Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2014 N 15АП-7924/2014 ПО ДЕЛУ N А32-37819/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. N 15АП-7924/2014

Дело N А32-37819/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- от Бондаренко Александр Александрович: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.03.2014 по делу N А32-37819/2013, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визит"
к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
третьи лица: Департамент имущественных отношений Краснодарского края; Бондаренко Александр Александрович
о признании незаконным действия (бездействия),

установил:

ООО "Визит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление) по отказу в утверждении схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский", и о понуждении управления утвердить схему расположения земельных участков на кадастровой карте в границах кадастрового квартала 23:18:0403000, адрес земельного участка: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский", площадью 2025 кв. м.
Решением суда от 19.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые действия управления по отказу в утверждении обществу схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом не установлены все обстоятельства, послужившие основанием для вынесения законного судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора купли-продажи от 18.11.2010 N 7 является собственником объектов недвижимости - дамбы с гидротехническим пропускным устройством, общей площадью 1130 кв. м, находящейся по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК КЛХ "Родина", участок N 51 и гидротехнического сооружения, площадью 1720 кв. м, находящемся по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский". Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.12.2010 и от 06.09.2013 соответственно.
Как следует из пункта 1.4 договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.11.2010 N 7 указанное выше недвижимое имущество расположено на земельном участке площадью 2350000 кв. м с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, СПК КЛХ "Родина", участок N 51, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер земельного участка 23:18:0403000:26, правообладатель - субъект РФ - Краснодарский край.
В пункте 1.5 договора указано, что земельный участок, на котором расположено передаваемое в собственность обществу недвижимое имущество, обременен договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 09.10.2009 N 8846000209 (зарегистрирован 20.11.2009).
26 июля 2013 года между КФХ Бондаренко А.А. (арендатор), управлением (арендодатель) и обществом (субарендатор) заключен договор субаренды земельного участка, в соответствии с которым обществу в субаренду передана часть земельного участка площадью 123311 кв. м из общей площади земельного участка 2350000 кв. м, кадастровый номер 23:18:0403000:26, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК КЛХ "Родина", участок N 51 сроком до 26.06.2014.
Постановлением администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района от 04.07.2013 N 133 нежилому сооружению - дамбе с гидротехническим пропускным устройством, общей площадью 1720 кв. м присвоен адрес: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский".
В ходе проведения кадастровых работ с целью образования земельного участка под объектом недвижимости - дамба с гидротехническим пропускным устройством, общей площадью 1720 кв. м установлено, что земельный участок площадью 2025 кв. м, необходимый для его эксплуатации, образуется из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
В целях дальнейшего оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации направило в управление заявление об утверждении схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Родина", дамба пруда "Коммунарский".
В письме от 19.09.2013 N 2501/01-14 управление отказало обществу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2025 кв. м. Отказ мотивирован отсутствием согласия собственника земельного участка (субъект РФ) и его арендатора (КФХ Бондаренко А.А.) на образование испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения соответствующего требования необходимо одновременное установление несоответствия обжалуемого решения нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (часть 1).
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (часть 2).
Учитывая, что общество не являлось собственником земельного участка, а сам земельный участок относится к не разграниченным землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, последнее обратилось в орган муниципального управления в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Объект недвижимости - дамба с гидротехническим пропускным устройством, общей площадью 1720 кв. м расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0403000:26, который, по мнению общества, превышает площадь необходимого для эксплуатации недвижимости земельного участка, в связи с чем заявитель просил утвердить схему расположения земельного участка площадью 2025 кв. м, образуемого в результате раздела данного земельного участка и находящегося под принадлежащим обществу объектом недвижимости.
Доказательства превышения испрашиваемой площади земельного участка в деле отсутствуют, управлением соответствующие доводы не приводились.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 7).
Для проведения государственного кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы расположения земельного участка (статьи 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Порядок рассмотрения органом местного самоуправления вопросов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (при отсутствии государственного кадастрового учета испрашиваемого заявителем участка) нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами не урегулирован. Не содержит таких положений и Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ N 475).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Постановлением администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 17.05.2012 N 1283 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории (далее - Регламент).
Предметом регулирования Регламента является определение сроков и последовательности действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги по выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 1.1).
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин; выдача заключения о приостановлении согласования и утверждения схемы и необходимости предоставления недостающих документов.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых при утверждении схем расположения земельных участков закреплен в пункте 2.6. Регламента.
Пунктом 2.8.1 Регламента к числу оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги отнесено отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.6 Регламента и отсутствие права и соответствующих полномочий у заявителя на получение муниципальной услуги.
В данном случае при обращении с заявлением общество представило уполномоченному органу все документы, необходимые для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанным выше Регламентом не предусмотрено предоставление заявителем документов о согласовании раздела земельного участка с его собственником и арендаторами.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Более того, утверждение схемы расположения земельного участка является одной из процедур, предоставления (приобретения) земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ, не влекущей правовых последствий для участников земельных правоотношений.
Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровой плане (карте) территории является необходимым условием для выполнения кадастровых работ, целью которых является определение местоположения границ земельного участка и подготовка межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
При утверждении схемы расположения земельного участка не определяются местоположение границ земельного участка, а подтверждается только факт нахождения объекта недвижимости (здания) на соответствующем земельном участке, имеющем определенные идентифицирующие признаки, указываются сведения о правах на ранее учтенные земельные участки и об обременениях.
По смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащим на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Закрепленный в пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительный характер права на приобретение в собственность (в аренду) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением. Соответствующее разъяснение содержится в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Следовательно, необоснованный отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории препятствует заявителю (собственнику недвижимости) в реализации исключительного права на приобретение прав в отношении земельного участка, необходимого для использования принадлежащего обществу имущества.
Требование управления о предоставлении согласия собственника и арендатора земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю здание, для выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории не соответствует положениям статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 30.11.2011 по делу N А53-12737/2010, ФАС Московского округа от 19.07.2012 по делу N А40-105057/11-79-916.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые действия управления по отказу в утверждении обществу схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка площадью 2025 кв. м являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела, пришел к выводу, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 по делу N А32-37819/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)