Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.01.2015 ПО ДЕЛУ N 3-37/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2015 года


Томский областной суд в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
при секретаре Г.
с участием прокурора Дашевской О.С., представителей Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" И., Р., представителя Администрации Томской области Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" о признании недействующими пп. 2 п. 1 и п. 2 распоряжения Администрации Томской области от 11.02.2009 N 4-р-в "О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования" в части земельного участка, указанного в пп. 2 п. 1 распоряжения,

установил:

Администрацией Томской области принято распоряжение от 11.02.2009 N 4-р-в "О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования", подпунктами 1 и 2 пункта 1 которого в границы населенного пункта /__/ включены земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/, расположенные в окрестности /__/. Пунктом 2 распоряжения изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков (для сельскохозяйственного использования) на другой вид разрешенного использования - для жилищного строительства. Пунктом 3 распоряжения Комитету по общим вопросам Администрации Томской области предписано направить настоящее распоряжение О., О. и в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области.
ООО "Газпром трансгаз Томск" с учетом уточнения требований обратилось в суд с заявлением об оспаривании пп. 2 п. 1 и п. 2 распоряжения Администрации Томской области от 11.02.2009 N 4-р-в, в части земельного участка, указанного в пп. 2 п. 1 распоряжения. Требования мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение противоречит действующему законодательству, принято с нарушением порядка его принятия и официального опубликования. ООО "Газпром трансгаз Томск" на основании договора аренды с собственником имущества ОАО "Газпром" от 30.11.2013 эксплуатирует "Газопровод-отвод к ГРС-1 г. Томска газопровода /__/". Пунктом 4.4 договора аренды и пунктами 3.1, 3.2, 3.4 Устава общества на общество возложена обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию арендуемого имущества. В соответствии с п. 6.1, п. 7.15 (Таблица 4) СП 36.13330.2012 (актуализированная версия СНиП 2.05.06.-85* "Магистральные трубопроводы") зона минимального безопасного расстояния от оси "Газопровода-отвода к ГРС-1 г. Томска газопровода /__/", вблизи которого расположен земельный участок с кадастровым номером /__/, принадлежащий О., составляет 150 м в каждую сторону. Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов установлена охранная зона вдоль трасс газопроводов в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны. В результате изменения границ населенного пункта он попадает в охранную зону и зону минимальных расстояний газопровода-отвода. Заявитель полагает, что границы населенного пункта должны проходить не менее чем в 150 м от оси магистральных газопроводов высокого давления. В связи с чем заявитель считает, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Закона о газоснабжении и нарушает его права и законные интересы в области промышленной безопасности.
Администрация Томской области и Администрация муниципального образования "Корниловское сельское поселение" в своих возражениях на заявление ООО "Газпром трансгаз Томск" просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято компетентным органом, действующему законодательству не противоречит, прав общества не нарушает.
В судебном заседании представители ООО "Газпром трансгаз Томск" на удовлетворении заявления настаивали по изложенным в нем основаниям.
Представитель Администрации Томской области просил суд в удовлетворении заявления ООО "Газпром трансгаз Томск" отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрация муниципального образования "Корниловское сельское поселение", извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие на основании ч. 2 ст. 252 ГПК РФ.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия его законодательству, имеющему большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление общества удовлетворить, суд приходит к следующему.
Первоначально общество ООО "Газпром трансгаз Томск" с аналогичным заявлением в арбитражный суд Томской области, определением которого от 16.07.2014 производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.
Из материалов дела следует, что оспариваемыми пунктами распоряжения Администрации Томской области от 11.02.2009 N 4-р-в в границы населенного пункта /__/ включен принадлежащий О. земельный участок площадью /__/ кв. м с кадастровым номером /__/, изменен вид его разрешенного использования (для сельскохозяйственного использования) на другой вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
Данный земельный участок частично расположен в охранной зоне и зоне минимальных расстояний опасного производственного объекта, поскольку через него проходит участок подземного "Газопровода-отвода к ГРС-1 г. Томска газопровода /__/", собственником которого является ОАО "/__/", эксплуатантом - ООО "Газпром трансгаз Томск".
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок от 04.07.2007, свидетельством о государственной регистрации права собственности на производственно-технологический комплекс от 10.02.2005, актом оценки стоимости магистрального трубопроводного транспорта от 17.04.2003, свидетельством о регистрации опасного производственного объекта /__/, схемой расположения газопровода, составленной ООО "/__/", чертежом расположения земельных участков, составленным ООО "/__/".
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение принято до утверждения генерального плана Корниловского сельского поселения, что подтверждается письмом главы поселения от 13.01.2015.
В связи с принятием распоряжения Администрации Томской области от 11.02.2009 N 4-р-в органом кадастрового учета внесены соответствующие изменения относительно категории земель и разрешенного использования указанного земельного участка в КГН и ЕГРП, что подтверждается сообщениями Управления Росреестра по Томской области от 26.12.2014 и 29.12.2014.
По сообщению Администрации муниципального образования "Корниловское сельское поселение" от 13.01.2015 земельный участок с кадастровым номером /__/ был включен в границы села Корнилово в 2009 году.
Впоследствии указанный земельный участок был разделен на участки меньшей площади, что подтверждается решениями собственника от 15.03.2009, от 26.05.2011, и кадастровыми паспортами земельных участков от 23.01.2015.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 27.02.2014 отказано в удовлетворении иска О. к ООО "Газпром трансгаз Томск" о взыскании убытков в виде разницы между стоимостью земельного участка без ограничений и с наличием ограничений.
