Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Сафронов М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 19 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Центрального районного суда г. Омска от 05 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Ж. <...> к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Ж., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С. и представителя ООО "ГЮЦН "<...>" Г., судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 14.10.2013, ссылаясь на то, что он является собственником нежилого одноэтажного строения общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>.
В целях реализации права на приобретение участка, расположенного под указанным зданием в аренду либо приобретения его в собственность он обратился в ООО "Городской юридический центр недвижимости "<...>" для подготовки межевого плана по образованию земельного участка, на котором расположено строение.
Кадастровый инженер ООО ГЮЦН "<...>" <...> на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 15.08.2013 N N <...>, подготовил межевой план в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, местоположение которого: г. <...>.
Согласно межевому плану при разделе земельного участка с кадастровым номером N <...> был образован земельный участок N <...> площадью <...> кв. м, вид разрешенного использования: для размещения магазинов товаров первой необходимости, местоположение: <...>, земельный участок с кадастровым номером N <...> сохраняется в измененных границах. Граница образованного участка согласована в установленном порядке департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска.
30.09.2013 кадастровый инженер <...> направил заявление о кадастровом учете образованного участка, которому органом кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" был присвоен регистрационный номер N <...>.
14.10.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение N N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Считает данное решение незаконным.
Отказывая в осуществлении кадастрового учета, орган кадастрового учета исходил из того, что кадастровым инженером был нарушен порядок образования земельного участка, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, которым Министерство обороны Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению федеральными земельными участками, предоставленными в пользование Вооруженных сил РФ, и раздел земельного участка с кадастровым номером N <...> должен быть согласован с Министерством обороны РФ.
Однако, указанный земельный участок не относится к собственности РФ и не предоставлен Вооруженным Силам РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области необоснованно создало препятствия для реализации права на приватизацию земельного участка или на приобретение права аренды земельного участка
Просил признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" N N <...> от 14.10.2013, обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить препятствия к осуществлению его прав, путем постановки на кадастровый учет земельного участка N <...>, согласно заявления о кадастровом учете от 30.09.2013 N N <...>, направленного кадастровым инженером <...>.
В судебном заседании Ж. заявленные требования поддержал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С. в судебном заседании заявление не признал. Пояснил, что согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N <...>, из которого происходит образование земельного участка заявителя, занят военными объектами и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 находится в введении Министерства обороны Российской Федерации. Для устранения указанных причин отказа заявителю было рекомендовано представить в письменной форме согласие Министерства обороны РФ на формирование новых земельных участков.
В судебном заседании представитель ООО "ГЮЦН "<...>" Г. полагал заявление Ж. подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, поскольку государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права, а государственный кадастр недвижимости и ЕГРП не содержат сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером N <...>, предоставление согласия землевладельца, арендатора в данном случае являлось невозможным. Ссылки в решении суда на п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ являются необоснованными. При этом судом неправомерно не применен в данном случае п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями. Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 13.10.2008 N Д23-671 "Об условиях образования земельных участков", поскольку наличие согласия в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков является обязательным условием такого образования, проверка наличия такого согласия должна осуществляться органом кадастрового учета наряду с выявлением иных оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
Таким образом, в составе документов, представляемых в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков (межевом плане, а до утверждения соответствующего ведомственного нормативного правового акта - описании земельных участков), должны содержаться документы, свидетельствующие о наличии вышеназванного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков
В силу п. 13 ст. 27 указанного Федерального закона решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что Ж. является собственником нежилого строения, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> (л.д. <...>).
Указанное нежилое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером N <...>.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 27.06.2013, земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: <...>, площадью <...> кв. м, учтен в государственном кадастре недвижимости с 04.05.2007, расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения военных объектов, сведения о регистрации прав отсутствуют (л.д. <...>).
По заказу заявителя кадастровым инженером ООО ГЮЦН "<...>" <...> был подготовлен межевой план по образованию земельного участка (путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>), на котором расположено указанное строение.
Согласно межевому плану от 20.08.2013 при разделе земельного участка с кадастровым номером N <...> был образован земельный участок N <...>, площадью <...> кв. м, вид разрешенного использования - для размещения магазинов товаров первой необходимости, местоположение: <...>. Земельный участок с кадастровым номером N <...> сохраняется в измененных границах (л.д. <...>).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска N 3783-р от 15.08.2013 утверждена схема расположения образованного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. <...>).
30.09.2013 кадастровый инженер <...> обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана от 30.08.2013.
