Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Аносова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сопраньковой Т.Г.
судей Емельяновой Е.А., Венедиктовой Е.А.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3323/2013 по апелляционной жалобе Б.Б., Р.И. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 октября 2013 года по иску Б.Б., Р.И. к ЮрЛ об исполнении распоряжения по образованию земельного участка согласно утвержденным границам, восстановлении кадастрового номера на земельный участок,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г., выслушав объяснения истца Б.Б., представителя истца Б.Б. - Б.О., представителя истца Р.И. - Р.М.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Б.Б., Р.И. обратились в суд с иском к ЮрЛ, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования просили:
- 1. Обязать ЮрЛ исполнить распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 1371-гр от 10.03.2011 "Об образовании земельного участка" согласно утвержденным границам определенным распоряжением N 3056-рк от 22.07.2010 "Об утверждении границ земельного участка" по адресу <адрес>, принадлежащего на праве общедолевой собственности Б.Б. и Р.И.;
- 2. Обязать ЮрЛ передать заявителям Б.Б. и Р.И. в общедолевую собственность сформированный земельный участок по адресу <адрес> согласно распоряжению КЗРиЗ N 1371-гр от 10.03.2011 "Об образовании земельного участка" согласно утвержденным границам ранее определенных распоряжением N 3056-рк;
- 3. Обязать ЮрЛ восстановить кадастровый номер на земельный участок, образованный распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 1371-гр от 10.03.2011 с указанным в нем постоянным кадастровым номером N <...>, полученным заявлению истцов, после согласования ЮрЛ отраженного в прилагаемой схеме расположения земельного участка к распоряжению КЗРиЗ N 3056-рк от 22.07.2010.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 октября 2013 года отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, полагают его незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика ЮрЛ, представитель третьего лица КЗРиЗ Санкт-Петербурга в заседание коллегии не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщили, представитель ответчика посредством факсимильной связи направил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Принимая во внимание указанное, коллегия, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ, учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 16, 35, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 214 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", не установил правовых оснований для удовлетворения иска.
Материалами дела подтверждено и не оспорено сторонами, что 10.12.1953 на основании договора N <...> о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома родственникам истцов под строительство дома был предоставлен земельный участок площадью 598 кв. м. В акте приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 18.12.1953 указано, что межевой план земельного участка определяет размер участка в 598 кв. м, а размеры фактически используемого земельного участка соответствуют межевому плану.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Санкт-Петербурга, осуществляет субъект Российской Федерации - г. Санкт-Петербург.
Порядок передачи из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, регламентирован распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра (в редакции распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 28.02.2003 N 380-ра, распоряжений Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 N 27-рп, от 17.09.2004 N 98-рп, постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2010 N 415, с изменениями от 14.12.2011) "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании".
В соответствии с указанным Положением к ведению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отнесено: проведение работ по формированию и обеспечению кадастрового учета участков, подготовка проектов распоряжений администраций районов о передаче участков в собственность граждан и проектов договоров, а к компетенции администрации районов - принятие решений о передаче участков в собственность граждан, подготовка проектов договоров.
Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2010 N 415 "О внесении изменений в распоряжение Администрации Санкт-Петербурга" от 31.12.2002 N 2732-ра", по результатам топогеодезических работ и на основании личных заявлений Б.Б., Р.И. распоряжением КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 3056-рк от 22.07.2010 были утверждены границы земельного участка площадью 2107 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, и 18.02.2011 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" произведен его кадастровый учет, присвоен кадастровый номер N <...>.
10.03.2011 КЗРиЗ было вынесено распоряжение N 1371-р "Об утверждении границ земельного участка", в силу которого во исполнение положений ст. 11.3 Земельного кодекса РФ было постановлено образовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N <...>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов).
20.06.2011 ЮрЛ, рассмотрев проект распоряжения о передаче в общую долевую собственность земельного участка по спорному адресу, площадью 2107 кв. м, указала, что согласно имеющимся правоустанавливающим документам Б.Б., Р.И. принадлежит земельный участок по спорному адресу, площадью 598 кв. м, увеличение площади которого до 2107 кв. м фактически является предоставлением дополнительного земельного участка, что не предусмотрено действующим законодательством.
