Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-90/2014

Требование: О признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель является собственником земельного участка. По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влечет необоснованное увеличение его налогового бремени как плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N 3-90/2014


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре С.,
с участием представителя истца Ч., представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Электроавтоматика" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО "Электроавтоматика" обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по <адрес>., с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 года в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником данного земельного участка с 26.10.2011 г. Кадастровая стоимость земельного участка определена на 01.01.2007 г. на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр и составляет <данные изъяты>. Отчетом об оценке N от 18.03.2014 г., выполненным ООО "Дальневосточная оценочная компания" и подтвержденным заключением N от 28.04.2014 г. Экспертно-консультационного комитета Хабаровского регионального отделения Российского общества оценщиков, рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2007 г. определена в сумме <данные изъяты>. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость является налоговой базой для исчисления налога на землю в связи с чем, превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости ведет к увеличению земельного налога и, соответственно, к ухудшению экономического состояния предприятия. В досудебном порядке общество обращалось в комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, на что был получен отказ.
Определением суда в качестве ответчика по делу привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в качестве третьего лица на стороне ответчиков - администрация городского поселения г. Николаевск-на-Амуре.
В судебном заседании представитель истца Ч. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. заявленные требования не признал по тем основаниям, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.09.2009 г. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена 08.09.2009 г. и составляет <данные изъяты>.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (Управление Росреестра), представитель третьего лица администрации городского поселения г. Николаевска-на-Амуре в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
Из письменного отзыва представителя Управления Росреестра следует, что Управление заявление требования не признает, считая себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе внесению в него изменений о кадастровой стоимости земельных участков.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Договора N о купле-продаже земельного участка от 26.10.2011 г., заключенного между ТУ Росимущества в Хабаровском крае и ООО ПКФ "Электроавтоматика", истец приобрел в собственность земельный участок под объект складского назначения, расположенный по <адрес>., с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок за истцом выдано 12.12.2011 г.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 08.09.2009 г.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из кадастровой справки следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена на 08.09.2009 г. и составляет <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение прав истца, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (далее Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии.
Положениями данной статьи для юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения спора о кадастровой стоимости в виде предварительного обращения в комиссию.
Из уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 30.10.2014 г. N 21-29/647, следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка оставлено без рассмотрения по тем основаниям, что кадастровая стоимость, установленная до принятия Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежит оспариванию только в судебном порядке.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Для целей Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из изложенного следует, что поскольку спорный земельный участок впервые поставлен на кадастровый учет 08 сентября 2009 года, датой определения его кадастровой стоимости в силу ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости - 08 сентября 2009 года.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N от 18.03.2014 г., выполненному ООО "Дальневосточная оценочная компания", подтвержденному заключением N от 28.04.2014 г. Экспертно-консультационного комитета Хабаровского регионального отделения Российского общества оценщиков, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г. составляет <данные изъяты>.
Рыночная стоимость земельного участка определена истцом по состоянию на дату, на которую были определены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков на территории г. Николаевска-на-Амуре - 01.01.2007 года.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку, как было указано выше датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, поставленного на учет в государственный кадастр недвижимости после проведения массовой оценки земель, является дата постановки его на учет в государственный кадастр недвижимости, то рыночная стоимость земельного участка в соответствии с положениями статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть определена на 08.09.2009 г.
Из изложенного следует, что рыночная стоимость земельного участка определена на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обществу с ограниченной ответственностью ПКФ "Электроавтоматика" в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по <адрес>, с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в размере <данные изъяты>. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 декабря 2014 года.

Судья
Хабаровского краевого суда
И.Г.МОРОЗ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)