По результатам рассмотрения представленных документов специалистами органа кадастрового учета 14.10.2013 вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N N <...>. Указано, что согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером N <...>, из которого происходит образование земельного участка заявителя, занят военными объектами и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" находится в введении Министерства обороны РФ, поскольку данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению федеральными земельными участками, предоставленными в пользование Вооруженных Сил РФ.
Для устранения причин отказа в осуществлении кадастрового учета Ж. рекомендовано представить письменное согласие Министерства обороны РФ на формирование новых земельных участков (л.д. <...>).
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации наличие согласия в письменной форме землепользователя, земельного участка, предназначенного для размещения военных объектов (Министерства обороны РФ), на образование из него земельного участка путем раздела является обязательным, в связи с чем отказ органа кадастрового учета соответствует требованиям закона и не нарушает прав заявителя, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Ж. требований.
При этом, суд правомерно исходил из того, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о собственнике земельного участка не свидетельствует об отсутствии законных прав заинтересованных лиц на данные объекты недвижимости.
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное (абз. 2 п. 10 ст. 3).
Указанный Федеральный закон в абз. 3 п. 10 ст. 3 предусматривает возможность определения Правительством Российской Федерации порядка распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Пунктом 2 ст. 2 ЗК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
В настоящее время в соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" органом, уполномоченным от имени собственника - Российской Федерации принимать решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан или юридических лиц, приватизировавших объекты недвижимости, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 08.02.2007 N N <...> был утвержден проект территориального землеустройства по формированию и упорядочению земельных участков и их частей из состава земель населенных пунктов, согласно которому земли в <...> АО г. Омска предназначены для размещения военных объектов (л.д. <...>).
На основании указанного распоряжения от 08.02.2007, 04.05.2007 земельный участок с кадастровым номером N <...> поставлен на кадастровый учет с указанием вида разрешенного использования - для размещения военных объектов.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
На наличие указанных полномочий у Министерства обороны указывают также положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Таким образом, согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", постановлениям Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" уполномоченным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации распоряжение указанным земельным участком, является Министерство обороны Российской Федерации.
Доводы жалобы о необоснованном применении судом в данном случае положений п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании норм земельного законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 05 декабря 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-861/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу N 33-861/2014
Председательствующий: Сафронов М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 19 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Центрального районного суда г. Омска от 05 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Ж. <...> к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Ж., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С. и представителя ООО "ГЮЦН "<...>" Г., судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 14.10.2013, ссылаясь на то, что он является собственником нежилого одноэтажного строения общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>.
В целях реализации права на приобретение участка, расположенного под указанным зданием в аренду либо приобретения его в собственность он обратился в ООО "Городской юридический центр недвижимости "<...>" для подготовки межевого плана по образованию земельного участка, на котором расположено строение.
Кадастровый инженер ООО ГЮЦН "<...>" <...> на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 15.08.2013 N N <...>, подготовил межевой план в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, местоположение которого: г. <...>.
Согласно межевому плану при разделе земельного участка с кадастровым номером N <...> был образован земельный участок N <...> площадью <...> кв. м, вид разрешенного использования: для размещения магазинов товаров первой необходимости, местоположение: <...>, земельный участок с кадастровым номером N <...> сохраняется в измененных границах. Граница образованного участка согласована в установленном порядке департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска.
30.09.2013 кадастровый инженер <...> направил заявление о кадастровом учете образованного участка, которому органом кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" был присвоен регистрационный номер N <...>.
14.10.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение N N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Считает данное решение незаконным.
Отказывая в осуществлении кадастрового учета, орган кадастрового учета исходил из того, что кадастровым инженером был нарушен порядок образования земельного участка, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, которым Министерство обороны Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению федеральными земельными участками, предоставленными в пользование Вооруженных сил РФ, и раздел земельного участка с кадастровым номером N <...> должен быть согласован с Министерством обороны РФ.
Однако, указанный земельный участок не относится к собственности РФ и не предоставлен Вооруженным Силам РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области необоснованно создало препятствия для реализации права на приватизацию земельного участка или на приобретение права аренды земельного участка
Просил признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" N N <...> от 14.10.2013, обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить препятствия к осуществлению его прав, путем постановки на кадастровый учет земельного участка N <...>, согласно заявления о кадастровом учете от 30.09.2013 N N <...>, направленного кадастровым инженером <...>.
