Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Осколкова В.В. доверенность от 20.01.2014 г.
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2401/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 г. по делу N А56-45607/2013 (судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог"
заинтересованные лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, 2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог", место нахождения: 192076, Россия, Санкт-Петербург, пр. Советский, 33-А, ОГРН: 1027806084151 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Россия, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН: 1097847215135) (далее - Управление Росимущества, Территориальное управление), выразившегося в уклонении от рассмотрения по существу его заявления о предоставлении земельного участка и от принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:01:1318001:420 общей площадью 420000 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Приморское городское поселение", в аренду, а также об обязании Управления Росимущества принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду, подготовить и направить в месячный срок с даты вступления в силу решения суда в адрес заявителя подписанный уполномоченным лицом договор аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет.
Определением суда от 05.11.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда от 10.12.2013 г. требования Предприятия удовлетворены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Управление Росимущества просит решение от 10.12.2013 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Предприятия, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Управление Росимущества и Росимущество своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
В обоснование заявленных требований Предприятие ссылается на следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 06.07.2005 г. N 233-р принято решение о предоставлении в аренду Предприятию земельного участка площадью 42 га из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, с разрешенным использованием - под спецнадобности сроком на 49 лет для целей обороны и безопасности Российской Федерации.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве хозяйственного ведения, что подтверждается представленными в материалы далее копиями свидетельств о государственной регистрации прав.
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.03.2013 г.
Предприятие письмом от 28.05.2012 г. исх. N 1448/025 направило в адрес Управления Росимущества заявление с приложением всех необходимых документов о предоставлении в аренду указанного земельного участка и заключении договора на 49 лет.
Управление Росимущества письмом от 30.05.2012 г. исх. N 20-4595/12-0-1 сообщило заявителю, что в его адрес поступило поручение Росимущества от 12.05.2012 г. N ПП-10/14334 о приостановке действий по оформлению прав и предоставлению участка в аренду и о возвращении к рассмотрению заявления Предприятия только после поступления соответствующих разъяснений Росимущества и снятия приостановки. Претензий и дополнительных требований к комплекту документов, представленному заявителем, данный ответ не содержал.
Предприятие письмом от 01.11.2012 г. исх. N 2731/001 повторно обратилось в Управление Росимущества, в ответ на которое им было получено письмо от 23.11.2012 г. N 20-9872/12-0-1, поясняющее, что его заявление будет рассмотрено после поступления соответствующих разъяснений от Росимущества.
13.03.2013 г. письмом исх. N 621/025 Предприятие вновь обратилось в Управление Росимущества. Письмом от 09.04.2013 г. исх. N 01-3322 Управление Росимущества повторно сообщило, что никаких указаний Росимущества в его адрес не поступало.
Предприятием непосредственно в адрес Росимущества направлено письмо от 19.03.2013 г. исх. N 683/025, а впоследствии жалоба от 16.05.2013 г. исх. N 1126/025 на бездействие должностных лиц.
Однако решение о предоставлении в аренду заявителю указанного земельного участка ни Росимуществом, ни его территориальным органом принято не было. Полагая, что данным бездействием уполномоченных органов нарушаются его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридически лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Данному исключительному праву собственников зданий, строений, сооружений корреспондирует обязанность уполномоченных органов государственной власти (местного самоуправления) заключить соответствующие договоры купли-продажи или аренды земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования. Соответственно, заключение договора для уполномоченных органов государственной власти (местного самоуправления) является обязательным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
В пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Как следует из абзаца второго пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.03.2011 г. N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит ряд объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Предприятия права на приобретение в аренду спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил требования Предприятия.
Довод подателя жалобы о том, что принимая решение о предоставлении земельного участка на праве аренды без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управление выйдет за пределы своих полномочий, не принимается судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение), Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 Положения).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 64, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Управление Росимущества предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадь которых превышает один гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование (пункт 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 64).
Из системного толкования приведенных норм следует, что отсутствие поручения Росимущества на передачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, не может служить препятствием для реализации Предприятием, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на получение в аренду данного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что Предприятием выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку Предприятием подано заявление в порядке искового производства вместо предусмотренного главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядка разрешения споров данной категории, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку несмотря на то, что Предприятием заявление было названо исковым из содержания данного "искового заявления" следует, что оно подано в порядке, который предусмотрен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 декабря 2013 года по делу N А56-45607/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2014 ПО ДЕЛУ N А56-45607/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N А56-45607/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Осколкова В.В. доверенность от 20.01.2014 г.
