Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N 3-24/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N 3-24/2014


Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИТ" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года N 77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "СИТ" (далее по тексту - ООО "СИТ", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 25 февраля 2013 года N 77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР N 77, оспариваемое постановление).
Требования мотивированы тем, что с 29 декабря 2009 года заявитель является арендатором земельного участка с адресным ориентиром примерно в 75 м по направлению на восток от жилого дома <адрес> в г. Ижевске, предоставленного для размещения временной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, за что с 01 января 2010 года, в соответствии с условиями договора аренды, уплачивает арендную плату. В марте 2014 года Администрация г. Ижевска обратилась в Арбитражный суд УР с иском к заявителю о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, образовавшейся в связи с принятием оспариваемого постановления. Данным постановлением, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года, определены новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам, что повлекло увеличение кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем, более чем в 2, 5 раза. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденных постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР N 275), что нарушает его права. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР N 77 недействующим с момента принятия в части подпункта "в" пункта 2 об изменении в пункте 2222 раздела "Город Ижевск" приложения N 2 к постановлению Правительства УР N 275, цифры "695,19" на цифру "1838, 36" (л.д. 4 - 7).
Представитель ООО "СИТ" Б.М.Ю. (доверенность N 18 АА 0255685 от 11 октября 2012 года сроком на три года - л.д. 8) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что изначально общество арендовало земельный участок с кадастровым номером 18:26:050700:51. В 2013 году, при очередном продлении срока договора аренды Арендодатель сообщил заявителю об аннулировании земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51, предложив вновь поставить вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет. В связи с чем, арендуемый ООО "СИТ" с 2009 года земельный участок был зарегистрирован под новым кадастровым номером 18:26:050700:3106.
Представитель Правительства УР, чье решение обжалуется - ведущий специалист-эксперт юридического отдела Министерства имущественных отношений УР Ч.О.Ю. (доверенность N 7-195/22 от 17 сентября 2013 года сроком по 17 сентября 2014 года - л.д. 57), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом ссылался на то, что постановление Правительства УР N 77 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия оспариваемого постановления явилось наличие в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР N 275, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия, что не требует составления специальных протокола и решения о ее устранении. Представитель Правительства УР полагает, что постановлением Правительства УР N 77 не нарушаются права заявителя, т.к. на момент его принятия арендуемый земельный участок не был зарегистрирован в установленном порядке (л.д. 61, 62).
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) - главный специалист-эксперт Ш.С.А. (доверенность N 38 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 58), в судебном заседании требования заявителя полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР N 77 принято соответствующим органом, в пределах компетенции, в установленном законом порядке из-за необходимости исправления кадастровой ошибки, заключающейся в неправильном применении модели, по которой исполнителем осуществлен первоначальный расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. В связи с чем, стоимость земельных участков на окраине получилась выше, чем стоимость земельных участков, расположенных в центре города. При этом решения о необходимости исправления кадастровой ошибки не было. Ссылалась на то, что на момент принятия постановления Правительства УР N 77 заявитель не зарегистрировал арендованный им земельный участок, а потому его права и законные интересы оспариваемым постановлением не нарушаются (л.д. 65, 66).
Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Город Ижевск" - ведущий специалист-эксперт юридического отдела Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска Ю.Н.А. (доверенность N 324/01-42ДО от 10 февраля 2014 года сроком на один год - л.д. 87) в судебном заседании требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что заявитель имеет задолженность по арендной плате за арендуемый им с 2009 года земельный участок, которая образовалась в связи с принятием постановления Правительства УР N 77; уточнила, что за весь период аренды у данного земельного участка изменился только кадастровый номер, а все другие характеристики остались прежними.
Неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (л.д. 54), согласно ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление ООО "СИТ" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Кадастровая оценка земель в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ было закреплено право Правительства РФ устанавливать Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель (данная редакция действовала до 25 июля 2010 года), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила N 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР N 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года). Данное определение суда вступило в законную силу.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР N 77, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Постановление Правительства УР N 77 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР N 77 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года N 44 (I).
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства УР N 77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение N 2 к постановлению Правительства УР N 275), используемые при исчислении арендных платежей.