В судебном заседании Ж. заявленные требования поддержал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области С. в судебном заседании заявление не признал. Пояснил, что согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N <...>, из которого происходит образование земельного участка заявителя, занят военными объектами и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 находится в введении Министерства обороны Российской Федерации. Для устранения указанных причин отказа заявителю было рекомендовано представить в письменной форме согласие Министерства обороны РФ на формирование новых земельных участков.
В судебном заседании представитель ООО "ГЮЦН "<...>" Г. полагал заявление Ж. подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, поскольку государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права, а государственный кадастр недвижимости и ЕГРП не содержат сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером N <...>, предоставление согласия землевладельца, арендатора в данном случае являлось невозможным. Ссылки в решении суда на п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ являются необоснованными. При этом судом неправомерно не применен в данном случае п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями. Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 13.10.2008 N Д23-671 "Об условиях образования земельных участков", поскольку наличие согласия в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков является обязательным условием такого образования, проверка наличия такого согласия должна осуществляться органом кадастрового учета наряду с выявлением иных оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
Таким образом, в составе документов, представляемых в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков (межевом плане, а до утверждения соответствующего ведомственного нормативного правового акта - описании земельных участков), должны содержаться документы, свидетельствующие о наличии вышеназванного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков
В силу п. 13 ст. 27 указанного Федерального закона решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что Ж. является собственником нежилого строения, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> (л.д. <...>).
Указанное нежилое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером N <...>.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 27.06.2013, земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: <...>, площадью <...> кв. м, учтен в государственном кадастре недвижимости с 04.05.2007, расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения военных объектов, сведения о регистрации прав отсутствуют (л.д. <...>).
По заказу заявителя кадастровым инженером ООО ГЮЦН "<...>" <...> был подготовлен межевой план по образованию земельного участка (путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>), на котором расположено указанное строение.
Согласно межевому плану от 20.08.2013 при разделе земельного участка с кадастровым номером N <...> был образован земельный участок N <...>, площадью <...> кв. м, вид разрешенного использования - для размещения магазинов товаров первой необходимости, местоположение: <...>. Земельный участок с кадастровым номером N <...> сохраняется в измененных границах (л.д. <...>).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска N 3783-р от 15.08.2013 утверждена схема расположения образованного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. <...>).
30.09.2013 кадастровый инженер <...> обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана от 30.08.2013.
По результатам рассмотрения представленных документов специалистами органа кадастрового учета 14.10.2013 вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N N <...>. Указано, что согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером N <...>, из которого происходит образование земельного участка заявителя, занят военными объектами и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" находится в введении Министерства обороны РФ, поскольку данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению федеральными земельными участками, предоставленными в пользование Вооруженных Сил РФ.
Для устранения причин отказа в осуществлении кадастрового учета Ж. рекомендовано представить письменное согласие Министерства обороны РФ на формирование новых земельных участков (л.д. <...>).
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации наличие согласия в письменной форме землепользователя, земельного участка, предназначенного для размещения военных объектов (Министерства обороны РФ), на образование из него земельного участка путем раздела является обязательным, в связи с чем отказ органа кадастрового учета соответствует требованиям закона и не нарушает прав заявителя, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Ж. требований.
При этом, суд правомерно исходил из того, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о собственнике земельного участка не свидетельствует об отсутствии законных прав заинтересованных лиц на данные объекты недвижимости.
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное (абз. 2 п. 10 ст. 3).
Указанный Федеральный закон в абз. 3 п. 10 ст. 3 предусматривает возможность определения Правительством Российской Федерации порядка распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Пунктом 2 ст. 2 ЗК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
В настоящее время в соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" органом, уполномоченным от имени собственника - Российской Федерации принимать решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан или юридических лиц, приватизировавших объекты недвижимости, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 08.02.2007 N N <...> был утвержден проект территориального землеустройства по формированию и упорядочению земельных участков и их частей из состава земель населенных пунктов, согласно которому земли в <...> АО г. Омска предназначены для размещения военных объектов (л.д. <...>).
На основании указанного распоряжения от 08.02.2007, 04.05.2007 земельный участок с кадастровым номером N <...> поставлен на кадастровый учет с указанием вида разрешенного использования - для размещения военных объектов.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
На наличие указанных полномочий у Министерства обороны указывают также положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Таким образом, согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", постановлениям Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" уполномоченным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации распоряжение указанным земельным участком, является Министерство обороны Российской Федерации.
Доводы жалобы о необоснованном применении судом в данном случае положений п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании норм земельного законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 05 декабря 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)