Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-93/2014

Требование: О признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель является собственником земельного участка. По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влечет необоснованное увеличение его налогового бремени как плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N 3-93/2014


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Поздняковой О.Ю., при секретаре К.,
с участием представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Амурлифт" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО "Амурлифт" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 года в размере <данные изъяты>. Ссылаясь, что данный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. При постановке на кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка равной <данные изъяты>. Между тем отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка N, выполненным ООО "Оценка-Партнер" 04.09.2014 г., и подтвержденным заключением НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", рыночная стоимость земельного участка определена в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость является налоговой базой для исчисления налога на землю в связи с чем, превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права общества, как налогоплательщика, обязанного производить уплату земельного налога, начисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В судебное заседание представители ООО "Амурлифт", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, заинтересованного лица Администрации г. Комсомольска-на-Амуре не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которое судом удовлетворено. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судом дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. в судебном заседании заявленные требования не признал по тем основаниям, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу. Указал, что спорный земельный участок, образованный из земель, является учтенным, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Его кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр путем умножения площади земельного участка (2894 кв. м) и удельного показателя кадастровой стоимости (<данные изъяты>) и составляет <данные изъяты>., что соответствует требованиям действующего законодательства.
Из письменного отзыва представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю следует, что Управление заявленные требования не признает, считая себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе внесению в него изменений о кадастровой стоимости земельных участков.
Из письменного отзыва представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре следует, что администрация возражает против удовлетворения заявленного требования, считая, что размер рыночной стоимости земельного участка является необоснованно заниженным, кроме того заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора - не представлено решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89), на основании Договора купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ г., Постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре "О приватизации земельного участка"от 20.05.2010 г. N 1431-па, ООО "Амурлифт" является собственником земельного участка расположенного по <адрес>., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: с целью использования объекта промышленности - нежилого здания.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером N от 17.06.2011 г. N, данный земельный участок является вновь образованным, дата внесения номера земельного участка в государственный кадастр недвижимости, (поставлен на кадастровый учет) ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением <адрес> N 273-пр от 25.11.2008 г. и на момент постановки на кадастровый учет составляет <данные изъяты> (л.д. 90).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае", действующим с 01.01.2009 г., утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края. Удельные показатели кадастровой стоимости земель на территории г. Комсомольска-на-Амуре были определены по состоянию на 01.01.2007 г. Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявив требования по настоящему делу, ООО "Амурлифт" по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, приводит к нарушению прав общества, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (далее Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Для целей Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из изложенного следует, что поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после проведения массовой оценки земель (01.01.2007 г.), датой определения его кадастровой стоимости в силу ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, т.е. 27.10.2009 года.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N 313/ЗУ/2014, выполненному ООО "Оценка-Партнер" 04.09.2014 г., и подтвержденному заключением НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", рыночная стоимость спорного земельного участка в размере <данные изъяты>. определена по состоянию на 01.01.2007 г., т.е. на дату определения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории г. Комсомольска-на-Амуре.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку, как было указано выше датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, поставленного на учет в государственный кадастр недвижимости после проведения массовой оценки земель, является дата постановки его на учет в государственный кадастр недвижимости, то рыночная стоимость земельного участка в соответствии с положениями статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть определена по состоянию на 27.10.2009 года.
Из изложенного следует, что рыночная стоимость земельного участка определена на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ООО "Амурлифт" об установлении об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 года в размере <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 января 2015 года.

Судья
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)