Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2015 ПО ДЕЛУ N А64-7753/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N А64-7753/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2015 по делу N А64-7753/2014 (судья Малина Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис" (ОГРН 1026801364512) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области о признании незаконными решений,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовстройсервис" (далее - ООО "Тамбовстройсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала (далее также - Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконными и отмене решений об исправлении технической ошибки N 6800/401/2014-108462 от 17.09.2014 и N 6800/401/2014-10843 от 17.09.2014 (с учетом уточнений от 02.02.2015 - т. 2 л.д. 57).
Решением арбитражного суда от 17.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что решение Учреждения принималось без уведомления (участия) Общества; протоколы выявления технической ошибки N N 1658 и 1659 от 17.09.2014 и акты определения кадастровой стоимости земельных участков от 17.09.2014 Обществом представлены не были.
Указывает на то, что исправление ошибки, расцененной государственным органом в качестве технической, в рассматриваемом случае повлекло за собой увеличение кадастровой стоимости спорного земельного участка, и, соответственно, увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу, следовательно, такое исправление, по мнению заявителя апелляционной жалобы, существенным образом нарушает права и законные интересы правообладателя земельного участка и может причинить ему вред.
Считает, что исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или, либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
Указывает на то, что факт вступления соответствующих нормативных положений в силу уже после введения в действие кадастровой оценки не свидетельствует об отсутствии обязанности по пересчету кадастровой стоимости земельного участка по утвержденным в надлежащем порядке результатам новой кадастровой оценки, иное создает ситуацию, при которой одни участники хозяйственного оборота в силу обстоятельств от них независящих, получают необоснованное преимущество над другими участниками оборота, что не согласуется с принципом равенства участников гражданских правоотношений.
Считает, что поскольку земельный участок входит в кадастровый квартал, в отношении которого установлен новый удельный показатель кадастровой стоимости, оснований для неприменения этого показателя, в настоящем случае, не имелось.
Полагает, что действия Учреждения, направленные на исправление технической ошибки в кадастровых сведениях, не соответствует принципу непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости.
ФГБУ "ФКП Росреестра" не согласно с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Тамбовстройсервис" на праве собственности принадлежат два земельных участка: с кадастровым номером 68:29:0303001:891, площадью 1581 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных, административных зданий,. строений, сооружений промышленности, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Бастионная, 29 и земельный участок с кадастровым номером 68:29:0303001:894, площадью 1410 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных, административных зданий.
На кадастровый учет указанные выше земельные участки поставлены 15.07.2013, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 17.09.14 N 6800/21/2014-207741, от 17.09.14 N 6800/21/2014-207780.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Кадастровая стоимость земельного участка 68:29:0303001:891 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области определена в размере 6346118,19 руб. с применением удельного показателя 4013 руб. 99 руб. за 1 кв. м (1581 кв. м x 4013,99 руб.).
Кадастровая стоимость земельного участка 68:29:0303001:894 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области определена в размере 5659725,90 руб. с применением удельного показателя 4013 руб. 99 руб. за 1 кв. м (1410 кв. м x 4013,99 руб.).
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013.
Поскольку земельные участки с кадастровым номером 68:29:0303001:891 и 68:29:0303001:894 поставлены на государственный кадастровый учет 15.07.2013, сведения о них не были включены в перечень объектов для массовой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области, соответственно и в оценку, утвержденную указанным выше постановлением N 1276, данные объекты не вошли.
Согласно протоколам от 17.09.2014 N 6800/706-2014-1658 и N 6800/706-2014-1659 ФГБУ "ФКП Росреестра" установлена техническая ошибка в определении кадастровой стоимости земельных участков, стоимость которых ошибочно была оценена по постановлению администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311.
ФГБУ ФКП Росреестра" решением об исправлении технической ошибки от 17.09.2014 N 6800/401/2014-108432 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0303001:891 в размере 7235968,23 руб. с применением удельного показателя 4 576,83 руб. за 1 кв. м по состоянию на 01.01.14.
