Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Именитов Е.Л. по доверенности от 09.08.2013 N 3-13/258;
- от администрации - Булаев А.В. по доверенности от 25.01.2013 N 446;
- от комитета - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Можайское оптово-розничное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-40109/13, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по заявлению закрытого акционерного общества "Можайское оптово-розничное предприятие" к администрации Можайского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
закрытое акционерное общество "Можайское оптово-розничное предприятие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Можайского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района с требованиями:
- - признать незаконным решение от 26.07.2013 Комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений;
- - обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области издать распорядительный акт о предоставлении ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090106:192 площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина, категория земель - земли населенных пунктов, и предоставленного ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" по акту выбора земельного участка от 03.06.2013 N 930;
- - обязать Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области заключить с ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-40109/13 в удовлетворении требований ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Можайское оптово-розничное предприятие", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что процедура предоставления земельного участка была инициирована ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" в порядке статей 29, 30, 32 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей заявителя и администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что 17 октября 2012 года Комиссией администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений принято решение, согласно которому предоставление ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" в аренду земельного участка площадью 1 200 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, возможно с предварительным согласованием места размещения объекта, в порядке, установленном действующим законодательством, с видом разрешенного использования - для строительства магазина.
Постановлением администрации Можайского муниципального района Московской области от 08 апреля 2013 года N 647-П утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, на кадастровом плане (карте) территории.
В государственный кадастр недвижимости 23 апреля 2013 года внесен номер земельного участка 50:18:0090106:192, площадью 1 200 +/- 24 кв. м, по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства магазина.
В газете "Новая жизнь" N 34 от 04 мая 2013 года в порядке статьи 31 ЗК РФ опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства магазина.
Постановлением администрации Можайского муниципального района Московской области от 21 июня 2013 года N 1367-П предварительно согласовано место размещения объекта - строительство магазина, на земельном участке площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, утвержден акт о выборе земельного участка от 03 июня 2013 года N 930, площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина.
Комиссией администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений принято решение от 26 июля 2013 года о проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090106:192 площадью 1 200 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства магазина, расположенного в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, и отмене решения комиссии от 17 октября 2012 года.
В указанном решении от 26 июля 2013 года комиссия указала, что испрашиваемый для строительства магазина земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 50618:0090106:192, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 23 апреля 2013 года.
Не согласившись с указанным решением комиссии, ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" обратилось с заявление в Арбитражный суд Московской области.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, как пунктом 5 статьи 30, так и статьями 31 и 32 ЗК РФ предусмотрен порядок действий, которые необходимо совершить заявителю и уполномоченным органам с целью предоставления земельного участка в аренду. При этом, последовательность действий не является произвольной, детально регламентирована законодателем и включает в себя следующие действия: гражданином или юридическим лицом подается соответствующее заявление. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ); органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ); в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ устанавливаются границы земельного участка и его государственный кадастровый учет (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
В соответствии с представленными в Можайский отдел филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" документами земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:18:0090106:192, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 23 апреля 2013 года.
Апелляционным установлено, что по состоянию на 23 апреля 2013 года постановления администрации Можайского муниципального района о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина, принято не было.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.
ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" не был соблюден порядок оформления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, регламентированный пунктом 5 статьи 30, статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи, с чем возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов отсутствует.
Постановление администрации Можайского муниципального района от 21.06.2013 N 1367-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина" отменено постановлением 25.07.2013 N 1936 "Об отмене постановления администрации Можайского муниципального района от 21.06.2013 N 1367-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина".
Комиссия администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений 26 июля 2013 года приняла решение о проведении торгов по продаже вышеуказанного земельного участка.
На основании вышеизложенного, заключить договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка с кадастровым номером 50:18:0090106:192 площадью 1 200 кв. м, с видом разрешенного использования - для строительства магазина - без проведения торгов не представляется возможным.
