Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Нигаметзянова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.
судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 15 декабря 2014 г. дело по апелляционным жалобам А., Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2014 г., которым постановлено:
исковые требования А. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - удовлетворить частично.
Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 03 июля 2014 года за N И-21-01-09-11387 в части предоставления А. земельного участка признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить А. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части исковых требований А. отказать.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя А. - Ш., проверив дело, судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации г. Перми от 03.07.2014 г. в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, возложении на департамент обязанности предоставить участок площадью 1246 кв. м по ул. <...> в аренду под ИЖС сроком на 10 лет. Мотивировал требования тем, что является инвалидом <...> группы и в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 02.06.2014 г. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка, в чем было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральным законом не урегулирован; участки под ИЖС предоставляются исключительно на торгах; из представленных документов невозможно определить нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий; указанный участок сформирован для выставления на торги.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Не представлено доказательств постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявителю не может быть предоставлен несформированный земельный участок, а обязанность органа местного самоуправления по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет законом не предусмотрена.
В апелляционной жалобе А. просит решение суда изменить и удовлетворить требования в полном объеме, полагая, что имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка. Данный участок сформирован, свободен от прав третьих лиц.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, А., являясь инвалидом <...> группы по общему заболеванию, 02.06.14. обращался в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для ИЖС с кадастровым номером <...>, площадью 1246 кв. м по ул. <...> в г. Перми.
03.07.14. департаментом земельных отношений администрации г. Перми отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что федеральным законодательством порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; участки под ИЖС предоставляются исключительно на торгах; из представленных документов невозможно определить нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий; испрашиваемый участок сформирован для выставления на торги.
Признавая отказ департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка незаконным, суд правильно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления участков инвалидам не может служить основанием для отказа в реализации права заявителя на первоочередное получение земельного участка.
Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства является мерой, направленной на улучшение жилищных условий указанных граждан.
При рассмотрении дела суд судом исследовался вопрос о нуждаемости А. в улучшении жилищных условий. Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. А. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <...>, общей площадью 43, 5 кв. м. В данной квартире состоят на регистрационном учете, кроме истца, пять членов его семьи. Исходя из общей площади указанного (43, 5 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в указанной квартире (6 чел.), на одного человека приходится 7,25 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы.
Доводы департамента о том, что заявитель не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влекут отмену решения суда. Данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а в настоящем случае вопрос связан с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Не могут быть приняты во внимание доводы о том, имело ли место ухудшение жилищных условий за последние 5 лет. Сведений об этом суду не представлено, доводы жалобы в этой части носят предположительный характер.
Доводы жалобы о том, что земельный участок не конкретизирован, не сформирован, в связи с чем не может являться объектом недвижимого имущества и предметом договора аренды, не являются основанием для отмены решения. Положения ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривают право заявителя требовать предоставления под ИЖС конкретного земельного участка по выбору заявителя. Вместе с тем данное обстоятельство, а также отсутствие сформированных для предоставления указанной категории граждан земельных участков не означает возможности отказа уполномоченным органом в предоставлении участка инвалиду по данным основаниям. Осуществляя полномочия по предоставлению земельных участков, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления не лишен возможности самостоятельно определить, с учетом зонирования территорий, местоположение предполагаемого к предоставлению такому гражданину земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Доводы А. не являются основанием к изменению решения суда и возложении обязанности на Департамент земельных отношений предоставить испрашиваемый земельный участок. Как правильно отметил суд, ни нормами ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрено право истца, являющегося инвалидом, требовать предоставления ему конкретного земельного участка. Как было указано выше, распоряжение земельными участками находится в компетенции органов местного самоуправления. Положения ст. 30.1 ЗК РФ, на которые ссылается в жалобе А., не подлежат применению в данном случае и не означают право истца на предоставление произвольно выбранного земельного участка. Указанная норма регламентирует общий порядок предоставления участков под ИЖС, предполагающий необходимость проведения торгов в случае поступления нескольких заявок.
Ссылка А. на то, что суд предоставил ответчику по своему усмотрению определить вид права на земельный участок, не может быть принята во внимание. Как следует из мотивировочной части решения, суд проверял правомерность отказа в предоставлении земельного участка в аренду, требований о предоставлении участка в собственность не заявлялось и не рассматривалось.
Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы А., Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11746
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N 33-11746
Судья Нигаметзянова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.
судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 15 декабря 2014 г. дело по апелляционным жалобам А., Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2014 г., которым постановлено:
исковые требования А. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - удовлетворить частично.
Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 03 июля 2014 года за N И-21-01-09-11387 в части предоставления А. земельного участка признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить А. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части исковых требований А. отказать.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя А. - Ш., проверив дело, судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации г. Перми от 03.07.2014 г. в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, возложении на департамент обязанности предоставить участок площадью 1246 кв. м по ул. <...> в аренду под ИЖС сроком на 10 лет. Мотивировал требования тем, что является инвалидом <...> группы и в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 02.06.2014 г. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка, в чем было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральным законом не урегулирован; участки под ИЖС предоставляются исключительно на торгах; из представленных документов невозможно определить нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий; указанный участок сформирован для выставления на торги.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Не представлено доказательств постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявителю не может быть предоставлен несформированный земельный участок, а обязанность органа местного самоуправления по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет законом не предусмотрена.
В апелляционной жалобе А. просит решение суда изменить и удовлетворить требования в полном объеме, полагая, что имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка. Данный участок сформирован, свободен от прав третьих лиц.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, А., являясь инвалидом <...> группы по общему заболеванию, 02.06.14. обращался в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для ИЖС с кадастровым номером <...>, площадью 1246 кв. м по ул. <...> в г. Перми.
03.07.14. департаментом земельных отношений администрации г. Перми отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что федеральным законодательством порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; участки под ИЖС предоставляются исключительно на торгах; из представленных документов невозможно определить нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий; испрашиваемый участок сформирован для выставления на торги.
Признавая отказ департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка незаконным, суд правильно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления участков инвалидам не может служить основанием для отказа в реализации права заявителя на первоочередное получение земельного участка.
Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства является мерой, направленной на улучшение жилищных условий указанных граждан.
При рассмотрении дела суд судом исследовался вопрос о нуждаемости А. в улучшении жилищных условий. Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. А. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <...>, общей площадью 43, 5 кв. м. В данной квартире состоят на регистрационном учете, кроме истца, пять членов его семьи. Исходя из общей площади указанного (43, 5 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в указанной квартире (6 чел.), на одного человека приходится 7,25 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы.
Доводы департамента о том, что заявитель не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влекут отмену решения суда. Данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а в настоящем случае вопрос связан с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Не могут быть приняты во внимание доводы о том, имело ли место ухудшение жилищных условий за последние 5 лет. Сведений об этом суду не представлено, доводы жалобы в этой части носят предположительный характер.
Доводы жалобы о том, что земельный участок не конкретизирован, не сформирован, в связи с чем не может являться объектом недвижимого имущества и предметом договора аренды, не являются основанием для отмены решения. Положения ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривают право заявителя требовать предоставления под ИЖС конкретного земельного участка по выбору заявителя. Вместе с тем данное обстоятельство, а также отсутствие сформированных для предоставления указанной категории граждан земельных участков не означает возможности отказа уполномоченным органом в предоставлении участка инвалиду по данным основаниям. Осуществляя полномочия по предоставлению земельных участков, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления не лишен возможности самостоятельно определить, с учетом зонирования территорий, местоположение предполагаемого к предоставлению такому гражданину земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Доводы А. не являются основанием к изменению решения суда и возложении обязанности на Департамент земельных отношений предоставить испрашиваемый земельный участок. Как правильно отметил суд, ни нормами ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрено право истца, являющегося инвалидом, требовать предоставления ему конкретного земельного участка. Как было указано выше, распоряжение земельными участками находится в компетенции органов местного самоуправления. Положения ст. 30.1 ЗК РФ, на которые ссылается в жалобе А., не подлежат применению в данном случае и не означают право истца на предоставление произвольно выбранного земельного участка. Указанная норма регламентирует общий порядок предоставления участков под ИЖС, предполагающий необходимость проведения торгов в случае поступления нескольких заявок.
Ссылка А. на то, что суд предоставил ответчику по своему усмотрению определить вид права на земельный участок, не может быть принята во внимание. Как следует из мотивировочной части решения, суд проверял правомерность отказа в предоставлении земельного участка в аренду, требований о предоставлении участка в собственность не заявлялось и не рассматривалось.
Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы А., Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)