Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Южно-Сахалинска
апелляционное производство N 05АП-9858/2014
на решение от 06.06.2014
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-911/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" (ИНН 6501019187, ОГРН 1026500525534, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.08.2002)
к администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762, ОГРН 1026500538129, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002)
- о признании недействительным решения, изложенного в письме от 23.01.2014 N 216-013/04, об отказе в выкупе земельного участка;
- при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Самойлович Ю.А. (паспорт, доверенность от 12.01.2014);
- от администрации: представитель Косьяненко Е.С. (удостоверение, доверенность от 28.11.2013);
- установил:
Открытое акционерное общество "Сахалиннеруд" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска от 23.01.2014 N 216-013/04, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 65:01:1001023:2 и об обязании предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность заявителя.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - департамент).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.06.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав суд обязал администрацию принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:01:1001023:2 в собственность заявителю и направить проект договора купли-продажи земельного участка для его подписания.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, администрация настаивает на наличии оснований для отказа в предоставлении в собственность общества спорного земельного участка. Пояснила, что фактически заявитель обратился за предоставлением земельного участка не под комплекс "склад взрывчатых веществ по границе расчистки", а под самостоятельные объекты недвижимости: хранилище взрывчатых веществ, хранилище инициирования и караульную, площадь которых несоизмеримо меньше площади испрашиваемого земельного участка. Считает, что земельный участок первоначально был сформирован для эксплуатации комплексного объекта недвижимости: "склада взрывчатых веществ по границе расчистки", соответственно, его передача в собственность заявителя будет возможна только после предоставления правоустанавливающих документов на данный объект.
Общество в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 26.07.2001 N 2446/1018 обществу предоставлен в аренду земельный участок, расположенный севернее 5 км автодороги Южно-Сахалинск-Охотск, площадью 55,95 га, из которых под поверхностный склад взрывчатых материалов карьера "Лиственничный" - 5,07 га, опасную зону по воздействию ударной воздушной волны - 40,30 га, подъездную автомобильную дорогу к складу и карьеру - 10,58 га. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
По результатам межевания площадь и местоположение границ указанного земельного участка были уточнены. Кроме того, постановлением администрации от 24.09.2010 N 1741 арендуемый обществом земельный участок был разделен на четыре самостоятельных земельных участка, каждый из которых поставлен на кадастровый учет.
21.04.2011 сторонами заключено соглашение к договору аренды, согласно которому общая площадь арендуемого земельного участка составила 54,4813 га, и в его состав вошел, в том числе земельный участок с кадастровым номером 65:01:1001023:2 площадью 5,0690 га и разрешенным использованием: под склад взрывчатых веществ по границе расчистки. Соглашение к договору аренды зарегистрировано в установленном законом порядке.
24.10.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 50690 кв. м с кадастровым номером 65:01:1001007:1, указав, что на земельном участке размещены принадлежащие ему на праве собственности объекты, а именно хранилище взрывчатых веществ, хранилище средств инициирования и караульная, используемые в качестве склада взрывчатых веществ. К указанному заявлению были приложены регистрационные и учредительные документы общества, документы, подтверждающие полномочия представителя, копия договора аренды, кадастровый паспорт земельного участка, кадастровые паспорта и свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, а также выписка из ЕГРЮЛ.
Письмом от 23.01.2014 N 216-013/04 департамент отказал обществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность, указав на значительное превышение фактической площади земельного участка площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Не согласившись с указанным решение, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок был сформирован для размещения склада взрывчатых материалов карьера "Лиственничный" как взрывопожароопасного объекта, с учетом проведения взрывных работ и необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, и используется обществом в указанных целях до настоящего времени.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, общество является собственником хранилища средств инициирования площадью 51 кв. м, хранилища взрывчатых веществ площадью 201,2 кв. м, караульной площадью 58,7 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.09.2013 65 АА N 117951, 65 АА N 117953, 65 АА N 117954. Следовательно, у него имеется исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Коллегией установлено, что в октябре 2013 г. общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 50690 кв. м с кадастровым номером 65:01:1001007:1 для использования под склад взрывчатых веществ на границе расчистки, указав, что на земельном участке размещены принадлежащие ему на праве собственности объекты, а именно хранилище взрывчатых веществ, хранилище средств инициирования и караульная. Кадастровый номер земельного участка 65:01:1001007:1 в настоящее время изменен на номер 65:01:1001023:2, что сторонами не оспаривается. Одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка обществом предоставлены правоустанавливающие документы на расположенные на нем объекты недвижимости.
Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, администрация в письме от 23.01.2014 N 216-013/04 сослалась на значительное превышение фактической площади земельного участка площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости.
По правилам пункта 7 статьи 36 ЗК РФ при предоставлении земельных участков для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Коллегией установлено, что общество осуществляет добычу строительного камня на участках недр "Западный", "Змеевка", "Центральный" Лиственничного месторождения кварцитов, о чем в материалах дела имеется горноотводный акт и лицензия на право пользования недрами от 02.02.1998. Согласно лицензии N 00-ХВ-003057 (В) от 26.06.2009 обществу в рамках осуществления деятельности по добыче строительного камня предоставлено право на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения на спорном земельном участке.
Следовательно, размеры земельного участка для эксплуатации объектов для хранения взрывчатых веществ должны быть определены не только исходя из площади застройки таких объектов, но и с учетом норм отвода земель для такого вида деятельности.
Как следует из кадастрового паспорта от 17.10.2013 N 65/201/13-71034, земельный участок площадью 50690 кв. м с кадастровым номером 65:01:1001023:2 был сформирован обществу под склад взрывчатых веществ по границе расчистки и на момент его формировании (январь 2011 г.) хранилище взрывчатых веществ, хранилище средств инициирования и караульная в его границах уже имелись (согласно техническим паспортам постройка указанных объектов датируется 1980 г.).
Перечисленные объекты недвижимости действительно имеют небольшую площадь застройки (51 кв. м, 201,2 кв. м и 58,7 кв. м), однако их следует рассматривать как единый имущественный (связанный технологически) комплекс, предназначенный для хранения взрывчатых веществ.
Согласно Единым правилам безопасности при взрывных работах, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 30.01.2001 N 3 (ПБ 13-407-01), комплексы зданий и сооружений основного производственного и вспомогательного назначения, расположенные на общей территории с оформленным в установленном порядке земельным отводом, камеры и ячейки для хранения взрывчатых материалов и вспомогательные камеры с подводящими к складу горными выработками, другие места хранения взрывчатых материалов должны сооружаться или приспосабливаться по проектам, утвержденным в установленном порядке, и эксплуатироваться в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Пунктом 26.1 ПБ 13-407-01 предусмотрено, что поверхностные постоянные склады хранения взрывчатых материалов должны отвечать следующим условиям:
- иметь водоотводные канавы (в условиях многолетнемерзлых пород необходимость канав определяется проектом);
- дороги и подъездные пути необходимо содержать в чистоте и исправности;
- хранилища следует располагать так, чтобы обеспечивался свободный подход и подъезд к каждому из них;
- расстояния между отдельными хранилищами, а также между хранилищами и различными зданиями и сооружениями на территории склада и вне ее должны быть не менее установленных противопожарных разрывов и соответствовать требованиям главы VIII настоящих Правил;
- склады должны ограждаться и иметь запретную зону шириной от ограды не менее 50 м. Границы запретной зоны и порядок ее использования определяются администрацией организации с участием органов внутренних дел. На границах запретной зоны устанавливаются предупредительные знаки.
На территории склада разрешается располагать только предусмотренные пунктом 26.3 ПБ 13-407-01 здания и сооружения, в том числе хранилища взрывчатых веществ, средств инициирования и караульные.
В соответствии с пунктом 26.5 ПБ 13-407-01 расстояние от ограды до ближайшего хранилища должно быть не менее 40 м.
