Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жаткина С.А., Жевак И.И.)
по делу N А57-5265/2013
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Завод "Проммаш" (ИНН 6452042857, ОГРН 1026402671327), г. Саратов, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания", г. Саратов, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Москва, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участка, в качестве кадастровой стоимости этого земельного участка, а также сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Проммаш" (далее - истец, Общество, ОАО "Проммаш") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025 в размере его рыночной стоимости, составляющей 4 432 000 рублей и обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о рыночной стоимости данного земельного участка, а также сведения об удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 213,98 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 13.06.2013 производство по настоящему делу в части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области" прекращено.
Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции уточнял заявленные требования, с учетом последнего уточнения просил: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025 в размере его рыночной стоимости, составляющей 4312000 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Саратовского филиала внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о рыночной стоимости названного земельного участка, а также сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей.
Впоследствии, истец отказался от исковых требований в части обязания внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013:
- - принят отказ ОАО "Проммаш" от исковых требований в части обязания внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей, производство по делу в данной части прекращено;
- - установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере 4 312 000 рублей;
- - суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025, расположенного по адресу: г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20712 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 4 312 000 рублей в качестве кадастровой стоимости указанного земельного участка;
- - в удовлетворении исковых требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись со состоявшимися судебными актами, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Проммаш" на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 64:48:04 03 20:0025, расположенный по адресу: г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20 712 кв. м, и относящийся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2, 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013).
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 06.03.2013 N 64/201/2013-64486, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" кадастровая стоимость спорного земельного участка в соответствии с его кадастровым паспортом составляет - 9 298 238 рублей 16 копеек.
Истец, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, являющееся, исходя из порядка определения налоговой базы по земельному налогу в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), нарушением прав Общества, как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога, обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением.
При этом, в обоснование заявленных требований ЗАО "Проммаш" представило в материалы дела отчет оценки спорного земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания" (далее по тексту - ООО "Средневолжская оценочная компания") от 12.02.2013 N 0026-2013, определяющий его рыночную стоимость в размере 4 432 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012.
В связи с несогласием истца с результатами кадастровой оценки им была проведена досудебная рыночная оценка стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
В связи с несогласием истца с результатами кадастровой оценки им была проведена досудебная рыночная оценка стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью указанного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете от 12.02.2013 N 0026-2013, судом первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости указанного выше земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
Согласно заключению эксперта от 12.07.2013 N 14-07-13 РБ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025, расположенного по адресу: г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20 712 кв. м по состоянию на 02.06.2012 составила 4 312 000 рублей без налога на добавленную стоимость.
Судебные инстанции, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришли к выводу о том, что экспертное заключение от 12.07.2013 N 14-07-13 РБ об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства, результаты экспертизы ответчиком и третьими лицами не оспорены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования, обязав Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 4 312 000 рублей.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости предъявляется к органу кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета является Кадастровая палата, следовательно, суды правильно удовлетворили иск в отношении Кадастровой палаты.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судебной экспертизе подлежал отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка, а не установление рыночной стоимости спорного участка, отклоняется судебной коллегией, поскольку для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2014 по делу N А57-12016/2013.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А57-5265/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
В.А.КАРПОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.08.2014 ПО ДЕЛУ N А57-5265/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу N А57-5265/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жаткина С.А., Жевак И.И.)
по делу N А57-5265/2013
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Завод "Проммаш" (ИНН 6452042857, ОГРН 1026402671327), г. Саратов, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания", г. Саратов, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Москва, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участка, в качестве кадастровой стоимости этого земельного участка, а также сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Проммаш" (далее - истец, Общество, ОАО "Проммаш") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025 в размере его рыночной стоимости, составляющей 4 432 000 рублей и обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о рыночной стоимости данного земельного участка, а также сведения об удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 213,98 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 13.06.2013 производство по настоящему делу в части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области" прекращено.
Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции уточнял заявленные требования, с учетом последнего уточнения просил: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025 в размере его рыночной стоимости, составляющей 4312000 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Саратовского филиала внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о рыночной стоимости названного земельного участка, а также сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей.
Впоследствии, истец отказался от исковых требований в части обязания внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013:
- - принят отказ ОАО "Проммаш" от исковых требований в части обязания внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей, производство по делу в данной части прекращено;
- - установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере 4 312 000 рублей;
- - суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025, расположенного по адресу: г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20712 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 4 312 000 рублей в качестве кадастровой стоимости указанного земельного участка;
- - в удовлетворении исковых требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись со состоявшимися судебными актами, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Проммаш" на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 64:48:04 03 20:0025, расположенный по адресу: г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20 712 кв. м, и относящийся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2, 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013).
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 06.03.2013 N 64/201/2013-64486, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" кадастровая стоимость спорного земельного участка в соответствии с его кадастровым паспортом составляет - 9 298 238 рублей 16 копеек.
Истец, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, являющееся, исходя из порядка определения налоговой базы по земельному налогу в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), нарушением прав Общества, как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога, обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением.
При этом, в обоснование заявленных требований ЗАО "Проммаш" представило в материалы дела отчет оценки спорного земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания" (далее по тексту - ООО "Средневолжская оценочная компания") от 12.02.2013 N 0026-2013, определяющий его рыночную стоимость в размере 4 432 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012.
В связи с несогласием истца с результатами кадастровой оценки им была проведена досудебная рыночная оценка стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
В связи с несогласием истца с результатами кадастровой оценки им была проведена досудебная рыночная оценка стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью указанного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете от 12.02.2013 N 0026-2013, судом первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости указанного выше земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
Согласно заключению эксперта от 12.07.2013 N 14-07-13 РБ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025, расположенного по адресу: г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20 712 кв. м по состоянию на 02.06.2012 составила 4 312 000 рублей без налога на добавленную стоимость.
Судебные инстанции, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришли к выводу о том, что экспертное заключение от 12.07.2013 N 14-07-13 РБ об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства, результаты экспертизы ответчиком и третьими лицами не оспорены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования, обязав Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 4 312 000 рублей.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости предъявляется к органу кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета является Кадастровая палата, следовательно, суды правильно удовлетворили иск в отношении Кадастровой палаты.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судебной экспертизе подлежал отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка, а не установление рыночной стоимости спорного участка, отклоняется судебной коллегией, поскольку для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2014 по делу N А57-12016/2013.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А57-5265/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
В.А.КАРПОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)