Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан В. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 01 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании осуществить постановку на учет в целях получения в собственность земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке М. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить постановку М. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения - дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложения обязанности по постановке его на указанный учет.
В обоснование иска указал, что из письма Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата следует признание его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и включении в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата.
дата он обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка на льготных условиях для строительства индивидуального жилого дома.
Из сообщения Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ от дата усматривается, что ему отказано в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным Положением, а именно тому, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а лишь включен в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования.
Считает данный отказа незаконным, противоречащий требованиям ЗК РФ, Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", нарушающим его право иметь в собственности земельный участок.
Просил признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить постановку на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения - дата
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа город Уфа РБ В. просит данное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, указав, что истец признан нуждающимся в жилых помещениях исключительно в рамках программы "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования", которая не дает ему права считать признанным в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях, поскольку распоряжения органа местного самоуправления об указанном не имеется.
Заслушав объяснения М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (п. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Однако указанным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее по тексту - Закон Республики Башкортостан) - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
В соответствии с п. 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан земельные участки предоставляются однократно бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи.
Согласно подпункта 1 части 2.1 указанной статьи, к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
Как следует из материалов дела, дата истец обратился в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с просьбой предоставить ему земельный участок для строительства индивидуального жилого дома на льготных условиях как нуждающемуся в жилых помещениях, выразив согласие на получение органом местного самоуправления выписки из ЕГРП о зарегистрированных на его имя правах на объекты недвижимости.
К заявлению им приложены: копия документа, удостоверяющего личность; справка, выданная Администрацией городского округа г. Уфа РБ дата о том, что он и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата; ИНН.
Письмом N... от дата Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ доведено до сведения заявителя, что дата. Комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации ГО г. Уфа РБ принято решение об отказе в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным "Положением об индивидуальном жилищном строительстве на территории ГО г. Уфа РБ N... от дата, а именно, не предоставлением сведений о том, что он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Советского района г. Уфы.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, исходил из того, что отказ ответчика в постановке истца на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным, поскольку ранее он был признан нуждающимся в жилых помещениях, при этом не имеет правового значения в рамках какой социальной программы совершены данные действия уполномоченным органом, так как Закон Республики Башкортостан не содержит ограничений относительно оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Судебная коллегия находит данные выводы суда незаконными и необоснованными.
При системном толковании положений пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", постановления Правительства Республики Башкортостан от 08 ноября 2011 года N 393 "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 г. N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2846 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Судебной коллегией достоверно и бесспорно установлено, что в отношении истца указанного распоряжения Администрацией Советского района г. Уфы РБ не принималось.
Согласно протокола Жилищной комиссии N... от дата М. было отказано в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма.
При обращении его в Администрацию ГО г. Уфа РБ с просьбой о предоставлении ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на льготных условиях, как нуждающемуся в жилых помещениях, к заявлению им не прилагалась справка, выданная Администрацией Советского района г. Уфы РБ о том, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет.
Приложенное им сообщение Администрации городского округа г. Уфа РБ дата о том, что он и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата, не может рассматриваться в качестве доказательства того, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Из постановления Правительства РБ от 16.05.2006 г. N 131 "О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Башкортостан", постановления Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 28.06.2012 г. N 2844 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования" усматривается, что данная программа является государственной поддержкой постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья; предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
При этом содействие в улучшении жилищных условий может быть оказано гражданам как уже признанными нуждающимися в жилых помещениях органами местного самоуправления по основаниям, предусмотренными ст. 51 ЖК РФ, так и гражданами, признаваемыми таковыми в рамках данной программы при соблюдении следующих требований: если совокупный среднемесячный доход заявителя и членов его семьи за последние шесть месяцев составляет: для приобретения однокомнатной квартиры - до 30 тыс. руб.; двухкомнатной квартиры - до 40 тыс. руб.; трехкомнатной квартиры - до 50 тыс. руб.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяются на основании указанных в заявлении о включении в состав участников Городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые могут быть признаны малоимущими в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не могут быть участниками данной программы.
При таких обстоятельствах, признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях в рамках программы жилищного ипотечного кредитования имеет иную природу государственной поддержки обеспечения граждан доступным жильем в виде предоставления субсидии - безвозмездной финансовой помощи за счет средств бюджетов всех уровней, предоставляемой на оплату части стоимости жилья, размер которой определяется в соответствии с законодательством.
Таким образом, Администрацией ГО г. Уфа РБ обоснованно отказано истцу в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем нарушений его прав действиями ответчика не установлено.
На основании изложенного, постановленное судом первой инстанции решение невозможно признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене, с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложения обязанности по постановке на указанный учет.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 01 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложения обязанности по постановке на указанный учет отказать.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-399/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. по делу N 33-399/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан В. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 01 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании осуществить постановку на учет в целях получения в собственность земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке М. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить постановку М. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения - дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложения обязанности по постановке его на указанный учет.
