Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2015 N 08АП-6670/2015 ПО ДЕЛУ N А46-2538/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. N 08АП-6670/2015

Дело N А46-2538/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6670/2015) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.05.2015 по делу N А46-2538/2015 (судья Яркова С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (ОГРН 1115543025091, ИНН 5504226800)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.01.2015 N Исх.-ДИО/88
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: Глазкова Екатерина Витальевна (удостоверение, по доверенности N 19990 от 02.12.2014 сроком действия один год).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Перспектива") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 13.01.2015 N Исх-ДИО/88 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 1-я Поселковая, 70, для размещения спортивной площадки; обязании Департамента утвердить и выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 264 кв. м, с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории, информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности параметров застройки территории, границ смежных земельных участков, по адресу: г. Омск, ул. 1-я Поселковая, д. 70, для размещения спортивной площадки.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.05.2015 по делу N А46-2538/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. ООО "УК "Перспектива" из федерального бюджета возвращено 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 02.03.2015.
Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости (менее 10 м) к индивидуальному жилому дому N 70 по ул. 1-я Поселковая, а также в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Перспектива" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка достаточно поступления в адрес уполномоченного органа местного самоуправления заявления о предоставлении участка, содержание которого соответствует требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в то время как от наличия или отсутствия оснований для предоставления участка в аренду или в собственность соответствующему лицу возможность утверждения указанной выше схемы в зависимость не ставится.
Таким образом, по мнению подателя жалобы наличие предусмотренных законом препятствий для предоставления земельного участка в аренду конкретному заинтересованному лицу не является основанием для отказа в составлении и выдаче уполномоченным органом схемы расположения такого участка, поскольку вопрос о наличии соответствующих препятствий разрешается уполномоченным органом на последующих этапах рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.
При этом, заявитель обращает внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка до утверждения и выдачи схемы, осуществления государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "УК "Перспектива", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Департамента в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
16.12.2014 ООО "УК "Перспектива" обратилось в Департамент с заявлением (вход. N 12108) о предоставлении ему на праве собственности земельного участка по адресу: г. Омск, ул. 1-я Поселковая, д. 7 в Советском административном округе, ориентировочной площадью 264 кв. м для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения спортивной площадки.
Письмом от 13.01.2015 N Исх-ДИО/88 Департамент уведомил заявителя об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что участок располагается в непосредственной близости к существующему индивидуальному жилому дому N 70 по ул. 1-я Поселковая (менее 10 м) и к его придомовой территории. В письме также указано, что в границах испрашиваемого земельного участка располагается существующая воздушная линия высокого напряжения, а сам участок находится в охранной зоне существующих инженерных коммуникаций: водопровод, воздушная линия высокого напряжения.
Полагая, что отказ Департамента не соответствует требованиям закона и нарушает права ООО "УК "Перспектива" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
15.05.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ (действовавшей в спорный период) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
ООО "УК "Перспектива" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения спортивной площадки.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Соответствующим органом местного самоуправления является Департамент, который действует в рамках положения "О Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного решением Омского городского Совета N 452 от 26.10.2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Согласно статьям 2, 3 названного решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:
1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством" определена процедура рассмотрения обращений заинтересованных лиц о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 9 данного постановления для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Омска.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются правовым актом администрации соответствующего административного округа города Омска.
Таким правовым актом в городе Омске является постановление Администрации города Омска от 03.02.2011 N 16-и "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством".
В соответствии с указанным постановлением Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Принятое Комиссией решение оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается каждым членом Комиссии и утверждается председательствующим на заседании Комиссии. Протокол заседания Комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
По результатам рассмотрения Комиссией вопроса о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка было принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с несоответствием размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования по Омской области, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п и наличием на земельном участке инженерных коммуникаций.
Как было выше сказано, при рассмотрении заявления Общества было установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости к индивидуальному жилому дому N 70 по ул. 1-я Поселковая. Такое расстояние составляет менее 10 м при установленном допустимом расстоянии от 10 м до 40 м, а также земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 14.11.2008 N 13464-р "Об утверждении основных требований к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории изготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости и состоит из текстовой и графической частей. К текстовой части схемы прилагаются, в том числе, выписка из протокола заседания комиссии по согласованию мест размещения объектов, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска на землях, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, публикация сведений о земельном участке в официальном печатном издании.
Также исходя из содержания пункта 4 статьи 34 ЗК РФ, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
Таким образом, нормы статьи 34 ЗК РФ не содержат обязательности утверждения и выдачи соответствующих схем при отказе в предоставлении земельных участков в таких случаях. Заявителем мотивы необходимости оформления схемы при том, что ему фактически отказано в предоставлении земельного участка, не приведены.
Из изложенного следует вывод о том, что Департамент не имел законных оснований утвердить и выдать схему расположения земельного участка в отсутствие положительного решения Комиссии о предоставлении данного земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не установлено.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба ООО "УК "Перспектива" удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.05.2015 по делу N А46-2538/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)