Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2015 N 16АП-999/2015 ПО ДЕЛУ N А63-9839/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2015 г. по делу N А63-9839/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2015 по делу N А63-9839/2014 (судья Карпель В.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТеплоМастер" (г. Ставрополь, ОГРН 1062635005850)
к администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901), администрации Октябрьского района города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601953923), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1052600294064), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757), обществу с ограниченной ответственностью "Ставропольская Межхозяйственная Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна" (г. Ставрополь, ОГРН 1082635003615)
о признании решений и действий незаконными, договора аренды земельного участка недействительным,
в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТеплоМастер" (далее - ООО "Тепло Мастер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация города), администрации Октябрьского района города Ставрополя (далее - администрация района), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет по управлению имуществом), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), обществу с ограниченной ответственностью "Ставропольская Межхозяйственная Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна" (далее - ООО "Ставропольская МДС ПМК", предприятие) о признании незаконным решения кадастровой палаты от 26.07.2013 N 26/301/13-102257 о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72 площадью 5 269 кв. м, по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 18 и обязании аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения об указанном земельном участке; признании недействительными торгов по продаже права на заключение договора аренды от 01.08.2014 (оформленные протоколом о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под жилищно-эксплуатационные объекты от 01.08.2014 N 155) и заключенный по итогам конкурса договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72 площадью 5 269 кв. м, по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе 18 с ООО "Ставропольская МДС ПМК"; признании незаконным отказа администрации города от 02.06.2014 N 06/01-02-2454 в предоставлении ООО "ТеплоМастер" в аренду земельного участка с кадастровым номером N 26:12:021510:2 площадью 20 730 кв. м, по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе 18 "а", под производственной базой; обязании администрации города утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером N 26:12:021510:2, площадью 20 730 кв. м, Михайловское шоссе, 18 "а" под производственную базу; обязании администрации города принять решение о предоставлении ООО "ТеплоМастер" в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером N 26:12:021510:2 площадью 20 730 кв. м, по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 18 "а"; признании незаконным решения администрации города от 01.08.2014 N 06/01-02-3441 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2015 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение кадастровой палаты от 26.07.2013 N 26/301/13-102257 о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 5 269 кв. м с кадастровым номером 26:12:02:1510:72, расположенного по адресу г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 18; признал недействительным договор от 01.08.2014 аренды земельного участка площадью 5 269 кв. м, с кадастровым номером 26:12:02:1510:72, заключенный между комитетом по управлению имуществом и ООО "Ставропольская МДС ПМК"; признал незаконным решение администрации города от 02.06.2014 N 06/01-02-2454 об отказе в предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 20 730 кв. м с кадастровым номером 26:12:02:1510:2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 18, под производственной базой; признал незаконным решение администрации города от 01.08.2014 N 06/01-02-3441 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 20 730 кв. м с кадастровым номером 26:12:02:1510:2 на кадастровом плане территории; обязал кадастровую палату аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 5 269 кв. м с кадастровым номером 26:12:02:1510:72; обязал администрацию города утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 20 730 кв. м с кадастровым номером 26:12:02:1510:2 и в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка в аренду ООО "ТеплоМастер". В удовлетворении требований к администрации района отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация города обжаловала его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе приведены доводы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение принято с нарушением или неправильным применением норм материального права.
Согласно представленным отзывам общество и ООО "Ставропольская МДС ПМК" считают доводы жалобы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 04.06.2015 на сайте суда (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. При таких обстоятельствах на основании ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, находит решение суда от 13.05.2014 подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления от 28.08.1995 N 2740 и договора от 05.06.1996 N 184 земельный участок площадью 20 730 кв. м, расположенный в г. Ставрополе по Михайловскому шоссе, 18, закреплен по фактическому пользованию за муниципальным дорожно-эксплуатационным предприятием N 1 Октябрьского района и передан указанному лицу в аренду сроком 10 лет. Договор аренды зарегистрирован Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ставрополя.
Согласно кадастровой выписке от 22.06.2009 сведения о земельном участке площадью 20 730 кв. м по Михайловскому шоссе, 18, внесены в ГКН 13.12.2005; в ходе кадастрового учета участку присвоен кадастровый номер 26:12:021510:2, установлено разрешенное использование - производственная база.
По договору купли-продажи от 20.03.2006 N 15 общество приобрело у муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия N 1 Октябрьского района в собственность производственную базу с сооружениями, расположенную по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 18, в составе: административного здания (литера А), гаражей производственных (литеры Б, Б1), производственно-складского помещения (литера В), складов (литеры Д и К), проходной (литера П). В пункте 1.2 договора указано, что площадь производственной базы определена по техническому паспорту от 17.02.2006. В соответствии с пунктом 2.1 земельный участок, занимаемый производственной базой и необходимый для ее использования, принадлежит продавцу на праве аренды на основании договора аренды от 05.06.1996 N 184.
Право собственности общества на объекты недвижимости производственной базы зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.05.2007.