В частности, в подколонке 3, соответствующей виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", в пункте 2222 раздела "Город Ижевск" приложения N 2 к постановлению Правительства УР N 275 по кадастровому кварталу номер 18:26:050700 удельный показатель кадастровой стоимости изменен с "695, 19" на "1838, 36" (л.д. 40 - 45).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, в соответствии с постановлением Администрации г. Ижевска от 11 августа 2008 года N 602/1 и договором аренды земельного участка N 4629 от 19 августа 2008 года (далее по тексту - Договор аренды), Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (Арендодатель) предоставила гр. С.Д.В. (Арендатор) земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 18:26:050700:51, общей площадью 3378 кв. м, находящийся примерно в 75 м по направлению на восток от адресного ориентира г. Ижевск, <адрес>, сформированный в установленном порядке, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17 июля 2008 года N 26108 - 3308. Земельный участок предоставлен Арендатору для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей сроком на 11 месяцев, а именно до 11 июля 2009 года, в границах, закрепленных в натуре и обозначенных на прилагаемой к Договору аренды карте (плане) земельного участка поворотными точками, являющейся неотъемлемой частью Договора.
Согласно условиям Договора аренды, если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п.п. 1.5, 2.1, 6.3 Договора аренды) (л.д. 23, 25 - 33, 79, 80).
29 декабря 2009 года по согласованию с Арендодателем заключен договор о передаче прав и обязанностей Арендатора по договору аренды N 4629 от 19 августа 2008 года от С.Д.В. к ООО "СИТ". Согласно пункту 2 данного договора обязанность по уплате арендных платежей по Договору аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51 возникла у ООО "СИТ" с 01 января 2010 года (л.д. 34, 35).
Соглашением N 4629/2 от 27 декабря 2010 года о продлении и внесении изменений в Договор аренды земли N 4629 от 19 августа 2008 года заключенным между Арендодателем и ООО "СИТ", срок по Договору аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51 продлен до 09 октября 2011 года (л.д. 36).
Аналогичным соглашением N 4629/3 от 01 декабря 2011 года, срок по Договору аренды N 4629 от 19 августа 2008 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51 продлен до 01 мая 2012 года (л.д. 37).
Соглашением N 4629/4 от 09 августа 2013 года срок по Договору аренды N 4629 от 19 августа 2008 года продлен до 22 января 2014 года. При этом в пункты 1.1 и 1.5 Договора аренды внесены следующие изменения: Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях договора аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 18:26:050700:3106, общей площадью 3378 кв. м, с адресом г. Ижевск, в 75 м по направлению на восток от жилого дома <адрес> в Первомайском районе. Арендуемый земельный участок предоставлен Арендатору для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, не являющейся объектом недвижимости (л.д. 38, 39).
Довод представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР о том, что постановление Правительства УР N 77 не нарушает и не затрагивает права общества, поскольку на момент его принятия заявитель не являлся Арендатором как земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51, который в 2010 году был аннулирован, так и земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:3106, который на тот момент еще не был создан, не может быть принят и отклоняется судом, в связи со следующим.
Согласно нормам гражданского законодательства, а именно ст. 606, п. 1 ст. 607, п. п. 1, 2 ст. 609, п. п. 1, 2 ст. 610, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ), договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации. При этом данный договор считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях, в случае если арендатор продолжает пользоваться указанным земельным участком после истечения его срока при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, право заявителя на земельный участок с кадастровым номером 18:26:050700:51 возникло на основании договора от 29 декабря 2009 года о передаче прав и обязанностей Арендатора по Договору аренды N 4629 от 19 августа 2008 года, не оспоренного и не отмененного в судебном или ином порядке, а значит имеющего юридическую силу, в том числе на момент принятия оспариваемого постановления Правительства УР N 77.
Письмом от 17 июня 2013 года начальник Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска УР (Арендодатель) проинформировала ООО "СИТ" о принятии решения комиссии о продлении срока Договора аренды N 4629 от 19 августа 2008 года до 22 января 2014 года, а также об аннулировании арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером 18:26:050700:51, и о необходимости вновь поставить вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет, после чего будет подготовлено дополнительное соглашение о продлении Договора аренды N 4629 от 19 августа 2008 года (л.д. 81).
Суд констатирует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
На основании заявления общества арендуемый им земельный участок 26 июля 2013 года был зарегистрирован в прежних границах в той же площади и по тому же адресу с присвоением нового кадастрового номера 18:26:050700:3106 (л.д. 82).









































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)