Обратившись в суд с настоящим иском, Б.Б. и Р.И. полагали, что право в отношении земельного участка, площадью 2107 кв. м, возникло у них на основании распоряжения КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 3056-рк от 22.07.2010 и распоряжения КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 1371-р от 10.03.2011, в связи с чем отказ ЮрЛ в передаче в собственность истцов спорного земельного участка является необоснованным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции, принимая во внимание, указанные обстоятельства, учитывая положения вышеперечисленных норм материального права, обоснованно признал, что распоряжение КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 3056-рк от 22.07.2010, равно как и план земельного участка, имеющийся в техническом паспорте на жилой дом, не могут заменить собой акт о предоставлении земельного участка либо иной правоустанавливающий документ на земельный участок. Заключение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга о возможности (невозможности) формирования части земельного участка, превышающей размер участка, указанный в правоустанавливающем документе в качестве самостоятельного земельного участка имеет рекомендательный характер и не может заменить собой акта о землеотводе.
КЗРиЗ в рамках своих полномочий не может давать каких-либо указаний либо предписаний администрации района.
Формирование земельных участков администрация района производит с учетом предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства. Эти предельные размеры устанавливаются в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Решением Президиума Ленинградского городского Совета народных депутатов от 13.07.1990 г. N 39 "О размерах земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства" максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 0,12 га.
Вместе с тем по смыслу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" под фактическим землепользованием граждан понимается использование земельных участков с расположенными на них жилыми домами, приобретенных гражданами в результате сделок, которые были совершены до 1 июля 1990 года, находящихся в фактическом пользовании, но не оформленных надлежащим образом. Из указанной нормы не следует, что фактически используемые неоформленные земельные участки могут быть площадью значительно больше, чем указана в правоустанавливающем документе на жилой дом.
Таким образом, отказав истцам в передаче в общую долевую собственность земельного участка по спорному адресу, площадью 2107 кв. м, администрация района законно и обоснованно исходила из того, что увеличение площади используемого истцами земельного до 2107 кв. м фактически приведет к предоставлению дополнительного земельного участка, что не предусмотрено действующим законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером N <...>, образованный распоряжением КЗРиЗ, 13.10.2011 на основании заявления представителя ЮрЛ от 05.10.2011 был снят с кадастрового учета.
В соответствии со статьями 6 и 11.1 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 3. ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" только государственный кадастровый учет недвижимого имущества подтверждает существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
С момента снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, данный участок не является объектом права и не может быть отчужден в соответствии с требованиями ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Правовых оснований для восстановления спорного земельного участка на кадастровом учете не имеется, поскольку указанное обстоятельство не привело к нарушению прав и законных интересов истцов.
Согласно письму КГА от 15.05.2012 N <...> территория, расположенная севернее земельных участков по адресу: <адрес>, может быть сформирована в качестве самостоятельного земельного участка, площадью 3733 кв. м, для продажи под индивидуальное жилищное строительство на аукционе в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 г. N 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства".
При таких обстоятельствах, в настоящее время истцы не лишены возможности приобрести в собственность в дополнение к имеющемуся земельному участку площадью 598 кв. м, земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 г. N 1198.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат ссылок на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке. Данные доводы направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Утверждение истцов о том, что спорный земельный участок был сформирован в исторически сложившихся границах, в связи с чем у них также возникло право на этот участок, является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ (приобретательная давность) право собственности у истцов возникнуть не может, поскольку данный земельный участок заведомо для истцов являлся государственной собственностью Санкт-Петербурга.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Ссылка истцов в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не в полном объеме разрешил заявленные ими требования, а именно не учел, что в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы уточнили требования, опровергается решением суда. Мотивировочная и резолютивная часть решения суда содержит указание на отказ в удовлетворении всех заявленных истцами требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.02.2014 N 33-201/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. N 33-201/2014
Судья: Аносова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сопраньковой Т.Г.
