Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N А56-7463/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N А56-7463/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, В.А.Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М.К.Федуловой,
при участии:
- от истца (заявителя): Л.Ю.Покровская, доверенность от 31.10.2013 N 01-30-540/13;
- от ответчика (должника): С.М.Чулков, доверенность от 09.01.2014 N 2; Б.Н.Беляев, доверенность от 09.01.2014 N 1;
- от 3-го лица: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26310/2013) МУП "Бугровские тепловые сети" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2013 по делу N А56-7463/2012 (судья М.Н.Ульянова), принятое
по иску (заявлению) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Муниципальному унитарному предприятию "Бугровские тепловые сети"
3-е лицо: 1) Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб", 2) Администрация муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
о взыскании задолженности и пеней

установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (адрес: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН: 1027809256254) (далее - ГУП "Водоканал СПб", истец) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Бугровские тепловые сети" (ОГРН 1084703001921, адрес 188660, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Бугры, Шоссейная ул., д. 7-а) (далее - МУП "Бугровские тепловые сети", ответчик) о взыскании 202868,98 руб. задолженности по поселку Бугры за сентябрь 2011 согласно счету-фактуре от 30.09.2011 N 3645860021 за превышение лимитов водоотведения по объему и 30905,56 руб. пени по состоянию на 01.08.2013 (с учетом уточнений).
Решением суда первой инстанции от 28.10.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МУП "Бугровские тепловые сети" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что согласно пункту 6 постановления Правительства N 1677 от 19.10.2004 указано на порядок взимания платы за сверхнормативное водоотведение, который должен быть закреплен в обязательствах с абонентом, в соглашении между истцом и ответчиком такие обязательства о превышении лимитов отсутствуют; в пункте 2 постановления N 1677 приведен перечень бюджетных организаций, освобожденных от взимания платы за превышение лимитов сточных вод; к таким организациям относится филиал Кронштадтский ОАО "Славянка", обслуживающий объекты военной части N 75752, куда входят казармы с проживающими солдатами и семейное общежитие; военная часть расположена в поселке Бугры и пользуется услугами ответчика по воде и водоотведению; истец не учел дополнительно стоки ОАО "Славянка" в количестве 11469 куб. м, остаток 11916 куб. м не превышает лимита сточных вод; истцом не учтены в расчетах сверхлимитных стоков бюджетные социально значимые организации поселка Бугры: школа, детский сад, поликлиника.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.08.2010 между ГУП "Водоканал СПб" (Предприятие) и МУП "Бугровские тепловые сети" (абонент) было заключено соглашение N Ф-64586/00, по которому Предприятие обязалось оказывать абоненту услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод по объектам, указанным в приложении N 1 к соглашению.
Истец во исполнение условий договора, в том числе, принимал от абонента сточные воды.
30.09.2011 ГУП "Водоканал СПб" выставило ответчику счет-фактуру N 3645860021 на сумму 202868,98 руб. по объекту в поселке Бугры, на превышение лимита водоотведения за 01.09.2011 - 30.09.2011. Объем водоотведения абонента за данный период составил 23385,800 куб. м, превышение лимита - 4665,800 куб. м.
Ответчик указанную сумму истцу не уплатил.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного Постановления Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Пунктом 58 Правил N 167 установлено, что лимиты водоотведения устанавливаются органами местного самоуправления с учетом: фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении сточных вод; соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод.
В соответствии с главой 5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11 (далее - Правила канализации СПб) сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Распоряжением от 01.11.2010 N 145/1 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга утверждены Методические рекомендации по разработке и согласованию с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" абонентами технической документации на водоотведение в целях установления лимитов водоотведения (далее - Методические рекомендации).
В силу пункта 2.1 Методических рекомендаций с целью установления абонентам технически обоснованного лимита водоотведения абонент осуществляет разработку и представление на согласование в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" перечисленную в указанном пункте техническую документацию.
Согласно пункту 3.7 Методических рекомендаций при непредставлении абонентом технической документации проект лимита рассчитывается ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на уровне 80 - 90% от общего объема фактически сброшенных абонентом сточных вод за прошедший период с дальнейшим его снижением в случае систематического непредставления абонентом технической документации.
Поскольку ответчик не представлял техническую документацию и не обращался в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" для установления ему лимита водоотведения, такой лимит ответчику был установлен в соответствии с приведенными положениями.
В соответствии с указанными актами и распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства СПб от 17.05.2011 N 73 ответчику на второе полугодие 2011 был установлен лимит водоотведения в объеме 624 куб. м в сутки.
Об установлении лимита ответчику направлялось уведомление от 25.05.2011 с разъяснениями порядка установления лимита водоотведения.
Лимит ответчика на водоотведение на сентябрь 2011 составил 18720 куб. м.
В соответствии с пунктом 18 Порядка плата абонентов за сверхнормативный сброс сточных вод, превышающий нормативы водоотведения по объему сточных вод (лимиты водоотведения), рассчитывается по формуле, указанной в указанном Порядке, и составляет произведение объема фактически сброшенных абонентом сточных вод сверх установленного лимита за календарный месяц, умноженное на двойной тариф канализования сточных вод.
Следовательно, поскольку объем водоотведения ответчика в сентябре 2011 составил 23385,800 куб. м, а лимит на сентябрь 2011 - 18720 куб. м, то превышение лимита водоотведения составило 4665,800 куб. м, в связи с чем, с учетом двойного тарифа 21,74 руб., на абонента была возложена обязанность оплатить указанное превышение на сумму 202868,98 руб.
Довод ответчика о необходимости вычета объемов сточных вод субабонентов из объема сточных вод, учитываемых при расчете ответчику платы за превышение нормативов водоотведения по объему, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 76 Правил N 167, если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за отпуск воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления.
Таким образом, если у Предприятия отсутствует прямой договор на водоотведение с субабонентом, на абонента возложена обязанность производить расчеты за потребленный коммунальный ресурс непосредственно с Предприятием, а относительно оказанных субабонентам услуг - со своими субабонентами.
Довод ответчика о необходимости вычета объемов сточных вод ОАО "Славянка" из объема сточных вод, учитываемых при расчете ответчику платы за превышение лимитов водоотведения, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 Порядка освобождены от взимания платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения учреждения, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга и иные организации, которым открыты лицевые счета в Комитете Финансов Санкт-Петербурга, являющиеся получателями средств бюджета Санкт-Петербурга; жилищно-эксплуатационные организации, подведомственные жилищному комитету; жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и иные объединения собственников жилья, государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга, осуществляющие регулируемые виды деятельности по оказанию услуг населению.
В материалах дела не имеется доказательств того, что ОАО "Славянка" (указанный ответчиком филиал) является организацией, освобожденной от платы за сброс сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения, в связи с чем оснований для вычитания объемов потребляемого ОАО "Славянка" коммунального ресурса из объемов для расчета платы за превышение нормативов (лимитов) водоотведения у истца не имелось.
Таким образом, поскольку ответчик, допустивший превышение лимита водоотведения за сентябрь 2011, не уплатил истцу 202868,98 руб. в связи с указанным превышением, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию указанная сумма задолженности.
Истец начислил ответчику пени в размере 30905,56 руб. по состоянию на 01.08.2013. Расчет апелляционным судом проверен и признан обоснованным, пени в данном размере подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2013 по делу N А56-7463/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА

Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)