Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2014 ПО ДЕЛУ N А19-5853/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. по делу N А19-5853/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-5853/2014 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Бадан" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, об обязании внести изменения в государственный реестр недвижимости,
с привлечением третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области; Администрации города Иркутска; Правительства Иркутской области
(суд первой инстанции - М.Н. Габескирия),
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Администрации города Иркутска - не явился, извещен;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: не явился, извещен;
- по Иркутской области не явился, извещен;
- от Правительства Иркутской области: не явился, извещен;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Бадан" (ОГРН 1053819035434, ИНН 3819016200, адрес: 664054, ул. Лермонтова, 93, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:664, в размере 7 487 000 руб. соответствующей его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 57-ИН/2014 от 31.03.2014; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:664, в размере 7 487 000 руб., равной его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены (далее также - третьи лица): Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Желябова, 6, далее - управление); Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610; ИНН 3808131271, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14-1, далее - администрация); Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, 664027 г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, далее - правительство).
- Решением Арбитражного суда Иркутской области суд установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:664, в размере 7 487 000 руб. соответствующей его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012 г. в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 57-ИН/2014 от 31.03.2014;
- Суд первой инстанции обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:664, в размере 7 487 000 руб., соответствующей его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012 г. в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 57-ИН/2014 от 31.03.2014.
В обосновании суд первой инстанции указал, что в материалы дела представлен как отчет об оценке, так и положительное экспертное заключение, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем, имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 38:36:000029:664, в размере 7 487 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.06.2014 года по делу N А19-5853/2014 отменить; принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении заявленных исковых требований ООО "Бадан" отказать. Полагает, что принятое решение напрямую затрагивает права и законные интересы администрации города Иркутска, поскольку согласно ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ земельный налог поступает в местный бюджет по нормативу 100 процентов. Снижение кадастровой стоимости земельных участков окажет непосредственное влияние на размер денежных поступлений в муниципальный бюджет города Иркутска в будущем году. Кроме того, Администрация указала, что она, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, исковое заявление ООО "Бадан" и приложенные к нему документы не получила, тем самым была лишена возможности предоставить свой мотивированный отзыв на исковое заявление.
На апелляционную жалобу администрации поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.08.2014.
Участники процесса своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями 672002 79 75731 4, 672002 79 75733 8, 672002 79 75729 1.
Указание в отзыве на неполучение апелляционной жалобы апелляционным судом как основание к отложению судебного заседания не расценивается, поскольку согласно сведениям с сайта Почты России апелляционная жалоба получена 28.07.2014 г. (идентификационный номер 66400776877848). Кроме того, апелляционная жалоба размещена в сети интернет на официальных сайтах судом первой инстанции (29.07.2014 г., доступна 05.08.2014 г.) и апелляционным судом (19.08.2014 г., доступна 20.08.2014 г.).
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.03.2009 серии 38 АГ N 933200 (т. 1 л.д. 17) Обществу с ограниченной ответственностью "Бадан" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1851 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующей автозаправочной станции, с кадастровым номером 38:36:000029:664, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, уч.93.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В подтверждение факта значительного превышения кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости ООО "Бадан" представлен в материалы дела отчет ООО "Новосибирская оценочная компания" от 31.03.2014 N 57-ИН/2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:664 (т. 1 л.д. 34-126), согласно которому, рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующей автозаправочной станции, общей площадью 1851 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, уч.93, по состоянию на 01.01.2012 составляет 7 487 000 руб.
В связи с этим общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанными требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92, в силу ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, -достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции, статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Названная правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции.
В целях подтверждения достоверности, обоснованности и соответствия представленного отчета, требованиям, предусмотренным статьями 10, 11 Закона об оценочной деятельности, истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение Экспертного Совета Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь" N 431/06/014 от 18.06.2014.
В соответствии со статьей 17.1. Закона об оценочной деятельности, для целей данного закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)".
Как правильно указывает суд первой инстанции, Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь", г. Москва проведена проверка соответствия Отчета N 57-ИН/2014 от 31.03.2014 "Об оценке объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:664, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующей автозаправочной станции, общей площадью 1851 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, уч.93" на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь" - Отчет ООО "Новосибирская оценочная компания", г. Новосибирск N 57-ИН/2014 от 31.03.2014 в целом признан соответствующим требованиям закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 м Стандартам оценки (ФСО N 1-3), обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными приказами Минэкономразвития России NN 254, 255, 256 от 20.07.2007 (т. 2 л.д. 22-34).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем, имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 38:36:000029:664, в размере 7 487 000 руб.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 28.06.2011 г. N 913/11, постановление от 25.06.2013 N 10761/11), суд первой инстанции пришел к правильному выводу и о том, что требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в силу ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подлежит удовлетворению.
Соответственно, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено и требование об обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:664, в размере 7 487 000 руб., соответствующей его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012 г. в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 57-ИН/2014 от 31.03.2014, как направленное на обеспечение защиты прав истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация не получила исковое заявление и приложенные к нему документы, поэтому не могла представить мотивированный отзыв, отклоняются апелляционным судом, поскольку из материалов дела следует, что такие документы обществом ей направлялись бандеролью во исполнение определения суда первой инстанции об оставлении искового заявления без движения и были ею получены (т. 1 л.д. 181-182, т. 2 л.д. между 2 и 3 листами), а, кроме того, администрация была надлежащим образом извещена о времени и месте предварительного и судебного заседания (т. 1 л.д. 5, т. 2 л.д. 14), то есть имела возможность ознакомиться с материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что затрагиваются права на получение денежных средств в бюджет, отклоняются, поскольку в рамках рассмотрения дел об установлении кадастровой стоимости равной рыночной судом устанавливается баланс частных и публичных интересов, а защита прав собственника земельного участка согласно ч. 3 ст. 66 ЗК РФ не ставится в зависимость от размеров платежей в бюджет.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-5853/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)