Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5165/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" (ИНН 5503108698, ОГРН 1075503003950) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" - Силин Андрей Васильевич, предъявлен паспорт; Черкашина Ольга Николаевна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 02.06.2014 сроком действия до 01.10.2014;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Соколова Наталья Владимировна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 7 от 29.08.2013 сроком действия один год;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "УК "Саланг") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "Управляющая компания "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска и непринятии решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса; обязании департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обеспечить выбор земельного участка по заявлению ООО "Управляющая компания "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска; обязании департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований на том основании, что заявителем был пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный, для обращения в арбитражный суд.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на то, что, во-первых, Департамент незаконно не обеспечил выбор земельного участка по заявлению ООО "Управляющая компания "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска и не принял решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса; во-вторых, является необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку о нарушении прав и законных интересов Обществу стало известно 10.12.2013, из письма Департамента о невозможности принятия решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по ул. Гашека, в связи с принятием Решения Омкого городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалам дела, 15.11.2007 ООО "УК "Саланг" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгового комплекса с указанием ориентировочной площади земельного участка - 3320 кв. м и предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска.
На основании указанного заявления ООО "УК "Саланг" от 15.11.2007, Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением от 22.11.2007 N 0402/14182 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 3320 кв. м для строительства 3-этажного торгового комплекса по улице Гашека в Ленинском административном округе города Омска.
Согласно выписке из протокола N 27 заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска указанное обращение 26.12.2007 рассмотрено на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска. По результатам рассмотрения принято решение о возможности использования земельного участка для строительства торгового комплекса по ул. Гашека в Ленинском административном округе.
11.11.2013 ООО "УК "Саланг" направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмо, в котором просило, в том числе, проинформировать о достаточности собранных технических условий и согласований, а также о ходе процедуры оформления выбора означенного земельного участка.
В ответ на указанное обращение Департамент письмом от 09.12.2013 N 09/4872 сообщил обществу, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Гашека в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении ООО "УК "Саланг" невозможно по причине того, что 19.06.2013 принято Решение Омского городского Совета N 131 "Об установлении перечня случаев представления земельных участков для строительства исключительно на торгах" согласно которому представление земельного участка для строительства торгового комплекса осуществляется исключительно на торгах.
Полагая, что Департаментом допущено бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "УК "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска и непринятии решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пропуск трехмесячного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 16228/05).
Поскольку предметом заявленных требований является признание незаконным бездействия Департамента, постольку, трехмесячный срок надлежит исчислять с того момента, когда заявителю стало известно о бездействии Департамента.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земельных участков (далее - специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом, подпунктом 1 пункта 8 указанного Порядка предусмотрено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в Администрацию города Омска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Аналогичное положение содержится в статье 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", при этом согласно пункту 1 указанной нормы (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) орган местного самоуправления Омской области обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение трех месяцев со дня поступления такого заявления или обращения.
Солгано пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 2 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) установлено, что такое решение прини-мается специально уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Аналогичное положение содержалось в пункте 9 действовавшего в период спорных правоотношений Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п.
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует, что выбор земельного участка на основании заявления ООО "УК "Саланг" от 15.11.2007 N 04-02/1963 должен был обеспечен, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта принято уполномоченным органом и выдано заявителю не позднее марта 2008 года.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, учитывая, что в данном случае срок на рассмотрение заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленного обществом 15.11.2007 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, истекает в марте 2008 года, а следовательно при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности ООО "УК "Саланг" о нарушенных, по его мнению, правах и законных интересах должно было узнать по истечении указанного срока и своевременно позаботиться о их защите.
Однако, несмотря на то, что о нарушенных, по его мнению, правах и законных интересах оспариваемым бездействием Департамента по не обеспечению выбора земельного участка по означенному заявлению, общество должно было узнать в марте 2008 года (по истечении срока на рассмотрение указанного заявления) ООО "УК "Саланг" с рассматриваемым заявлением обратилось в суд только 05.03.2014, а именно по истечении более пяти лет с означенного момента за пределами установленного трехмесячного процессуального срока для подачи настоящего заявления.
В ходе производства по делу ООО "УК "Саланг" не ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, послуживших основанием для пропуска срока на обжалование указанного бездействия не представляло.
Таким образом, учитывая указанное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, довод апелляционной жалобы о том, что о нарушении прав и законных интересов Обществу стало известно 10.12.2013, является необоснованным.
