Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2015 N Ф09-825/15 ПО ДЕЛУ N А60-24023/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2015 г. N Ф09-825/15

Дело N А60-24023/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Купреенкова В.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2014 по делу N А60-24023/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980, далее - общество "Святогор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление), выразившееся в неутверждении акта выбора земельного участка и не согласовании размещения объекта с кадастровым номером 66:53:0105001:1, обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Святогор" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (очистные сооружения. Восполнение мощностей Лаврово-Николаевского карьера. Вторая очередь Волковского рудника) и утверждении акта выбора земельного участка.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.09.2014 (судья Сергеева М.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.12.2014 (судьи Макаров Т.В., Виноградова Л.Ф., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Заявитель отмечает, что суды необоснованно не приняли во внимание довод территориального управления о том, что заявитель не обладает полномочиями по принятию решения о согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка. По мнению заявителя, территориальное управление не вправе без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом принимать решения о предварительном согласовании мест размещения объекта.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Святогор" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела общество "Святогор" в связи с оформлением в аренду земельного участка, который необходим для осуществления работ по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры - очистных сооружений, 14.05.2013 обратилось в территориальное управление для согласования места размещения объекта, а также согласования акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа: кадастровый номер земельного участка 66:53:0105001:1; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Территориальное управление 12.02.2013 уведомило общество "Святогор" о том, что его заявление и пакет документов, необходимых для принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
21.06.2013 территориальное управление направило обществу "Святогор" уведомление (исх. N АР-8275/07) о направлении обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения, поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Далее, 02.08.2013 территориальное управление направило обществу "Святогор" ответ (исх. N А Р-10218/07) Федерального агентства по управлению государственным имуществом о невозможности утвердить акт выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства со ссылкой на ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и возврате пакета документов на доработку.
Общество "Святогор" 22.01.2014 направило заявку в территориальное управление с приложением всех необходимым документов для утверждения акта выбора земельного участка с кадастровым номером 66:53:0105001:1, общей площадью 39,09 га и предварительного согласования места размещения объекта с последующей передачей в аренду.
Учитывая, что срок на рассмотрение заявления от 22.01.2014 N 02-21/0196 об утверждении акта выбора земельного участка, расположенного в Кушвинском городском округе, установленный п. 2.8 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 N 570 (далее - Административный регламент), предусматривающий предоставление государственной услуги с предварительным согласованием мест размещения объектов совокупно в течение 2 месяцев со дня регистрации заявления в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом или территориальном управлении, истек 23.03.2014, при этом место размещения объекта не согласовано, решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с положениями п. 5 ст. 30 Земельного кодекса не принято, общество "Святогор" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
На основании п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями ст. 30, 31 Земельного кодекса, п. 2.8 Административного регламента, суды пришли к выводу о незаконном бездействии административного органа, выразившемся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, в нарушение требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по согласованию места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка рассмотрен судами и обоснованно отклонен на основании следующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение), утв. приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно п. 4.1, 4.1.1 Типового положения территориальный орган Росимущества осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, представителями РФ в спорных материальных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для согласования размещения объекта.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что заявление о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка подано обществом "Святогор" в уполномоченный орган государственной власти, несовершение территориальным управлением соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку, основан на верном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2014 по делу N А60-24023/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
С.Э.РЯБОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)