Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Гладкова Олега Вениаминовича - Боброва Л.С., доверенность от 14.11.2012 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С.; доверенность от 29.04.2013 г. N 77,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2013 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года по делу N А55-13429/2013, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гладкова Олега Вениаминовича,
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гладков Олег Вениаминович г. Самара обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года и обязании.
Решением суда первой инстанции от 27 августа 2013 года требования удовлетворены (л.д. 49-51).
Арбитражный суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года, и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем рассмотрения заявления ИП Гладкова О.В. от 16.04.2012 года в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ИП Гладкову О.В. в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Отмечает, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления земельного участка.
С данным выводом суда первой инстанции министерство не согласно, так как вышеназванный договор является незаключенной сделкой, следовательно, использование земельного участка без правоустанавливающих документов на землю не может давать преимущества в дальнейшем приобретении права аренды земельного участка. К данным правоотношениям не может быть применен пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 07.10.2013 года.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Гладков Олег Вениаминович обратился в министерство имущественных отношений Самарской области 16.04.2012 года с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 8 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Красных коммунаров, дом 17, под временный передвижной тонар для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 7).
К заявлению предпринимателем были приложены: Договор аренды от 20.03.2000 года N 004880з, выписка из ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16.11.2011 года, выписка из ЕГРП, выписка из ЕГРИП, землеустроительное дело, Постановление Администрации Советского района г. Самары N 2052 от 06.12.1999 года.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка (л.д. 26).
Отказ мотивирован тем, что в утвержденной Постановлением главы городского округа Самара N 377 от 19.04.2013 года Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, размещение каких-либо объектов на испрашиваемом участке не предусмотрено.
Заявитель, не согласившись с принятым отказом, обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года.
27 августа 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд установил исходя из материалов дела, что указанный земельный участок ранее предоставлялся заявителю в соответствии с Постановлением Администрации Советского района г. Самары N 2052 от 06.12.1999 года в аренду под установку временного передвижного тонара для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 16-17).
Как следует из материалов дела между заявителем и Комитетом по управлению имуществом городского округа Самара был заключен Договор аренды от 20.03.2000 года, сроком с 21 сентября 1999 года по 05 июня 2000 года (л.д. 18-19).
Постановлением от 18.12.2000 года N 2419 были продлены арендные отношения (л.д. 22-25).
Согласно представленной информации ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16.11.2011 года, на испрашиваемом участке фактически расположен временный передвижной тонар (л.д. 12).
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 14.12.2005 года, имеет кадастровый номер 63:01:0925004:510.
В обоснование для отказа заявителю в предоставлении участка в аренду ответчик сослался на отсутствие в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара указания на размещение временного объекта на испрашиваемом участке.
Согласно статье 10 ФЗ N 381-ФЗ", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Как следует из материалов дела участок ранее предоставлялся заявителю под разрешенный вид использования - временный передвижной тонар, что свидетельствует о том, что заявитель в силу абзаца 6 пункта 3.1 Порядка имеет право на приобретение права аренды на вышеназванный земельный участок без торгов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара утверждена постановлением Администрации городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N 377.
Нестационарный объект заявителя в указанную Схему включен не был.
Таким образом, отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления участка.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьям 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Гладкова Олега Вениаминовича.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года по делу N А55-13429/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-13429/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. по делу N А55-13429/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Гладкова Олега Вениаминовича - Боброва Л.С., доверенность от 14.11.2012 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С.; доверенность от 29.04.2013 г. N 77,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2013 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года по делу N А55-13429/2013, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гладкова Олега Вениаминовича,
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гладков Олег Вениаминович г. Самара обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года и обязании.
Решением суда первой инстанции от 27 августа 2013 года требования удовлетворены (л.д. 49-51).
Арбитражный суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года, и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем рассмотрения заявления ИП Гладкова О.В. от 16.04.2012 года в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ИП Гладкову О.В. в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Отмечает, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления земельного участка.
С данным выводом суда первой инстанции министерство не согласно, так как вышеназванный договор является незаключенной сделкой, следовательно, использование земельного участка без правоустанавливающих документов на землю не может давать преимущества в дальнейшем приобретении права аренды земельного участка. К данным правоотношениям не может быть применен пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 07.10.2013 года.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Гладков Олег Вениаминович обратился в министерство имущественных отношений Самарской области 16.04.2012 года с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 8 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Красных коммунаров, дом 17, под временный передвижной тонар для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 7).
К заявлению предпринимателем были приложены: Договор аренды от 20.03.2000 года N 004880з, выписка из ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16.11.2011 года, выписка из ЕГРП, выписка из ЕГРИП, землеустроительное дело, Постановление Администрации Советского района г. Самары N 2052 от 06.12.1999 года.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка (л.д. 26).
Отказ мотивирован тем, что в утвержденной Постановлением главы городского округа Самара N 377 от 19.04.2013 года Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, размещение каких-либо объектов на испрашиваемом участке не предусмотрено.
Заявитель, не согласившись с принятым отказом, обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года.
27 августа 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд установил исходя из материалов дела, что указанный земельный участок ранее предоставлялся заявителю в соответствии с Постановлением Администрации Советского района г. Самары N 2052 от 06.12.1999 года в аренду под установку временного передвижного тонара для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 16-17).
Как следует из материалов дела между заявителем и Комитетом по управлению имуществом городского округа Самара был заключен Договор аренды от 20.03.2000 года, сроком с 21 сентября 1999 года по 05 июня 2000 года (л.д. 18-19).
Постановлением от 18.12.2000 года N 2419 были продлены арендные отношения (л.д. 22-25).
Согласно представленной информации ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16.11.2011 года, на испрашиваемом участке фактически расположен временный передвижной тонар (л.д. 12).
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 14.12.2005 года, имеет кадастровый номер 63:01:0925004:510.
В обоснование для отказа заявителю в предоставлении участка в аренду ответчик сослался на отсутствие в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара указания на размещение временного объекта на испрашиваемом участке.
Согласно статье 10 ФЗ N 381-ФЗ", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Как следует из материалов дела участок ранее предоставлялся заявителю под разрешенный вид использования - временный передвижной тонар, что свидетельствует о том, что заявитель в силу абзаца 6 пункта 3.1 Порядка имеет право на приобретение права аренды на вышеназванный земельный участок без торгов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара утверждена постановлением Администрации городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N 377.
Нестационарный объект заявителя в указанную Схему включен не был.
Таким образом, отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления участка.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьям 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Гладкова Олега Вениаминовича.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 года по делу N А55-13429/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)