск Московской области от 26.12.2014 N 798 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области" не имелось, ООО "Макрос Пром-инвест" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные к Главе Администрации требования суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления не представил доказательств, обосновывающих правомерность вынесения оспариваемого постановления.
Апелляционный суд полагает, что вышеуказанный вывод суда первой инстанции ошибочен в отношении отмены оспариваемым постановлением постановлений Главы городского округа Красноармейск N 357 и 358, ввиду следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 4, 5 статьи 200 АПК РФ).
Основаниями для признания ненормативного правового акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция изложена Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
В отношении соблюдения вышеуказанных норм о надлежащем опубликовании сведений о предоставлении спорных земельных участков апелляционный суд установил следующее.
Информация в отношении предоставления земельных участков с КН: 50:65:0020304:16 и с КН: 50:65:0020212:20 опубликована 13.01.2012. Между тем, акт выбора и предварительное согласование места размещения объекта осуществлено 28.07.2011.
Указанные публикации нельзя признать надлежащими, ввиду того, что они осуществлены уже после утверждения акта выбора.
Информация в отношении предоставления земельных участков с КН: 50:65:0020304:14 и с КН: 50:65:0020304:15 опубликована 24.06.2011 (акт выбора утвержден 13.10.2011). Таким образом, в отношении указанных земельных участков информация опубликована надлежащим образом.
Таким образом, в отношении земельных участков с кадастровым номером 50:65:0020304:16 и с кадастровым номером 50:65:0020212:20 доказательств надлежащего опубликования информации о предоставлении в аренду указанных земельных участков в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, постановления Главы городского округа Красноармейск N 357 и N 358 обоснованно отмены в порядке самоконтроля уполномоченным органом.
Между тем, доказательств правомерности отмены оспариваемым постановлением постановлений Главы городского округа Красноармейск N 482 и 484 заинтересованным лицом не представлено, так как в материалы дела представлены доказательства опубликования о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 50:65:0020304:15 и с кадастровым номером 50:65:0020304:14.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции в отношении отказа в удовлетворении заявленных требований к Администрации городского округа Красноармейск, так как ненормативные акты указанного органа местного самоуправлении в рамках настоящего дела не оспариваются.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15 изменить.
Признать недействительным постановление Главы городского округа Красноармейск Московской области N 798 от 26.12.2014 в части отмены постановлений главы города Красноармейск Московской области N 482 и N 484 от 13.10.2011.
В удовлетворении требований ООО "Макрос Пром-инвест" в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2015 года по делу N А41-12557/15 оставить без изменения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)