Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- истца - представитель Селезнев Е.О. по доверенности от 05.06.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Таганрога, правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2014 по делу N А53-14197/2014
по иску ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС"
к ответчику - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц - Правительства Ростовской области, Комитета по управлению имуществом города Таганрога, администрации города Таганрога
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
принятое в составе судьи Димитриева М.А.
установил:
закрытое акционерное общество "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002503:40, площадью 22928 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации производства, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Северная Площадь, 3-3, равной рыночной стоимости в размере 11601568 рублей (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 137).
Определением от 25.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены правительство Ростовской области, администрация города Таганрога и Комитет по управлению имуществом г. Таганрога.
Решением от 22.08.2014 иск удовлетворен, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002503:40, площадью 22928 +/-53 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Северная Площадь, 3-3 равной рыночной стоимости в размере 11601568 рублей.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена по результатам судебной экспертизы.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация г. Таганрога обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что кадастровая стоимость и рыночная стоимость не являются тождественными понятиями. Кадастровая стоимость снижена на 81,06% необоснованно. По мнению заявителя, установление рыночной стоимости на 01.01.2007 неправомерно, так как изменение кадастровой стоимости может быть направлено только на будущее время. Снижение рыночной стоимости уменьшает доходную часть местного бюджета, что не позволит администрации выполнять социальные функции.
Правительством Ростовской области так же обжаловано решение в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что нормы Федерального закона от 27.07.1998 N 135-ФЗ применены необоснованно. Глава III.1 включена в закон после установления кадастровой стоимости спорного земельного участка. Результаты кадастровой оценки не оспариваются. Определение рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости необоснованно, поскольку создаются условия для предъявления истцом исков о возврате ранее уплаченных денежных средств.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители администрации города Таганрога и Правительства Ростовской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель Комитета по управлению имуществом города Таганрога в заседание не явился. Комитет о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.08.2011 между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога (арендодатель) и ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 11-317 (т. 1 л.д. 11-12), согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 61:58:0002503:40, площадью 22928 кв. м, находящийся по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Северная Площадь, 3-3 в целях эксплуатации производства.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка с 03.08.2011 по 02.08.2036
В соответствии с пунктом 3.1 договора годовой размер арендной платы за участок составляет 796318 руб. 75 коп.
В пункте 3.4 договора определено, что размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя путем ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, и (или) кадастровой стоимости земельного участка. При этом размер арендной платы считается измененным с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов об установлении (утверждении): ставок арендной платы; нового размера прогнозируемого уровня инфляции; значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы; результатов государственной кадастровой оценки земель.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
По акту приема-передачи от 17.08.2011 земельный участок передан арендатору (т. 1 л.д. 16).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка 15.08.2011 N 61/001/11-215296 кадастровая стоимость земельного участка составляет 61268201 руб. 60 коп. (т. 1 л.д. 13-14).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истца определением от 22.07.2014 назначена судебная экспертиза.
В соответствии с выводами эксперта (заключение N 124/14 -т. 1 л.д. 99-123) рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 (дата проведения государственной кадастровой оценки земель) составляет 11601568 рублей.
Результаты судебной экспертизы сторонами не оспорены.
Требование ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" правомерно удовлетворено судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной по результатам судебной экспертизы.
Истец надлежащим образом легитимирован для заявленного иска.
ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" является арендатором спорного земельного участка. Договор аренды заключен сторонами в 2011 году, то есть после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, статья 65 которого устанавливает регулируемую арендную плату за пользование земельными участками публичной собственности.
Согласно толкованию, данному в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Кроме того, в пункте 3.4 спорного договора предусмотрено, что арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае установления результатов государственной (кадастровой) оценки.
Довод администрации г. Таганрога о том, что установление рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2007 неправомерно, так как изменение кадастровой стоимости возможно только на будущее время, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В соответствии с постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.
Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Управлением Роснедвижимости по Ростовской области заключен государственный контракт от 20.04.2007 N 2 на выполнение работ по государственной оценки земельных участков с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала.
Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Удельные показатели кадастровой стоимости определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка правомерно установлена в размере, равном его рыночной стоимости, определенном по состоянию на 01.01.2007.