судей Емельяновой Е.А., Венедиктовой Е.А.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3323/2013 по апелляционной жалобе Б.Б., Р.И. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 октября 2013 года по иску Б.Б., Р.И. к ЮрЛ об исполнении распоряжения по образованию земельного участка согласно утвержденным границам, восстановлении кадастрового номера на земельный участок,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г., выслушав объяснения истца Б.Б., представителя истца Б.Б. - Б.О., представителя истца Р.И. - Р.М.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Б.Б., Р.И. обратились в суд с иском к ЮрЛ, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования просили:
- 1. Обязать ЮрЛ исполнить распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 1371-гр от 10.03.2011 "Об образовании земельного участка" согласно утвержденным границам определенным распоряжением N 3056-рк от 22.07.2010 "Об утверждении границ земельного участка" по адресу <адрес>, принадлежащего на праве общедолевой собственности Б.Б. и Р.И.;
- 2. Обязать ЮрЛ передать заявителям Б.Б. и Р.И. в общедолевую собственность сформированный земельный участок по адресу <адрес> согласно распоряжению КЗРиЗ N 1371-гр от 10.03.2011 "Об образовании земельного участка" согласно утвержденным границам ранее определенных распоряжением N 3056-рк;
- 3. Обязать ЮрЛ восстановить кадастровый номер на земельный участок, образованный распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 1371-гр от 10.03.2011 с указанным в нем постоянным кадастровым номером N <...>, полученным заявлению истцов, после согласования ЮрЛ отраженного в прилагаемой схеме расположения земельного участка к распоряжению КЗРиЗ N 3056-рк от 22.07.2010.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 октября 2013 года отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, полагают его незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика ЮрЛ, представитель третьего лица КЗРиЗ Санкт-Петербурга в заседание коллегии не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщили, представитель ответчика посредством факсимильной связи направил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Принимая во внимание указанное, коллегия, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ, учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 16, 35, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 214 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", не установил правовых оснований для удовлетворения иска.
Материалами дела подтверждено и не оспорено сторонами, что 10.12.1953 на основании договора N <...> о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома родственникам истцов под строительство дома был предоставлен земельный участок площадью 598 кв. м. В акте приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 18.12.1953 указано, что межевой план земельного участка определяет размер участка в 598 кв. м, а размеры фактически используемого земельного участка соответствуют межевому плану.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Санкт-Петербурга, осуществляет субъект Российской Федерации - г. Санкт-Петербург.
Порядок передачи из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, регламентирован распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра (в редакции распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 28.02.2003 N 380-ра, распоряжений Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 N 27-рп, от 17.09.2004 N 98-рп, постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2010 N 415, с изменениями от 14.12.2011) "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании".
В соответствии с указанным Положением к ведению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отнесено: проведение работ по формированию и обеспечению кадастрового учета участков, подготовка проектов распоряжений администраций районов о передаче участков в собственность граждан и проектов договоров, а к компетенции администрации районов - принятие решений о передаче участков в собственность граждан, подготовка проектов договоров.
Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2010 N 415 "О внесении изменений в распоряжение Администрации Санкт-Петербурга" от 31.12.2002 N 2732-ра", по результатам топогеодезических работ и на основании личных заявлений Б.Б., Р.И. распоряжением КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 3056-рк от 22.07.2010 были утверждены границы земельного участка площадью 2107 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, и 18.02.2011 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" произведен его кадастровый учет, присвоен кадастровый номер N <...>.
10.03.2011 КЗРиЗ было вынесено распоряжение N 1371-р "Об утверждении границ земельного участка", в силу которого во исполнение положений ст. 11.3 Земельного кодекса РФ было постановлено образовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N <...>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов).
20.06.2011 ЮрЛ, рассмотрев проект распоряжения о передаче в общую долевую собственность земельного участка по спорному адресу, площадью 2107 кв. м, указала, что согласно имеющимся правоустанавливающим документам Б.Б., Р.И. принадлежит земельный участок по спорному адресу, площадью 598 кв. м, увеличение площади которого до 2107 кв. м фактически является предоставлением дополнительного земельного участка, что не предусмотрено действующим законодательством.
