Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-16212/14

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Земля под домом; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Договор управления многоквартирным домом; Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. по делу N А41-16212/14


Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Черниковой Е.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
от истца, Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" Ленинского муниципального района Московской области (ИНН: 5003052694, ОГРН: 1045000925496): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика, Закрытого акционерного общества "МФК Видное" (ИНН: 5003094670, ОГРН: 1115003004654): Королева Е.А. представитель по доверенности от 22.05.2014 г.,
от третьего лица, Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2014 года по делу N А41-16212/14, принятое судьей Сороченковой Т.В., по иску Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" Ленинского муниципального района Московской области (далее по тексту - МУП "Управляющая компания ЖКХ") к Закрытому акционерному обществу "МФК Видное" (далее по тексту - ЗАО "МФК Видное"), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области (далее по тексту - Администрация) об обязании ответчика передать техническую документацию на жилые дома, об обязании восстановить техническую документацию, в случае ее отсутствия,

установил:

МУП "Управляющая компания ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ЗАО "МФК Видное" об обязании ЗАО "МФК Видное" в трехдневный срок с момента вступления в законную силу решения суда передать МУП "Управляющая компания ЖКХ" техническую документацию на многоквартирные дома, расположенные по адресу: Московская область, г. Видное, Белокаменное шоссе, жилой комплекс "Видный", дома N 1, N 2 и иные связанные с управлением такими домами документы, предусмотренные пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
- пунктом 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491:
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений;
- пунктом 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170:
- - план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом;
- - акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- - паспорта лифтового хозяйства;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление); пунктом 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 предусмотрено:
- - сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- - акты технических осмотров;
- - журналы заявок жителей;
- - протоколы измерения сопротивления электросетей;
- - протоколы измерения вентиляции;
- - технические паспорта;
- - экспликации;
- - поэтажные планы;
- - ключевая справка;
- - чертежи и схемы инженерных коммуникаций;
- - схемы механического оборудования;
- - схемы электрического оборудования;
- - схемы санитарно-технического оборудования;
- - схемы иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в доме;
- - схемы разводки системы видеонаблюдения и запирающего устройства;
- - схемы и акты установки и приемки в эксплуатацию общедомовых приборов учета ресурсов;
- - акты об установке и принятии на коммерческий учет индивидуальных приборов учета ресурсов;
- - паспорта на инженерное, электрическое, механическое, санитарно-техническое оборудование и др.;
- -акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- - санитарный паспорт;
- - разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- - отчеты о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы-ноль;
- - распоряжения об утверждении актов госкомиссии (акты);
- - акты приемки объектов, завершенных строительством;
- - распоряжение о вводе в эксплуатацию (правовой акт);
- - исполнительную и проектную документацию, предъявляемые приемочной комиссии, в соответствии с которой осуществлено строительство дома;
- - акты осмотра отдельных конструктивных элементов (крыши, ограждающих конструкций и т.д.);
- - документы, в которых указываются и сфера действия сервитута, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера (граница) сервитута, относящегося к части земельного участка;
- - паспорт домовладения по БТИ;
- - документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества;
- - акты освидетельствования скрытых работ;
- - протокол измерения шума и вибрации;
- - иную документацию;
- - письменные заявления, жалобы и предложения по вопросам содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг;
- - журналы (книги) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг;
- - копии договоров с РСО и прочими подрядными организациями;
- - копии договоров на аренду или на др. право на нежилое помещение в доме, кроме собственности;
- - копии договоров социального найма;
- - ордера нанимателей на жилые помещения в доме;
- - акты подготовки дома к сезонной эксплуатации, паспорта;
- - акты проверки газотехнической инспекции;
- - акты устранения замечаний и нарушений, выявленных органами жилищного и административно-технического надзора, имеющихся до момента передачи дома в управление;
- - копии свидетельств о праве собственности и иных правоустанавливающих документов на квартиры и прочие помещения дома;
- - акты по наличию малых форм и др. элементов, относящихся к общему имуществу дома на момент передачи;
- - копии лицевой стороны финансово-лицевых счетов со сведениями по собственникам и нанимателям (для подготовки новых);
- - акты на остаточную стоимость строения;
- - гарантийные письма и обязательства;
- - копии "истории начислений" по жилым и нежилым помещениям;