По заявлению администрации района о предоставлении земельного участка распоряжением заместителя главы администрации города (директора комитета градостроительства) от 28.07.2010 N 1062-р утверждена схема расположения земельного участка площадью 6 205 кв. м по Михайловскому шоссе, 18 на кадастровом плане территории квартала 26:12:021510. В соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка подготовлен межевой план по образованию земельного участка.
На основании решения органа кадастрового учета от 24.08.2010 сформированный для размещения объекта коммунального хозяйства (пескобаза) земельный участок площадью 6 205 кв. м по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 18, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 26:12:021510:35.
В соответствии с постановлением главы г. Ставрополя от 24.09.2010 N 2864 комитетом по управлению имуществом с администрацией района заключен договор N 8529 безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 26:12:021510:35. Срок действия договора - 364 дня, участок предоставлен для размещения объекта коммунального хозяйства (пескобаза) по Михайловскому шоссе, 18. Участок передан администрации района по акту от 08.10.2010.
Постановлением главы г. Ставрополя от 29.05.2012 N 1514 земельный участок с кадастровым номером 26:12:021510:35 под объектом коммунального хозяйства (пескобаза) предоставлен администрации района в безвозмездное срочное пользование, 04.07.2012 между комитетом по управлению имуществом и администрацией района заключен договор N 781 о передаче администрации района в безвозмездное срочное (364 дня) пользование земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:35. Участок передан по акту от 04.07.2012.
На основании решения органа кадастрового учета от 28.08.2012 сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:021510:35 исключены из ГКН на основании части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в связи с отсутствием в ЕГРП сведений о государственной регистрации прав в отношении указанного земельного участка.
В рамках дела N А63-13704/2012 общество оспорило распоряжение заместителя главы администрации города (директора комитета градостроительства) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 28.07.2010 N 1062, действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:35 и договор безвозмездного срочного пользования от 04.06.2012 N 781. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А63-13704/2012, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с избранием обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
На основании заявления администрации района о предоставлении земельного участка распоряжением заместителя главы администрации города (директора комитета градостроительства) от 17.06.2013 N 835-р отменено распоряжение заместителя главы администрации города (директора комитета градостроительства) от 28.07.2010 N 1062-р, утверждена схема расположения земельного участка площадью 5 269 кв. м по Михайловскому шоссе, 18 на кадастровом плане территории квартала 26:12:021510. В соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка подготовлен межевой план по образованию земельного участка от 02.07.2013.
На основании решения органа кадастрового учета от 26.07.2013 N 26/301/13-102257 сформированный под жилищно-эксплуатационные объекты земельный участок площадью 5 269 кв. м по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 18, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 26:12:021510:72.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Ставрополя от 24.06.2014 N 2165 комитетом по управлению имуществом организовано проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного на территории города Ставрополя по шоссе Михайловскому, 18, квартал 516, площадью 5 269 кв. м, кадастровый номер 26:12:021510:72, под жилищно-эксплуатационные объекты.
Информация о проведении аукциона размещена в газете "Вечерний Ставрополь" от 28.06.2014 N 120 (5522) и в дополнении к информационному сообщению, опубликованному в газете "Вечерний Ставрополь" от 19.07.2014 N 132 (5534).
В соответствии с протоколом от 01.08.2014 N 155 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под жилищно-эксплуатационные объекты комитет по управлению имуществом (арендодатель) и ООО "Ставропольская МДС ПМК" (арендатор), признанный победителем аукциона, подписали договор от 01.08.2014 N 3958 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72. Срок аренды участка установлен с 01.08.2014 по 31.07.2017 (на 3 года), участок предоставлен под жилищно-эксплуатационные объекты по Михайловскому шоссе, 18, в квартале 516. Договор зарегистрирован в установленном порядке 05.09.2014, номер регистрации 26-26-01/103/2014-012.
Письмом от 02.06.2014 N 06/1-02-2454 администрация города отказала ООО "ТеплоМастер" в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (в том числе при переходе права собственности на здание, строение, сооружение) (за исключением предоставления земельных участков в собственность за плату") в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:2, площадью 20 730 кв. м, по Михайловскому шоссе, 18 "а", под производственной базой. Отказ мотивирован наличием в кадастровом паспорте земельного участка от 21.05.2014 N 26/501/14-274702 записи о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В письме от 01.08.2014 N 06/1-02-3441 администрация города отказала ООО "ТеплоМастер" в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории". В отказе от 01.08.2014 N 06/1-02-3441 администрация города указала, что при нанесении характерных точек границ испрашиваемого обществом земельного участка на электронную карту города и при сопоставлении сведений кадастрового плана территории выявлено пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами учтенного земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72. Кроме того представленная схема не соответствует установленным требованиям, а именно в ней не указано ограничение в использовании земельного участка в связи с наличием в его границах линии электропередач, схема прошита неверно.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:021510:72 сформирован за счет территории производственной базы, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, действий кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72, оспорило заключенный по результатам торгов договор от 01.08.2014 N 3958 аренды земельного участка, а также отказы администрации города в предоставлении обществу муниципальных услуг по оформлению прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:2, имеющего вид разрешенного использования - производственная база.