Обратившись в суд с настоящим иском, Б.Б. и Р.И. полагали, что право в отношении земельного участка, площадью 2107 кв. м, возникло у них на основании распоряжения КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 3056-рк от 22.07.2010 и распоряжения КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 1371-р от 10.03.2011, в связи с чем отказ ЮрЛ в передаче в собственность истцов спорного земельного участка является необоснованным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции, принимая во внимание, указанные обстоятельства, учитывая положения вышеперечисленных норм материального права, обоснованно признал, что распоряжение КЗРиЗ Санкт-Петербурга N 3056-рк от 22.07.2010, равно как и план земельного участка, имеющийся в техническом паспорте на жилой дом, не могут заменить собой акт о предоставлении земельного участка либо иной правоустанавливающий документ на земельный участок. Заключение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга о возможности (невозможности) формирования части земельного участка, превышающей размер участка, указанный в правоустанавливающем документе в качестве самостоятельного земельного участка имеет рекомендательный характер и не может заменить собой акта о землеотводе.
КЗРиЗ в рамках своих полномочий не может давать каких-либо указаний либо предписаний администрации района.
Формирование земельных участков администрация района производит с учетом предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства. Эти предельные размеры устанавливаются в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Решением Президиума Ленинградского городского Совета народных депутатов от 13.07.1990 г. N 39 "О размерах земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства" максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 0,12 га.
Вместе с тем по смыслу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" под фактическим землепользованием граждан понимается использование земельных участков с расположенными на них жилыми домами, приобретенных гражданами в результате сделок, которые были совершены до 1 июля 1990 года, находящихся в фактическом пользовании, но не оформленных надлежащим образом. Из указанной нормы не следует, что фактически используемые неоформленные земельные участки могут быть площадью значительно больше, чем указана в правоустанавливающем документе на жилой дом.
Таким образом, отказав истцам в передаче в общую долевую собственность земельного участка по спорному адресу, площадью 2107 кв. м, администрация района законно и обоснованно исходила из того, что увеличение площади используемого истцами земельного до 2107 кв. м фактически приведет к предоставлению дополнительного земельного участка, что не предусмотрено действующим законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером N <...>, образованный распоряжением КЗРиЗ, 13.10.2011 на основании заявления представителя ЮрЛ от 05.10.2011 был снят с кадастрового учета.
В соответствии со статьями 6 и 11.1 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 3. ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" только государственный кадастровый учет недвижимого имущества подтверждает существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
С момента снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, данный участок не является объектом права и не может быть отчужден в соответствии с требованиями ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Правовых оснований для восстановления спорного земельного участка на кадастровом учете не имеется, поскольку указанное обстоятельство не привело к нарушению прав и законных интересов истцов.
Согласно письму КГА от 15.05.2012 N <...> территория, расположенная севернее земельных участков по адресу: <адрес>, может быть сформирована в качестве самостоятельного земельного участка, площадью 3733 кв. м, для продажи под индивидуальное жилищное строительство на аукционе в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 г. N 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства".
При таких обстоятельствах, в настоящее время истцы не лишены возможности приобрести в собственность в дополнение к имеющемуся земельному участку площадью 598 кв. м, земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 г. N 1198.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат ссылок на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке. Данные доводы направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Утверждение истцов о том, что спорный земельный участок был сформирован в исторически сложившихся границах, в связи с чем у них также возникло право на этот участок, является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ (приобретательная давность) право собственности у истцов возникнуть не может, поскольку данный земельный участок заведомо для истцов являлся государственной собственностью Санкт-Петербурга.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Ссылка истцов в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не в полном объеме разрешил заявленные ими требования, а именно не учел, что в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы уточнили требования, опровергается решением суда. Мотивировочная и резолютивная часть решения суда содержит указание на отказ в удовлетворении всех заявленных истцами требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)