Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10097/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N 33-10097/2014


Судья: Родина Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июня 2014 года апелляционную жалобу Г. на решение Воскресенского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года по делу по заявлению Г. о признании незаконным отказа МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 16.01.2014 в принятии решений по заявлениям Г. от 20.06.2011 о предоставлении земельных участков,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

установила:

Г. обратился в суд с заявлением, в котором (с учетом имевшего место уточнения требований - л.д. 47) просил признать незаконным отказ МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 16.01.2014 (исх. N 1579-Г) в принятии решений по заявлениям Г. от 20.06.2011 о предоставлении земельных участков.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что 20.06.2011 он обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлениями о предоставлении ему в аренду двух земельных участков, расположенных в <данные изъяты>, один - для индивидуального жилищного строительства, другой - для строительства спортивного клуба. В ответ из Администрации района им были получены уведомления, согласно которым рассмотрение его заявок отложено до разработки сельским поселением Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области проекта планировки и застройки данной территории.
В декабре 2013 года заявитель вновь обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением о принятии решений по его обращениям от 20.06.2011.
16.01.2014 Г. был дан ответ за подписью руководителя Администрации К., в котором со ссылкой на решение Воскресенского городского суда Московской области от 20.08.2013 сообщалось, что повторное рассмотрение вопроса о предоставлении вышеуказанных земельных участков возможно после утверждения генерального плана сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области.
Заявитель считает отказ Администрации Воскресенского муниципального района Московской области в принятии решений по его обращениям от 20.06.2011 необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.
В судебное заседание Г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился; представил суду заявление о невозможности участия в судебном процессе, свои требования поддержал, просил их удовлетворить (л.д. 51).
Представитель заинтересованного лица С. против удовлетворения заявления возражала.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года в удовлетворении заявления Г. отказано.
В апелляционной жалобе Г. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 20.06.2011 Г. обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением о согласовании размещения объекта, выборе, формировании и предоставлении в аренду земельного участка для строительства спортклуба по <данные изъяты>, а также с заявлением о выборе, формировании и предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по <данные изъяты> (л.д. 32 - 40).
Из Администрации заявителем были получены уведомления N 4277 и N 4278 от 01.11.2011, в которых сообщалось, что рассмотрение заявок от 20.06.2011 отложено до разработки сельским поселением Ашитковское проекта планировки и застройки данной территории (л.д. 6, 7).
Согласно письму Главы сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области от 16.12.2013 на имя Губернатора Московской области проект генерального плана муниципального образования "Сельское поселение Ашитковское" направлен в Правительство Московской области на утверждение (л.д. 52).
20.12.2013 Г. вновь обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просил принять решение по его обращениям от 20.06.2011 о предоставлении ему в аренду вышеуказанных земельных участков (л.д. 53).
16.01.2014 заявителю руководителем Администрации Воскресенского муниципального района Московской области был дан ответ за исх. N 1579-Г, в котором сообщалось, что Г. обращался в Воскресенский городской суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" по предоставлению вышеуказанных участков; решением Воскресенского городского суда Московской области от 20.08.2013 в удовлетворении требований было отказано; повторное рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков в аренду возможно после утверждения генерального плана сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области (л.д. 8).
Отказывая в удовлетворении заявления Г., суд первой инстанции исходил из того, что на обращение Г. руководителем Администрации Воскресенского муниципального района Московской области в установленный законом срок был дан исчерпывающий ответ по существу поставленного в обращении вопроса; права и законные интересы заявителя не нарушены.
Однако с данными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Статьей 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (л.д. 9).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лица, заинтересованного в таком предоставлении.
В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 31 ЗК РФ) на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка по заявлению данного гражданина.
По результатам рассмотрения обращения гражданина о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, либо об отказе в размещении объекта. Возможность приостановления (отложения) рассмотрения вопроса о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, в том числе, до утверждения генерального плана сельского поселения, законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах отказ МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (письмо от 16.01.2014 исх. N 1579-Г) в принятии решений по заявлениям Г. от 20.06.2011 о предоставлении земельных участков является незаконным и необоснованным, нарушает права заявителя.
Ссылка суда первой инстанции на решение Воскресенского городского суда Московской области от 20.08.2013, которым отказано в удовлетворении заявления Г. по причине пропуска срока обращения в суд, не может быть принята во внимание, поскольку никакие юридически значимые для рассмотрения настоящего спора обстоятельства данным судебным актом установлены не были.
С учетом изложенного постановленное по делу решение подлежит отмене. Одновременно судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении заявления Г.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воскресенского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Г. удовлетворить.
Признать незаконным отказ МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (письмо от 16.01.2014 исх. N 1579-Г) в принятии решений по заявлениям Г. от 20.06.2011 о предоставлении земельных участков.
Обязать МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" рассмотреть заявления Г. от 20.06.2011 о предоставлении земельных участков в установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядке.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)