- - выписки из домовой книги;
- - списки льготников и субсидиантов, а также копии документов, подтверждающих право на предоставление льгот и субсидий;
- - акты по передаче материальных ценностей, относящихся к общему имуществу дома и хранящихся до момента передачи в управляющей организации (пожарные шланги, светильники, кожухи, домовые знаки, флаги, почтовые ящики и пр.);
- пунктом 57 Приказа ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации":
- карточки регистрации,
- поквартирные карточки,
- архивные карточки регистрации,
- - архивные поквартирные карточки;
- - ключи от мест общего пользования (чердаков, подвалов, технических этажей, мусорокамер, ОДС и т.д.),
- базы данных паспортного стола и расчетного центра,
- данные о показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в бумажном и электронном виде.
- - данные о состоянии расчетов (акты сверки, сведения о начислениях, оплате и имеющейся дебиторской или кредиторской задолженности) ответчика с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов в указанные многоквартирные дома, и пользователями помещений (лицами, заключившими договоры управления до конкурса) с указанием всех обязательных реквизитов и заверенные уполномоченными лицами организации;
- - об обязании ответчика в случае отсутствия указанных документов восстановить их за свой счет не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда и передать МУП "Управляющая компания ЖКХ" не позднее 35 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2014 года по делу N А41-16212/14 в удовлетворении исковых требований МУП "Управляющая компания ЖКХ" отказано (л.д. 81-84).
Не согласившись с решением суда, МУП "Управляющая компания ЖКХ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права (л.д. 86-88).
В обоснование апелляционной жалобы МУП "Управляющая компания ЖКХ" сослалось на то, что судом первой инстанции неправомерно сделан вывод о том, что истец не представил надлежащих доказательств того, что он обращался к ответчику с заявлением о предоставлении технической документации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ЗАО "МФК Видное" против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители МУП "Управляющая компания ЖКХ" и Администрации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2013 года Администрацией городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области был проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, г. Видное, Белокаменное шоссе, жилой комплекс "Видный", дома N 1, N 2.
По итогам указанного конкурса победителем было признано МУП "Управляющая компания ЖКХ", что подтверждается протоколом N 1 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 26 декабря 2013 года (л.д. 8-9).
Ответчик является застройщиком жилых домов N 1,N 2 по адресу: Московская область, г. Видное, Белокаменное шоссе, жилой комплекс "Видный".
Как усматривается из искового заявления, истец обратился к ответчику с заявлением о передаче всей технической документации, однако в установленный законом срок ответчик свои обязанности по передаче документации не исполнил.
Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с п. 1 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса (п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, МУП "Управляющая компания ЖКХ" не представило в материалы дела доказательств, подтверждающих заключение письменного договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, г. Видное, Белокаменное шоссе, жилой комплекс "Видный", N 1 и N 2, в качестве управляющей организации.
При этом в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ЗАО "МФК Видное" подало исковое заявление в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского поселения Видное со следующими требованиями:
- - признать победителя открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами, расположенными на территории городского поселения Видное по адресам: Московская область, Ленинский район, город Видное, Белокаменное шоссе, жилой комплекс "Видный", дом N 1 и дом N 2, МУП "Управляющая компания ЖКХ" уклонившимся от заключения договора управления данными жилыми домами;
- - обязать Администрацию городского поселения Видное заключить договоры управления жилыми домами по адресам: Московская область, Ленинский район, город Видное, Белокаменное шоссе, жилой комплекс "Видный", дом N 1 и дом N 2, с ЗАО "ЭК Видное - 1".
Таким образом, факт отсутствия договора управления многоквартирными домами установлен.
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции на обозрение суда предоставлялись следующие документы:
- - договор теплоснабжения N 364 от 01 ноября 2011 года, заключенный между ответчиком и ЗАО "МФК Видное";
- - дополнительное соглашение N 3 от 29 октября 2013 года к договору теплоснабжения N 364 от 01 ноября 2011 года, заключенному между ответчиком и ЗАО "МФК Видное".
Из указанных документов следует, что коммунальные услуги в многоквартирных домах N 1 и N 2 фактически оказывались именно ответчиком, а не истцом.
Учитывая изложенное, апелляционный суд делает вывод, что в данном случае истцом не доказано его право на подачу иска о передаче технической документации.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, поскольку они не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность судебного решения, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2014 года по делу N А41-16212/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Л.Н.ИВАНОВА

Судьи
Е.В.ЧЕРНИКОВА
С.К.ХАНАШЕВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)