В обоснование иска указал, что из письма Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата следует признание его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и включении в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата.
дата он обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка на льготных условиях для строительства индивидуального жилого дома.
Из сообщения Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ от дата усматривается, что ему отказано в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным Положением, а именно тому, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а лишь включен в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования.
Считает данный отказа незаконным, противоречащий требованиям ЗК РФ, Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", нарушающим его право иметь в собственности земельный участок.
Просил признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить постановку на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения - дата
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа город Уфа РБ В. просит данное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, указав, что истец признан нуждающимся в жилых помещениях исключительно в рамках программы "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования", которая не дает ему права считать признанным в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях, поскольку распоряжения органа местного самоуправления об указанном не имеется.
Заслушав объяснения М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (п. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Однако указанным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее по тексту - Закон Республики Башкортостан) - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
В соответствии с п. 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан земельные участки предоставляются однократно бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи.
Согласно подпункта 1 части 2.1 указанной статьи, к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
Как следует из материалов дела, дата истец обратился в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с просьбой предоставить ему земельный участок для строительства индивидуального жилого дома на льготных условиях как нуждающемуся в жилых помещениях, выразив согласие на получение органом местного самоуправления выписки из ЕГРП о зарегистрированных на его имя правах на объекты недвижимости.
К заявлению им приложены: копия документа, удостоверяющего личность; справка, выданная Администрацией городского округа г. Уфа РБ дата о том, что он и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата; ИНН.
Письмом N... от дата Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ доведено до сведения заявителя, что дата. Комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации ГО г. Уфа РБ принято решение об отказе в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным "Положением об индивидуальном жилищном строительстве на территории ГО г. Уфа РБ N... от дата, а именно, не предоставлением сведений о том, что он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Советского района г. Уфы.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, исходил из того, что отказ ответчика в постановке истца на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным, поскольку ранее он был признан нуждающимся в жилых помещениях, при этом не имеет правового значения в рамках какой социальной программы совершены данные действия уполномоченным органом, так как Закон Республики Башкортостан не содержит ограничений относительно оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Судебная коллегия находит данные выводы суда незаконными и необоснованными.
При системном толковании положений пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", постановления Правительства Республики Башкортостан от 08 ноября 2011 года N 393 "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 г. N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2846 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Судебной коллегией достоверно и бесспорно установлено, что в отношении истца указанного распоряжения Администрацией Советского района г. Уфы РБ не принималось.
Согласно протокола Жилищной комиссии N... от дата М. было отказано в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма.
При обращении его в Администрацию ГО г. Уфа РБ с просьбой о предоставлении ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на льготных условиях, как нуждающемуся в жилых помещениях, к заявлению им не прилагалась справка, выданная Администрацией Советского района г. Уфы РБ о том, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет.
Приложенное им сообщение Администрации городского округа г. Уфа РБ дата о том, что он и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата, не может рассматриваться в качестве доказательства того, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Из постановления Правительства РБ от 16.05.2006 г. N 131 "О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Башкортостан", постановления Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 28.06.2012 г. N 2844 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования" усматривается, что данная программа является государственной поддержкой постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья; предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
При этом содействие в улучшении жилищных условий может быть оказано гражданам как уже признанными нуждающимися в жилых помещениях органами местного самоуправления по основаниям, предусмотренными ст. 51 ЖК РФ, так и гражданами, признаваемыми таковыми в рамках данной программы при соблюдении следующих требований: если совокупный среднемесячный доход заявителя и членов его семьи за последние шесть месяцев составляет: для приобретения однокомнатной квартиры - до 30 тыс. руб.; двухкомнатной квартиры - до 40 тыс. руб.; трехкомнатной квартиры - до 50 тыс. руб.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяются на основании указанных в заявлении о включении в состав участников Городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые могут быть признаны малоимущими в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не могут быть участниками данной программы.
При таких обстоятельствах, признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях в рамках программы жилищного ипотечного кредитования имеет иную природу государственной поддержки обеспечения граждан доступным жильем в виде предоставления субсидии - безвозмездной финансовой помощи за счет средств бюджетов всех уровней, предоставляемой на оплату части стоимости жилья, размер которой определяется в соответствии с законодательством.
Таким образом, Администрацией ГО г. Уфа РБ обоснованно отказано истцу в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем нарушений его прав действиями ответчика не установлено.
На основании изложенного, постановленное судом первой инстанции решение невозможно признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене, с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложения обязанности по постановке на указанный учет.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 01 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложения обязанности по постановке на указанный учет отказать.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
Справка: судья
Р.Ф.ХАМАТЬЯНОВА
Р.Ф.ХАМАТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)