В силу пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка (абзац второй пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Таким образом, право аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 26:12:021510:2 площадью 20 730 кв. м, сформированный для эксплуатации объектов производственной базы по Михайловскому шоссе, 18 в г. Ставрополе, возникло у общества в силу закона.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 и п. 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Также в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6 Закона о кадастре).
На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 названного Закона при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции были исследованы следующие документы: план земельного участка, предоставленного в аренду МДЭП N 1 Октябрьского района по Михайловскому шоссе 18 (утвержден председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Ставрополя); акт об отводе границ земельного участка в натуре от 10.10.1995 площадью 20730 кв. м; кадастровая выписка от 06.06.2013 N 26/501/13-216309 о земельном участке с кадастровым номером 26:12:021510:2 (в составе план (чертеж, схема) земельного участка (лист N 2)); межевое дело от 02.07.2013, оформленное в связи с образованием земельного участка площадью 5 269 кв. м с кадастровым номером 26:12:021510:72, в составе кадастрового дела.
Из межевого плана земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72 (лист N 9 "схема расположения земельных участков", лист N 10 "чертеж земельных участков и их частей"), а также фрагмента карты города Ставрополя с нанесенными границами земельного участка, приложенного к схеме, утвержденной распоряжением от 17.06.2013 N 835-р, видно, что спорный земельный участок формировался за счет части территории земельного участка 26:12:021510:72.
Оценив и исследовав представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд установил, в нарушение части 9 статьи 38 Закона о кадастре при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72 его местоположение было определено в границах землепользования общества под принадлежащими ООО "ТеплоМастер" на праве собственности объектами производственной базы. При этом земельный участок формировался и поставлен на кадастровый учет в порядке образования нового земельного участка из государственных земель, а не путем раздела земельного участка 26:12:021510:2. В соответствии с договором от 05.06.1996 N 184 земельный участок 26:12:021510:2 сформирован для эксплуатации объектов производственной базы. Согласие общества на образование земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72 не испрашивалось и им не давалось. В связи с формированием земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72 произошло существенное изменение площади и конфигурации ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:2 по отношению к площади и конфигурации, содержавшейся в документах, изначально определявших местоположение его границ. В этом случае у органа кадастрового учета имелись основания для отказа в осуществлении кадастрового учета по части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о незаконности распоряжения заместителя главы администрации города (директора комитета градостроительства) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 17.06.2013 N 835-р и несоответствии закону действий органа кадастрового учета, выразившихся в принятии решения от 26.07.2013 N 26/301/13-102257 об осуществлении кадастрового учета в отношении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72.
Суд верно указал, что данное решение кадастровой палаты нарушает принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, а также права общества, поскольку препятствует последнему осуществлению кадастрового учета и оформлению прав в отношении земельного участка для целей эксплуатации производственной базы.
Исходя из указанных обстоятельств договор от 01.08.2014 N 3958 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:72 в силу статей 167, 168 правомерно признан судом недействительным (ничтожным).
Суд также учел и то обстоятельство, что в рамках дела N А63-12518/2014 рассматривается требование ООО "Ставропольская МДС ПМК" о расторжении договора аренды земельного участка от 01.08.2014 N 3958, в связи с тем, что фактически участок не был передан предприятию, использование его по назначению невозможно, поскольку он находится в фактическом пользовании общества, границы участка не были определены в натуре (столбы, колышки не забиты, забор отсутствует).
Признавая незаконными отказы администрации города в предоставлении обществу муниципальных услуг по оформлению арендных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:021510:2, суд руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками, не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением предусмотренных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ N 475).
Судом установлено, что при обращении с заявлением (07.08.2009 и 30.04.2014) общество приложило документы по перечню, утвержденному Приказом N 475. В заявлении от 27.06.2014 общество просило уполномоченный орган утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Однако в предоставлении в аренду земельного участка было отказано, в связи с наличием в кадастровом паспорте земельного участка от 21.05.2014 N 26/501/14-274702 записи о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Исходя из разъяснений п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", положений п. 7 ст. 36 Земельного кодекса, ст. ст. 22, 39 Закона о кадастре, с учетом того, что право пользования земельным участком с кадастровым номером 26:12:021510:2 площадью 20 730 кв. м, сформированным для эксплуатации объектов производственной базы, расположенным по адресу: Михайловское шоссе, 18, г. Ставрополь, возникло у общества в силу закона, суд правомерно признал незаконными оспариваемые отказы администрации города и обязал ее восстановить нарушенное право общества путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории спорного земельного участка.
Каких-либо доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2015 по делу N А63-9839/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Г.СОМОВ

Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Н.Н.ГОДИЛО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)