На основании решения об исправлении технической ошибки от 17.09.2014 N 6800/401/2014-108462 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0303001:894 в размере 6453330,3 руб. с применением удельного показателя 4 576,83 руб. за 1 кв. м по состоянию на 01.01.14.
Ссылаясь на то, что данное решение противоречит закону, нарушает его права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным требованием.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе, об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, кадастровой стоимости объекта недвижимости, - вносятся в государственный кадастр недвижимости, и в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 4 названного закона ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.
Названный принцип предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
Взаимосвязанные положения статей 7, 22, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что данные о кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре устанавливаются в соответствии с данными об утверждении результатов кадастровой оценки.
Принимая решение, суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, пунктами 10, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктами 1.2. 2.1.3 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о 12.08.2006 N 222, постановлениями администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, от 30.11.2007 N 1311.
При проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрена не оценка конкретных земельных участков, а определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в ГКН, кадастровой стоимости, утвержденной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подпадает под понятие "технической ошибки", содержащейся в вышеназванной норме, и подлежит устранению в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В силу статьи 28 указанного закона ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
В пункте 18 указанного выше Порядка предусмотрено, что выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Внесение исправлений технического характера также связано с необходимостью формирования достоверных данных со статусом "архивные".
ФГБУ ФКП Росреестра" по Тамбовской области решениями об исправлении технической ошибки от 17.09.2014 N N 6800/401/2014-108432, 6800/401/2014-108462 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0303001:891 в размере 7235968,23 руб. с применением удельного показателя 4 576,83 руб. за 1 кв. м по состоянию на 01.01.14; в части сведений об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0303001:894 в размере 6453330,3 руб. с применением удельного показателя 4 576,83 руб. за 1 кв. м по состоянию на 01.01.14, тем самым приведя сведения о земельном участке в соответствии с данными, утвержденными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом названных обстоятельств, решение об исправлении технической ошибки позволит учитывать в качестве архивных достоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков, применяемые до утверждения новой кадастровой стоимости, а в данном случае - до установления в рамках судебного разбирательства рыночной стоимости, равной - 1 897 200 руб. и 1 707 510 руб.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка влияет на определение налоговой базы земельного налога (статьи 390, 391 Налогового кодекса).
Технические причины, по которым невозможно было внести своевременно актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка не тождественны не подпадают под понятие технической ошибки.
Пунктом 2 части 3 статьи 17 Закона N 221-ФЗ определено, что датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости новых сведений о соответствующем объекте недвижимости.
Вместе с тем, налоговая база подлежит определению исходя из действительной кадастровой стоимости.
В связи с чем, нельзя признать нарушением прав Общества обновление сведений достоверными данными о кадастровой стоимости земельного участка, установленной нормативным правовым актом в определенный период.
Данные действия не противоречат принципам ведения государственного кадастра объектов недвижимости - принципам непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, что предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности и согласуются с правовой позицией в этой части, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.06.2014 N 3108/14, на которое ссылается заявитель апелляционной жалобы.
Земельные участки образованы в результате раздела и были поставлены на государственный кадастровый учет 15.07.2013 года.
Государственная оценка проведена 11.11.2013 по состоянию на 01.01.2013 на период с 01.01.2014.
В связи с чем, дата исправления архивных сведений - 17.09.2014, то есть дата отображения в кадастре кадастровой стоимости, установленной нормативным актом, не имеет правового значения при определении налоговой базы.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что исправление кадастровых сведений в рассматриваемом случае повлекло за собой незаконное увеличение кадастровой стоимости спорного земельного участка, и, соответственно, увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу, - отклоняется апелляционным судом.
В связи с чем, права Общества оспариваемыми решениями не нарушены.
Таким образом, совокупность условий для удовлетворения заявленных требований, предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ, отсутствует.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 45 от 08.04.2015 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возвращению Обществу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2015 по делу N А64-7753/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)