Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2014 N 06АП-1701/2014 ПО ДЕЛУ N А73-9573/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. N 06АП-1701/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Головниной Е.Н., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.
при участии в заседании:
- от Администрации города Хабаровска: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 29.08.2013 N 1.1.27-146;
- от ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ: Сироткин А.Ф., представитель по доверенности от 14.04.2014 N 37;
- от Министерства обороны РФ: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 30.01.2014
по делу N А73-9573/2013
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Воронцовым А.И.
по иску Городского округа "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска
к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
об обязании совершить действия,

установил:

Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, г. Хабаровск) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва) (далее - Минобороны России) об обязании сформировать земельный участок площадью, необходимой для использования здания детского сада, корп. А, лит. А1, по пер. Стадионному, д. 3а в г. Хабаровске общей площадью 544,2 кв. м (инвентарный номер 08:401:002:000003000:0001) и передать его в собственность муниципального образования; обязании Минобороны России внести изменения в Приказ заместителя Министерства обороны РФ N 91 от 11.03.2013 в части описания земельного участка подлежащего передаче под вышеуказанным зданием.
Определением от 18.09.2013 произведена замена ненадлежащего ответчика ТУ Росимущества в Хабаровском крае на федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России" (ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск) (далее - ФГКУ "ДВ ТУИО" МО РФ).
Определением от 02.12.2013 дело N А73-9556/2013, в котором рассматривается требование о предоставлении земельного участка для использования склада литер А2, в г. Хабаровске, объединено с настоящим делом в одно производство.
Решением от 30.01.2014 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушения прав муниципального образования, считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано на обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации до принятия предусмотренного решения о передаче имущества обеспечить образование земельного участка под передаваемыми объектами.
Отзыв от ответчиков не представлен.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае в отзыве на апелляционную жалобу указало на ведение в настоящее время Министерством обороны России работ по формированию земельных участков, о чем свидетельствует заключение государственного контракта от 12.01.2012.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы.
В свою очередь, представитель ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ не согласился с позицией истца, полагая решение - не подлежащим отмене.
Иные участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, согласно приказу заместителя Министра обороны РФ N 91 от 11.03.2013 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Хабаровска" из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Хабаровска переданы объекты недвижимости, в том числе: здание детского сада-ясли, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Стадионный, д. 3, корп. а, лит А1, инвентарный N 08:401:002:000003010::0001, общая площадь 544,2 кв. м; здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, лит. А2, инвентарный номер 08:401:002:000003010:0002, общая площадь 30,1 кв. м.
Ссылаясь на то, что Приказ N 91 не содержит в себе обязательных сведений о передаваемом объекте (не отражены данные по земельному участку, на котором расположены объекты: не указан кадастровый номер участка, отсутствует описание его местоположения), наличие препятствий для оформления прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации здания детского сада, получения соответствующей лицензии на образовательную деятельность, и для эксплуатации склада, истец обратился с настоящим иском в суд.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является присуждение к исполнению обязанности в натуре, заключающееся в понуждении должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу связывающего стороны обязательства, предусмотренного законом, договором либо иным соглашением сторон.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность регулируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Решение о безвозмездной передаче принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Данное решение должно содержать, в том числе: ссылки на кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 3 указанного Федерального закона в случае, если в границах земельных участков наряду с военным недвижимым имуществом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, расположены объекты, перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи (объекты, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, подведомственных им организаций до принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, перечисленными в пункте 4 части 2 настоящей статьи, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ.
Соответственно, Минобороны России вправе определять, какие объекты военного недвижимого имущества подлежат использованию в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а какие могут быть переданы в муниципальную собственность безвозмездно.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что на спорном земельном участке имеется объект, указанный в частях 1 и 3 статьи 2, в пункте 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ (здание трансформаторной подстанции)
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции, принимая во внимание факт ведения в настоящее время работ по формированию земельных участок (заключение государственного контракта от 12.01.2012 N 131/01/12012012), не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца об обязании сформировать земельный участок и передать его в собственность муниципального образования.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу статьи 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, апелляционный суд приходит к выводу о ненадлежащем способе защиты права.
Кроме того, требования истца фактически сводятся к оспариванию ненормативного правового акта - Приказа от 11.03.2013 N 91, подлежащие рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
В связи с приведенными выше обстоятельствами доводы апелляционной жалобы, построенные по сути на основаниях исковых требований, оцененные судом первой инстанции, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Иных доводов, имеющих существенное значение для настоящего дела и влияющих на правильность выводов суда, заявителем в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.01.2014 по делу N А73-9573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА

Судьи
Е.Н.ГОЛОВНИНА
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)