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2401/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 г. по делу N А56-45607/2013 (судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог"
заинтересованные лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, 2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог", место нахождения: 192076, Россия, Санкт-Петербург, пр. Советский, 33-А, ОГРН: 1027806084151 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Россия, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН: 1097847215135) (далее - Управление Росимущества, Территориальное управление), выразившегося в уклонении от рассмотрения по существу его заявления о предоставлении земельного участка и от принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:01:1318001:420 общей площадью 420000 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Приморское городское поселение", в аренду, а также об обязании Управления Росимущества принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду, подготовить и направить в месячный срок с даты вступления в силу решения суда в адрес заявителя подписанный уполномоченным лицом договор аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет.
Определением суда от 05.11.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда от 10.12.2013 г. требования Предприятия удовлетворены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Управление Росимущества просит решение от 10.12.2013 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Предприятия, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Управление Росимущества и Росимущество своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
В обоснование заявленных требований Предприятие ссылается на следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 06.07.2005 г. N 233-р принято решение о предоставлении в аренду Предприятию земельного участка площадью 42 га из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, с разрешенным использованием - под спецнадобности сроком на 49 лет для целей обороны и безопасности Российской Федерации.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве хозяйственного ведения, что подтверждается представленными в материалы далее копиями свидетельств о государственной регистрации прав.
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.03.2013 г.
Предприятие письмом от 28.05.2012 г. исх. N 1448/025 направило в адрес Управления Росимущества заявление с приложением всех необходимых документов о предоставлении в аренду указанного земельного участка и заключении договора на 49 лет.
Управление Росимущества письмом от 30.05.2012 г. исх. N 20-4595/12-0-1 сообщило заявителю, что в его адрес поступило поручение Росимущества от 12.05.2012 г. N ПП-10/14334 о приостановке действий по оформлению прав и предоставлению участка в аренду и о возвращении к рассмотрению заявления Предприятия только после поступления соответствующих разъяснений Росимущества и снятия приостановки. Претензий и дополнительных требований к комплекту документов, представленному заявителем, данный ответ не содержал.
Предприятие письмом от 01.11.2012 г. исх. N 2731/001 повторно обратилось в Управление Росимущества, в ответ на которое им было получено письмо от 23.11.2012 г. N 20-9872/12-0-1, поясняющее, что его заявление будет рассмотрено после поступления соответствующих разъяснений от Росимущества.
13.03.2013 г. письмом исх. N 621/025 Предприятие вновь обратилось в Управление Росимущества. Письмом от 09.04.2013 г. исх. N 01-3322 Управление Росимущества повторно сообщило, что никаких указаний Росимущества в его адрес не поступало.
Предприятием непосредственно в адрес Росимущества направлено письмо от 19.03.2013 г. исх. N 683/025, а впоследствии жалоба от 16.05.2013 г. исх. N 1126/025 на бездействие должностных лиц.
Однако решение о предоставлении в аренду заявителю указанного земельного участка ни Росимуществом, ни его территориальным органом принято не было. Полагая, что данным бездействием уполномоченных органов нарушаются его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридически лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Данному исключительному праву собственников зданий, строений, сооружений корреспондирует обязанность уполномоченных органов государственной власти (местного самоуправления) заключить соответствующие договоры купли-продажи или аренды земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования. Соответственно, заключение договора для уполномоченных органов государственной власти (местного самоуправления) является обязательным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
В пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Как следует из абзаца второго пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.03.2011 г. N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит ряд объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Предприятия права на приобретение в аренду спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил требования Предприятия.
Довод подателя жалобы о том, что принимая решение о предоставлении земельного участка на праве аренды без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управление выйдет за пределы своих полномочий, не принимается судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение), Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 Положения).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 64, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Управление Росимущества предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадь которых превышает один гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование (пункт 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 64).
Из системного толкования приведенных норм следует, что отсутствие поручения Росимущества на передачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, не может служить препятствием для реализации Предприятием, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на получение в аренду данного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что Предприятием выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку Предприятием подано заявление в порядке искового производства вместо предусмотренного главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядка разрешения споров данной категории, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку несмотря на то, что Предприятием заявление было названо исковым из содержания данного "искового заявления" следует, что оно подано в порядке, который предусмотрен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 декабря 2013 года по делу N А56-45607/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)