Кроме того, пунктом 7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест" карьеры нерудных стройматериалов и входящие в них объекты, в том числе склады хранения взрывчатых веществ, отнесены к объектам второго класса, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны 500 м.
С учетом указанных норм площадь земельного участка, предназначенного для эксплуатации склада взрывчатых веществ, должна существенного превышать площадь застройки объектов такого склада, в том числе с учетом его взрывопожароопасности и влияния на окружающую природную среду.
Материалами дела подтверждается, что размер земельного участка, занятого объектами заявителя и необходимого для их эксплуатации как склада хранения взрывчатых веществ, определен в установленном порядке. Доказательства того, что размер земельного участка был определен с нарушением требований ПБ 13-407-01 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в материалы дела не представлены. Действия уполномоченных органов по формированию и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет в судебном порядке не оспаривались.
При таких обстоятельствах коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы администрации о несоблюдении порядка формирования земельного участка и превышении его размера площади, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости.
Не может быть принято во внимание и указание администрации на то, что спорный земельный участок может быть предоставлен заявителю только после оформления правоустанавливающих документов на объект: "склад взрывчатых веществ по границе расчистки", поскольку действующим законодательством не предусмотрены обязательные требования по оформлению таких производственных комплексов в качестве объектов недвижимости. Кроме того, непредставление правоустанавливающих документов на такой объект не свидетельствует об отсутствии у заявителя права на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для осуществления деятельности по хранению взрывчатых веществ с использованием отдельных объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы за заявителем в установленном порядке.
Оспариваемый отказ нарушает право общества на получение спорного земельного участка в собственность в целях его последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что решение об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя является незаконным, иные основания для отказа администрацией не заявлялись и в ходе рассмотрения спора не установлены, учитывая, что разрешенное использование земельного участка соответствует цели, указанной обществом, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность общества и направить в его адрес проект договора купли-продажи.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.06.2014 по делу N А59-911/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2014 N 05АП-9858/2014 ПО ДЕЛУ N А59-911/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2014 г. N 05АП-9858/2014
Дело N А59-911/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Южно-Сахалинска
апелляционное производство N 05АП-9858/2014
на решение от 06.06.2014
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-911/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" (ИНН 6501019187, ОГРН 1026500525534, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.08.2002)
к администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762, ОГРН 1026500538129, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002)
- о признании недействительным решения, изложенного в письме от 23.01.2014 N 216-013/04, об отказе в выкупе земельного участка;
- при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Самойлович Ю.А. (паспорт, доверенность от 12.01.2014);
- от администрации: представитель Косьяненко Е.С. (удостоверение, доверенность от 28.11.2013);
- установил:
Открытое акционерное общество "Сахалиннеруд" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска от 23.01.2014 N 216-013/04, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 65:01:1001023:2 и об обязании предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность заявителя.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - департамент).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.06.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав суд обязал администрацию принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:01:1001023:2 в собственность заявителю и направить проект договора купли-продажи земельного участка для его подписания.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, администрация настаивает на наличии оснований для отказа в предоставлении в собственность общества спорного земельного участка. Пояснила, что фактически заявитель обратился за предоставлением земельного участка не под комплекс "склад взрывчатых веществ по границе расчистки", а под самостоятельные объекты недвижимости: хранилище взрывчатых веществ, хранилище инициирования и караульную, площадь которых несоизмеримо меньше площади испрашиваемого земельного участка. Считает, что земельный участок первоначально был сформирован для эксплуатации комплексного объекта недвижимости: "склада взрывчатых веществ по границе расчистки", соответственно, его передача в собственность заявителя будет возможна только после предоставления правоустанавливающих документов на данный объект.