В апелляционной жалобе Общество не приводит доводы, опровергающие указанные выводы суда первой и апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы в размере 1000 руб., связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2014 N 08АП-5165/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3019/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. N 08АП-5165/2014
Дело N А46-3019/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5165/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" (ИНН 5503108698, ОГРН 1075503003950) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" - Силин Андрей Васильевич, предъявлен паспорт; Черкашина Ольга Николаевна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 02.06.2014 сроком действия до 01.10.2014;
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Соколова Наталья Владимировна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 7 от 29.08.2013 сроком действия один год;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "УК "Саланг") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "Управляющая компания "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска и непринятии решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса; обязании департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обеспечить выбор земельного участка по заявлению ООО "Управляющая компания "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска; обязании департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований на том основании, что заявителем был пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный, для обращения в арбитражный суд.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на то, что, во-первых, Департамент незаконно не обеспечил выбор земельного участка по заявлению ООО "Управляющая компания "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска и не принял решение о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса; во-вторых, является необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку о нарушении прав и законных интересов Обществу стало известно 10.12.2013, из письма Департамента о невозможности принятия решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по ул. Гашека, в связи с принятием Решения Омкого городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалам дела, 15.11.2007 ООО "УК "Саланг" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгового комплекса с указанием ориентировочной площади земельного участка - 3320 кв. м и предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска.
На основании указанного заявления ООО "УК "Саланг" от 15.11.2007, Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением от 22.11.2007 N 0402/14182 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 3320 кв. м для строительства 3-этажного торгового комплекса по улице Гашека в Ленинском административном округе города Омска.
Согласно выписке из протокола N 27 заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска указанное обращение 26.12.2007 рассмотрено на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска. По результатам рассмотрения принято решение о возможности использования земельного участка для строительства торгового комплекса по ул. Гашека в Ленинском административном округе.
11.11.2013 ООО "УК "Саланг" направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмо, в котором просило, в том числе, проинформировать о достаточности собранных технических условий и согласований, а также о ходе процедуры оформления выбора означенного земельного участка.
В ответ на указанное обращение Департамент письмом от 09.12.2013 N 09/4872 сообщил обществу, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Гашека в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении ООО "УК "Саланг" невозможно по причине того, что 19.06.2013 принято Решение Омского городского Совета N 131 "Об установлении перечня случаев представления земельных участков для строительства исключительно на торгах" согласно которому представление земельного участка для строительства торгового комплекса осуществляется исключительно на торгах.
Полагая, что Департаментом допущено бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "УК "Саланг" от 15.11.2007 для строительства торгового комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Гашека в Ленинском административном округе города Омска и непринятии решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пропуск трехмесячного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 16228/05).
Поскольку предметом заявленных требований является признание незаконным бездействия Департамента, постольку, трехмесячный срок надлежит исчислять с того момента, когда заявителю стало известно о бездействии Департамента.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земельных участков (далее - специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом, подпунктом 1 пункта 8 указанного Порядка предусмотрено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в Администрацию города Омска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Аналогичное положение содержится в статье 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", при этом согласно пункту 1 указанной нормы (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) орган местного самоуправления Омской области обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение трех месяцев со дня поступления такого заявления или обращения.
Солгано пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 2 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) установлено, что такое решение прини-мается специально уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "УК "Саланг" с заявлением от 15.11.2007 N 04-02/1963 о выборе земельного участка для строительства) копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Аналогичное положение содержалось в пункте 9 действовавшего в период спорных правоотношений Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п.
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует, что выбор земельного участка на основании заявления ООО "УК "Саланг" от 15.11.2007 N 04-02/1963 должен был обеспечен, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта принято уполномоченным органом и выдано заявителю не позднее марта 2008 года.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, учитывая, что в данном случае срок на рассмотрение заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленного обществом 15.11.2007 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, истекает в марте 2008 года, а следовательно при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности ООО "УК "Саланг" о нарушенных, по его мнению, правах и законных интересах должно было узнать по истечении указанного срока и своевременно позаботиться о их защите.
Однако, несмотря на то, что о нарушенных, по его мнению, правах и законных интересах оспариваемым бездействием Департамента по не обеспечению выбора земельного участка по означенному заявлению, общество должно было узнать в марте 2008 года (по истечении срока на рассмотрение указанного заявления) ООО "УК "Саланг" с рассматриваемым заявлением обратилось в суд только 05.03.2014, а именно по истечении более пяти лет с означенного момента за пределами установленного трехмесячного процессуального срока для подачи настоящего заявления.
В ходе производства по делу ООО "УК "Саланг" не ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, послуживших основанием для пропуска срока на обжалование указанного бездействия не представляло.
Таким образом, учитывая указанное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, довод апелляционной жалобы о том, что о нарушении прав и законных интересов Обществу стало известно 10.12.2013, является необоснованным.
В апелляционной жалобе Общество не приводит доводы, опровергающие указанные выводы суда первой и апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы в размере 1000 руб., связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Саланг" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2014 по делу N А46-3019/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)