Ссылка ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" на допущение необоснованной задержки со стороны администрации Можайского муниципального района в утверждении акта о выборе земельного участка несостоятельна.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен срок рассмотрения обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, который составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Акт о выборе земельного участка N 930 датирован 03.06.2013. Постановление N 1367-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, находящегося в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, пос. Строитель, предназначенного для строительства магазина" датировано 21.06.2013. Таким образом, с момента обращения ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" до принятия постановления прошел срок - 18 дней, решение принято в установленный законом срок, без нарушений.
В установленном порядке орган местного самоуправления с целью информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства опубликовал сообщение в газете "Новая жизнь" (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
По смыслу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ данная норма права призвана обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
В связи с тем, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, не урегулирован, а участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить по результатам торгов по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данные выводы апелляционного суда нашли свое подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Таким образом, решение Комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений принято от 26 июля 2013 года о проведении торгов по продаже испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным.
Требования заявителя об обязании Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района заключить с ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" договор аренды спорного земельного участка также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления.
Статья 23 Устава Можайского муниципального района устанавливает, что структуру органов местного самоуправления Можайского муниципального района составляют Совет депутатов Можайского муниципального района (представительный орган), Глава Можайского муниципального района, администрация Можайского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган) и Контрольно-ревизионная комиссия Можайского муниципального района (контрольный орган).
Учитывая изложенное, Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района не входит в структуру органов местного самоуправления, обладающих правом на самостоятельное распоряжение земельными участками, в том числе заключение договоров аренды, купли-продажи земельных участков.
Договоры аренды, купли-продажи земельных участков заключаются между Можайским муниципальным районом, от имени которого действует Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района, и заявителем на основании принятого администрацией Можайского муниципального района решения (постановления).
Поскольку распорядительного акта администрации о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка не издано, а апелляционным судом установлена необоснованность требований заявителя в части обязания администрации издать соответствующий акт, требования заявителя об обязании Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка также являются необоснованными.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-40109/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 ПО ДЕЛУ N А41-40109/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. по делу N А41-40109/13
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Именитов Е.Л. по доверенности от 09.08.2013 N 3-13/258;
- от администрации - Булаев А.В. по доверенности от 25.01.2013 N 446;
- от комитета - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Можайское оптово-розничное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-40109/13, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по заявлению закрытого акционерного общества "Можайское оптово-розничное предприятие" к администрации Можайского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
закрытое акционерное общество "Можайское оптово-розничное предприятие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Можайского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района с требованиями:
- - признать незаконным решение от 26.07.2013 Комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений;
- - обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области издать распорядительный акт о предоставлении ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090106:192 площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина, категория земель - земли населенных пунктов, и предоставленного ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" по акту выбора земельного участка от 03.06.2013 N 930;
- - обязать Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области заключить с ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-40109/13 в удовлетворении требований ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Можайское оптово-розничное предприятие", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что процедура предоставления земельного участка была инициирована ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" в порядке статей 29, 30, 32 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей заявителя и администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что 17 октября 2012 года Комиссией администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений принято решение, согласно которому предоставление ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" в аренду земельного участка площадью 1 200 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, возможно с предварительным согласованием места размещения объекта, в порядке, установленном действующим законодательством, с видом разрешенного использования - для строительства магазина.
Постановлением администрации Можайского муниципального района Московской области от 08 апреля 2013 года N 647-П утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, на кадастровом плане (карте) территории.
В государственный кадастр недвижимости 23 апреля 2013 года внесен номер земельного участка 50:18:0090106:192, площадью 1 200 +/- 24 кв. м, по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства магазина.
В газете "Новая жизнь" N 34 от 04 мая 2013 года в порядке статьи 31 ЗК РФ опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства магазина.
Постановлением администрации Можайского муниципального района Московской области от 21 июня 2013 года N 1367-П предварительно согласовано место размещения объекта - строительство магазина, на земельном участке площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, утвержден акт о выборе земельного участка от 03 июня 2013 года N 930, площадью 1 200 кв. м, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина.