Общество в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 26.07.2001 N 2446/1018 обществу предоставлен в аренду земельный участок, расположенный севернее 5 км автодороги Южно-Сахалинск-Охотск, площадью 55,95 га, из которых под поверхностный склад взрывчатых материалов карьера "Лиственничный" - 5,07 га, опасную зону по воздействию ударной воздушной волны - 40,30 га, подъездную автомобильную дорогу к складу и карьеру - 10,58 га. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
По результатам межевания площадь и местоположение границ указанного земельного участка были уточнены. Кроме того, постановлением администрации от 24.09.2010 N 1741 арендуемый обществом земельный участок был разделен на четыре самостоятельных земельных участка, каждый из которых поставлен на кадастровый учет.
21.04.2011 сторонами заключено соглашение к договору аренды, согласно которому общая площадь арендуемого земельного участка составила 54,4813 га, и в его состав вошел, в том числе земельный участок с кадастровым номером 65:01:1001023:2 площадью 5,0690 га и разрешенным использованием: под склад взрывчатых веществ по границе расчистки. Соглашение к договору аренды зарегистрировано в установленном законом порядке.
24.10.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 50690 кв. м с кадастровым номером 65:01:1001007:1, указав, что на земельном участке размещены принадлежащие ему на праве собственности объекты, а именно хранилище взрывчатых веществ, хранилище средств инициирования и караульная, используемые в качестве склада взрывчатых веществ. К указанному заявлению были приложены регистрационные и учредительные документы общества, документы, подтверждающие полномочия представителя, копия договора аренды, кадастровый паспорт земельного участка, кадастровые паспорта и свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, а также выписка из ЕГРЮЛ.
Письмом от 23.01.2014 N 216-013/04 департамент отказал обществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность, указав на значительное превышение фактической площади земельного участка площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Не согласившись с указанным решение, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок был сформирован для размещения склада взрывчатых материалов карьера "Лиственничный" как взрывопожароопасного объекта, с учетом проведения взрывных работ и необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, и используется обществом в указанных целях до настоящего времени.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, общество является собственником хранилища средств инициирования площадью 51 кв. м, хранилища взрывчатых веществ площадью 201,2 кв. м, караульной площадью 58,7 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.09.2013 65 АА N 117951, 65 АА N 117953, 65 АА N 117954. Следовательно, у него имеется исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Коллегией установлено, что в октябре 2013 г. общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 50690 кв. м с кадастровым номером 65:01:1001007:1 для использования под склад взрывчатых веществ на границе расчистки, указав, что на земельном участке размещены принадлежащие ему на праве собственности объекты, а именно хранилище взрывчатых веществ, хранилище средств инициирования и караульная. Кадастровый номер земельного участка 65:01:1001007:1 в настоящее время изменен на номер 65:01:1001023:2, что сторонами не оспаривается. Одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка обществом предоставлены правоустанавливающие документы на расположенные на нем объекты недвижимости.
Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, администрация в письме от 23.01.2014 N 216-013/04 сослалась на значительное превышение фактической площади земельного участка площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости.
По правилам пункта 7 статьи 36 ЗК РФ при предоставлении земельных участков для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Коллегией установлено, что общество осуществляет добычу строительного камня на участках недр "Западный", "Змеевка", "Центральный" Лиственничного месторождения кварцитов, о чем в материалах дела имеется горноотводный акт и лицензия на право пользования недрами от 02.02.1998. Согласно лицензии N 00-ХВ-003057 (В) от 26.06.2009 обществу в рамках осуществления деятельности по добыче строительного камня предоставлено право на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения на спорном земельном участке.
Следовательно, размеры земельного участка для эксплуатации объектов для хранения взрывчатых веществ должны быть определены не только исходя из площади застройки таких объектов, но и с учетом норм отвода земель для такого вида деятельности.
Как следует из кадастрового паспорта от 17.10.2013 N 65/201/13-71034, земельный участок площадью 50690 кв. м с кадастровым номером 65:01:1001023:2 был сформирован обществу под склад взрывчатых веществ по границе расчистки и на момент его формировании (январь 2011 г.) хранилище взрывчатых веществ, хранилище средств инициирования и караульная в его границах уже имелись (согласно техническим паспортам постройка указанных объектов датируется 1980 г.).