При проверке оспариваемого распоряжения на предмет соответствия его действующему законодательству суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Земельным кодексом Российской Федерации в пункте 3 статьи 2 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель находящихся в частной собственности (земель сельскохозяйственного назначения) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно части 3 указанной статьи нарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственного назначения допускается в случае установления или изменения черты населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определены основания для отказа в переводе земель из одной категории в другую и перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таких оснований судом не установлено.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Так, в силу положений статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей (часть 1).
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов в силу принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков (часть 2).
Физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, приложив необходимый пакет документов (часть 4).
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 указанной статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (часть 5).
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 данной статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 данной статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 данной статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (часть 18).
В силу части 19 статьи 4.1 названного Федерального закона исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 этой статьи.
Согласно части 20 статьи 4.1 данного Федерального закона исполнительный орган субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае поступления от органа местного самоуправления городского округа или поселения заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта, а также в том случае, если заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Поскольку таких данных судом установлено не было, оснований считать оспариваемое распоряжение незаконным не имеется.
Доводы заявителя относительно нарушения порядка принятия решения в связи с отсутствием положительного заключения Администрации муниципального образования "Корниловское сельское поселение" судом отклоняются как необоснованные.
В материалах дела имеется полный пакет документов, необходимых в соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов и изменении вида их разрешенного использования. Который вместе с заявлениями правообладателей земельных участков был направлен Администрации муниципального образования "Корниловское сельское поселение" в Администрацию Томской области для принятия оспариваемого решения без отрицательного заключения. Указанное свидетельствует о том, что орган местного самоуправления считал возможным и целесообразным включение указанных в оспариваемом распоряжении земельных участков в границы с. Корнилово и изменение вида их разрешенного использования.
Соответственно, поскольку у Администрации Томской области не имелось законных оснований для отказа, предусмотренных ч. 19 и 20 ст. 4.1 указанного Федерального закона, отсутствие положительного заключения не могло являться безусловным основанием для отказа в принятии решения о включении в границу населенного пункта земельных участков, перечисленных в оспариваемом распоряжении.
При таких обстоятельствах дела суд приходит к выводу о соблюдении порядка принятия решения о включении земельных участков в черту населенного пункта.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение принято в форме распоряжения, а не постановления, также подлежат отклонению, поскольку подлежащие применению в настоящем деле положения федерального законодательства вид такого решения не определяют.
С учетом приведенных выше положений федерального законодательства суд также не может согласиться с суждениями прокурора относительно того, что включение указанного земельного участка в границы населенного пункта должно было осуществляться на основании закона Томской области.
Принятый после принятия оспариваемого решения Закон Томской области от 14 апреля 2011 года N 59-ОЗ "О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, включаемых в границы населенных пунктов, либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, на территории Томской области" предусматривает, что решение о включении земельного участка в границы населенного пункта оформляется распоряжением Администрации Томской области.
Ссылки заявителя на то, что оспариваемое распоряжение не было официально опубликовано, судом не принимаются.
Распоряжение было направлено в орган кадастрового учета, собственникам земельного участка, а также в орган местного самоуправления. Кроме того, текст распоряжения размещен на официальном сайте администрации Томской области 15.01.2015.
Таким образом, оспариваемое распоряжение было обнародовано, сведения, содержащиеся в распоряжении, стали общедоступны.
При проверке оспариваемого распоряжения на предмет соответствия положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 1992 N 9, СП 36.13330.2012 (актуализированная версия СНиП 2.05.06.-85* "Магистральные трубопроводы"), судом нарушений не установлено.
Таким образом, нельзя признать состоятельными доводы общества и заключение прокурора о противоречии оспариваемого распоряжения законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В связи с изложенным суд полагает, что включение указанного земельного участка в границы населенного пункта с. Корнилово Томского района Томской области и изменение вида его разрешенного использования не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, Администрация Томской области при принятии оспариваемого распоряжения действовала в пределах своих полномочий.
Анализируя текст оспариваемого распоряжения, суд приходит к выводу о том, что оно не содержит нормативных положений, нарушающих права общества.
Доводы общества об обратном не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявляя указанные требования, заявитель ссылается, что оспариваемым распоряжением нарушается его право на обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, однако заявитель вправе заявлять соответствующие требования непосредственно к лицам, нарушающим требования безопасной эксплуатации газопровода, безотносительно от установленного вида разрешенного использования земельного участка и включения его в черту населенного пункта.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления ООО "Газпром трансгаз Томск".
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" о признании недействующими пп. 2 п. 1 и п. 2 распоряжения Администрации Томской области от 11.02.2009 N 4-р-в "О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования" в части земельного участка, указанного в пп. 2 п. 1 распоряжения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Томский областной суд.

Председательствующий
А.М.МАРИСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)