Ссылка правительства Ростовской области на то, что результаты кадастровой оценки не оспариваются, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной. Указанный довод противоречит позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практике.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2014 по делу N А53-14197/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2014 N 15АП-17562/2014 ПО ДЕЛУ N А53-14197/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. N 15АП-17562/2014
Дело N А53-14197/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- истца - представитель Селезнев Е.О. по доверенности от 05.06.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Таганрога, правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2014 по делу N А53-14197/2014
по иску ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС"
к ответчику - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц - Правительства Ростовской области, Комитета по управлению имуществом города Таганрога, администрации города Таганрога
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
принятое в составе судьи Димитриева М.А.
установил:
закрытое акционерное общество "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002503:40, площадью 22928 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации производства, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Северная Площадь, 3-3, равной рыночной стоимости в размере 11601568 рублей (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 137).
Определением от 25.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены правительство Ростовской области, администрация города Таганрога и Комитет по управлению имуществом г. Таганрога.
Решением от 22.08.2014 иск удовлетворен, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002503:40, площадью 22928 +/-53 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Северная Площадь, 3-3 равной рыночной стоимости в размере 11601568 рублей.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена по результатам судебной экспертизы.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация г. Таганрога обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что кадастровая стоимость и рыночная стоимость не являются тождественными понятиями. Кадастровая стоимость снижена на 81,06% необоснованно. По мнению заявителя, установление рыночной стоимости на 01.01.2007 неправомерно, так как изменение кадастровой стоимости может быть направлено только на будущее время. Снижение рыночной стоимости уменьшает доходную часть местного бюджета, что не позволит администрации выполнять социальные функции.
Правительством Ростовской области так же обжаловано решение в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что нормы Федерального закона от 27.07.1998 N 135-ФЗ применены необоснованно. Глава III.1 включена в закон после установления кадастровой стоимости спорного земельного участка. Результаты кадастровой оценки не оспариваются. Определение рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости необоснованно, поскольку создаются условия для предъявления истцом исков о возврате ранее уплаченных денежных средств.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители администрации города Таганрога и Правительства Ростовской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель Комитета по управлению имуществом города Таганрога в заседание не явился. Комитет о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.08.2011 между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога (арендодатель) и ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 11-317 (т. 1 л.д. 11-12), согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 61:58:0002503:40, площадью 22928 кв. м, находящийся по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Северная Площадь, 3-3 в целях эксплуатации производства.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка с 03.08.2011 по 02.08.2036
В соответствии с пунктом 3.1 договора годовой размер арендной платы за участок составляет 796318 руб. 75 коп.
В пункте 3.4 договора определено, что размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя путем ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, и (или) кадастровой стоимости земельного участка. При этом размер арендной платы считается измененным с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов об установлении (утверждении): ставок арендной платы; нового размера прогнозируемого уровня инфляции; значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы; результатов государственной кадастровой оценки земель.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
По акту приема-передачи от 17.08.2011 земельный участок передан арендатору (т. 1 л.д. 16).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка 15.08.2011 N 61/001/11-215296 кадастровая стоимость земельного участка составляет 61268201 руб. 60 коп. (т. 1 л.д. 13-14).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истца определением от 22.07.2014 назначена судебная экспертиза.
В соответствии с выводами эксперта (заключение N 124/14 -т. 1 л.д. 99-123) рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 (дата проведения государственной кадастровой оценки земель) составляет 11601568 рублей.
Результаты судебной экспертизы сторонами не оспорены.
Требование ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" правомерно удовлетворено судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной по результатам судебной экспертизы.
Истец надлежащим образом легитимирован для заявленного иска.
ЗАО "ЭКО-ГИДРОПРЕСС" является арендатором спорного земельного участка. Договор аренды заключен сторонами в 2011 году, то есть после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, статья 65 которого устанавливает регулируемую арендную плату за пользование земельными участками публичной собственности.
Согласно толкованию, данному в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Кроме того, в пункте 3.4 спорного договора предусмотрено, что арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае установления результатов государственной (кадастровой) оценки.
Довод администрации г. Таганрога о том, что установление рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2007 неправомерно, так как изменение кадастровой стоимости возможно только на будущее время, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В соответствии с постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.
Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Управлением Роснедвижимости по Ростовской области заключен государственный контракт от 20.04.2007 N 2 на выполнение работ по государственной оценки земельных участков с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала.
Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены постановлением Главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Удельные показатели кадастровой стоимости определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка правомерно установлена в размере, равном его рыночной стоимости, определенном по состоянию на 01.01.2007.
Ссылка правительства Ростовской области на то, что результаты кадастровой оценки не оспариваются, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной. Указанный довод противоречит позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практике.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.08.2014 по делу N А53-14197/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)