Комиссией администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений принято решение от 26 июля 2013 года о проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090106:192 площадью 1 200 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства магазина, расположенного в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, дер. Знаменка, и отмене решения комиссии от 17 октября 2012 года.
В указанном решении от 26 июля 2013 года комиссия указала, что испрашиваемый для строительства магазина земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 50618:0090106:192, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 23 апреля 2013 года.
Не согласившись с указанным решением комиссии, ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" обратилось с заявление в Арбитражный суд Московской области.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, как пунктом 5 статьи 30, так и статьями 31 и 32 ЗК РФ предусмотрен порядок действий, которые необходимо совершить заявителю и уполномоченным органам с целью предоставления земельного участка в аренду. При этом, последовательность действий не является произвольной, детально регламентирована законодателем и включает в себя следующие действия: гражданином или юридическим лицом подается соответствующее заявление. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ); органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ); в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ устанавливаются границы земельного участка и его государственный кадастровый учет (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
В соответствии с представленными в Можайский отдел филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" документами земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:18:0090106:192, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 23 апреля 2013 года.
Апелляционным установлено, что по состоянию на 23 апреля 2013 года постановления администрации Можайского муниципального района о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина, принято не было.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.
ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" не был соблюден порядок оформления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, регламентированный пунктом 5 статьи 30, статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи, с чем возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов отсутствует.
Постановление администрации Можайского муниципального района от 21.06.2013 N 1367-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина" отменено постановлением 25.07.2013 N 1936 "Об отмене постановления администрации Можайского муниципального района от 21.06.2013 N 1367-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, находящегося в границах сельского поселения Борисовское по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка, предназначенного для строительства магазина".
Комиссия администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений 26 июля 2013 года приняла решение о проведении торгов по продаже вышеуказанного земельного участка.
На основании вышеизложенного, заключить договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Знаменка с кадастровым номером 50:18:0090106:192 площадью 1 200 кв. м, с видом разрешенного использования - для строительства магазина - без проведения торгов не представляется возможным.
Ссылка ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" на допущение необоснованной задержки со стороны администрации Можайского муниципального района в утверждении акта о выборе земельного участка несостоятельна.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен срок рассмотрения обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, который составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Акт о выборе земельного участка N 930 датирован 03.06.2013. Постановление N 1367-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, находящегося в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, пос. Строитель, предназначенного для строительства магазина" датировано 21.06.2013. Таким образом, с момента обращения ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" до принятия постановления прошел срок - 18 дней, решение принято в установленный законом срок, без нарушений.
В установленном порядке орган местного самоуправления с целью информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства опубликовал сообщение в газете "Новая жизнь" (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
По смыслу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ данная норма права призвана обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
В связи с тем, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, не урегулирован, а участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить по результатам торгов по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данные выводы апелляционного суда нашли свое подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Таким образом, решение Комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений принято от 26 июля 2013 года о проведении торгов по продаже испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным.
Требования заявителя об обязании Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района заключить с ЗАО "Можайское оптово-розничное предприятие" договор аренды спорного земельного участка также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления.
Статья 23 Устава Можайского муниципального района устанавливает, что структуру органов местного самоуправления Можайского муниципального района составляют Совет депутатов Можайского муниципального района (представительный орган), Глава Можайского муниципального района, администрация Можайского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган) и Контрольно-ревизионная комиссия Можайского муниципального района (контрольный орган).
Учитывая изложенное, Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района не входит в структуру органов местного самоуправления, обладающих правом на самостоятельное распоряжение земельными участками, в том числе заключение договоров аренды, купли-продажи земельных участков.
Договоры аренды, купли-продажи земельных участков заключаются между Можайским муниципальным районом, от имени которого действует Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района, и заявителем на основании принятого администрацией Можайского муниципального района решения (постановления).
Поскольку распорядительного акта администрации о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка не издано, а апелляционным судом установлена необоснованность требований заявителя в части обязания администрации издать соответствующий акт, требования заявителя об обязании Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка также являются необоснованными.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года по делу N А41-40109/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)