Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.08.2015 N 49-АПГ15-21

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно выше его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. N 49-АПГ15-21


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Хайретдинова А.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителя - Кадырбаева Г.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Хайретдинов А.Ю. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения рынка стройматериалов, расположенного по адресу: Республика <...>, <...> район, г. <...>, ул. <...>, <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 октября 2014 г. - <...> руб.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, федеральное государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
На основании договора аренды от 11 октября 2014 г., заключенного с Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (арендодателем), заявитель арендует земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения рынка стройматериалов, расположенный по адресу: Республика <...>, <...> район, г. <...>, ул. <...>, <...>. Согласно договору аренды арендная плата за земельный участок рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 14 января 2014 г., при этом для него не установлены категория земель и вид разрешенного использования.
Впоследствии для земельного участка определена его категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения рынка стройматериалов, в связи с чем рассчитана кадастровая стоимость земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости пятой группы видов разрешенного использования земель "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 г. N 497 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан". Кадастровая стоимость участка составила <...> руб., о чем 22 октября 2014 г. внесены сведения в государственный кадастр недвижимости.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем представлен отчет об оценке от 19 декабря 2014 г. N 14-139-Н, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Аудит-безопасность", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 января 2014 г. составляет <...> руб.
По ходатайству заявителя судом первой инстанции назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 22 октября 2014 г.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Бюро независимых экспертиз и оценки" от 13 апреля 2015 г. N 0147/2015 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 22 октября 2014 г. составляет <...> руб.
Суд первой инстанции признал заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, и удовлетворил заявление Хайретдинова А.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных указанной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с указанной статьей.
В рассматриваемом случае сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 22 октября 2014 г., в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определялась на указанную дату.
Экспертное заключение соответствует положениям статей 85 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно заключению эксперта при расчете рыночной стоимости земельного участка использовался метод сравнения продаж, отказ от применения иных методов подробно обоснован.
Для сравнения эксперт выбрал пять объектов-аналогов, характеристики которых представлены в таблице сравнения вариантов.
Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик и произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, составил таблицу корректировок и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Корректировки произведены по условиям торга, по месторасположению, на масштаб. Корректировки на качество благоустройства территории, на созданную инфраструктуру населенного пункта, на наличие права собственности на участок не применялись в связи с полной сопоставимостью объекта оценки и объектов-аналогов по данным критериям.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что указанная в заключении эксперта итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной, а довод Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан о том, что объекты-аналоги не сопоставимы с объектом оценки, материалами дела не подтверждается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)