Перечисленные объекты недвижимости действительно имеют небольшую площадь застройки (51 кв. м, 201,2 кв. м и 58,7 кв. м), однако их следует рассматривать как единый имущественный (связанный технологически) комплекс, предназначенный для хранения взрывчатых веществ.
Согласно Единым правилам безопасности при взрывных работах, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 30.01.2001 N 3 (ПБ 13-407-01), комплексы зданий и сооружений основного производственного и вспомогательного назначения, расположенные на общей территории с оформленным в установленном порядке земельным отводом, камеры и ячейки для хранения взрывчатых материалов и вспомогательные камеры с подводящими к складу горными выработками, другие места хранения взрывчатых материалов должны сооружаться или приспосабливаться по проектам, утвержденным в установленном порядке, и эксплуатироваться в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Пунктом 26.1 ПБ 13-407-01 предусмотрено, что поверхностные постоянные склады хранения взрывчатых материалов должны отвечать следующим условиям:
- иметь водоотводные канавы (в условиях многолетнемерзлых пород необходимость канав определяется проектом);
- дороги и подъездные пути необходимо содержать в чистоте и исправности;
- хранилища следует располагать так, чтобы обеспечивался свободный подход и подъезд к каждому из них;
- расстояния между отдельными хранилищами, а также между хранилищами и различными зданиями и сооружениями на территории склада и вне ее должны быть не менее установленных противопожарных разрывов и соответствовать требованиям главы VIII настоящих Правил;
- склады должны ограждаться и иметь запретную зону шириной от ограды не менее 50 м. Границы запретной зоны и порядок ее использования определяются администрацией организации с участием органов внутренних дел. На границах запретной зоны устанавливаются предупредительные знаки.
На территории склада разрешается располагать только предусмотренные пунктом 26.3 ПБ 13-407-01 здания и сооружения, в том числе хранилища взрывчатых веществ, средств инициирования и караульные.
В соответствии с пунктом 26.5 ПБ 13-407-01 расстояние от ограды до ближайшего хранилища должно быть не менее 40 м.
Кроме того, пунктом 7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест" карьеры нерудных стройматериалов и входящие в них объекты, в том числе склады хранения взрывчатых веществ, отнесены к объектам второго класса, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны 500 м.
С учетом указанных норм площадь земельного участка, предназначенного для эксплуатации склада взрывчатых веществ, должна существенного превышать площадь застройки объектов такого склада, в том числе с учетом его взрывопожароопасности и влияния на окружающую природную среду.
Материалами дела подтверждается, что размер земельного участка, занятого объектами заявителя и необходимого для их эксплуатации как склада хранения взрывчатых веществ, определен в установленном порядке. Доказательства того, что размер земельного участка был определен с нарушением требований ПБ 13-407-01 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в материалы дела не представлены. Действия уполномоченных органов по формированию и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет в судебном порядке не оспаривались.
При таких обстоятельствах коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы администрации о несоблюдении порядка формирования земельного участка и превышении его размера площади, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости.
Не может быть принято во внимание и указание администрации на то, что спорный земельный участок может быть предоставлен заявителю только после оформления правоустанавливающих документов на объект: "склад взрывчатых веществ по границе расчистки", поскольку действующим законодательством не предусмотрены обязательные требования по оформлению таких производственных комплексов в качестве объектов недвижимости. Кроме того, непредставление правоустанавливающих документов на такой объект не свидетельствует об отсутствии у заявителя права на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для осуществления деятельности по хранению взрывчатых веществ с использованием отдельных объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы за заявителем в установленном порядке.
Оспариваемый отказ нарушает право общества на получение спорного земельного участка в собственность в целях его последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что решение об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя является незаконным, иные основания для отказа администрацией не заявлялись и в ходе рассмотрения спора не установлены, учитывая, что разрешенное использование земельного участка соответствует цели, указанной обществом, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность общества и направить в его адрес проект договора купли-продажи.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.06.2014 по делу N А59-911/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)