Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - представитель Кизельбашева А.А., доверенность от 28.12.2006 г. N 613,
от ответчика - представитель Слобожанова Е.А. доверенность от 29.03.2007 г. N Д05-01/701,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношения Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2007 года по делу N А55-1601/2007 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара
к Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, город Самара
третье лицо: ООО ТД "Реал", город Самара
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель), с учетом уточненных требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самары (далее - ответчик), выразившегося в неисполнении в месячный срок с момента поступления обращения заявителя от 26.10.2006 г., возложенной на него действующим законодательством обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м. Заявитель также просит обязать ответчика обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м, либо направить в адрес заявителя мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его утверждения.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны ответчика отсутствовало, поскольку 5 марта 2007 года в адрес заявителя был направлен ответ на заявление, в котором содержится отказ в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, поскольку обращение заявителя об обеспечении изготовления и утверждении проекта границ земельного участка не было рассмотрено ответчиком по существу в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74. Кроме того, заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что направлением письма от 5 марта 2007 г. ответчик выразил отказ в утверждении проекта границ земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных объяснениях на апелляционную жалобу.
ООО ТД "Реал" не обеспечило явку в суд своих представителей. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании заявления ООО ТД "Реал" от 23 октября 2006 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м, под установку рекламной конструкции, 26.10.2006 г. заявитель направило в адрес ответчика обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал" (л.д. 10-14).
Согласно ст. 34 ЗК РФ и п. 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", ответчик обязан в недельный срок с момента поступления указанного обращения, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, подготовить и направить заявителю мотивированное заключение о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В месячный срок с момента поступления обращения заявителя на ответчика возлагается обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков является Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
5 февраля 2007 года постановлением Главы городского округа Самара N 17 были внесены изменения в постановление от 19 сентября 2006 года N 2340, согласно которым полномочия по утверждению проектов границ земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, были переданы Комитету градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ утверждение проектов границ земельных участков осуществляется органами местного самоуправления.
Однако, согласно ст. 22 Устава городского округа Самара, Комитет градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанный Комитет не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, несмотря на наличие постановления Главы городского округа Самара от 15 февраля 2007 года N 17, поскольку не является органом, уполномоченным на решение вопросов по результатам обращения об изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков.
Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 6 февраля 2007 года N Д05-01-06/2 главному архитектору городского округа Самара Смирнову А.В. были делегированы полномочия по рассмотрению заявок Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на формирование земельных участков, однако указанный документ не предоставляет Смирнову А.В. права на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.
В связи с изложенным, письмо Комитета градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 5 марта 2007 года N СП-9/1675-0-2, подписанное главным архитектором города Смирновым А.В., в котором содержался отказ в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку испрашиваемого земельного участка (л.д. 37-38), нельзя расценивать как акт органа местного самоуправления, изданный в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
Таким образом, ответчик не выполнил возложенную на него обязанность по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствует.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку ответчик, как уполномоченный орган местного самоуправления, оставил без ответа обращение заявителя, то тем самым проявил бездействие, как на момент обращения в суд первой инстанции, так и на момент рассмотрения спора. Бездействием ответчик нарушил требования ст. 34 ЗК РФ и п. п. 2.5, 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку при вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и требования заявителя удовлетворить.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2007 года по делу N А55-1601/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившееся в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения и в соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ и пунктами 2.5, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, в месячный срок обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м, либо направить в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области мотивированное, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключение о невозможности его утверждения.
Взыскать с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2007 N 11АП-4816/2007 ПО ДЕЛУ N А55-1601/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2007 г. по делу N А55-1601/2007
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - представитель Кизельбашева А.А., доверенность от 28.12.2006 г. N 613,
от ответчика - представитель Слобожанова Е.А. доверенность от 29.03.2007 г. N Д05-01/701,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношения Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2007 года по делу N А55-1601/2007 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара
к Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, город Самара
третье лицо: ООО ТД "Реал", город Самара
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель), с учетом уточненных требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самары (далее - ответчик), выразившегося в неисполнении в месячный срок с момента поступления обращения заявителя от 26.10.2006 г., возложенной на него действующим законодательством обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м. Заявитель также просит обязать ответчика обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м, либо направить в адрес заявителя мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его утверждения.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны ответчика отсутствовало, поскольку 5 марта 2007 года в адрес заявителя был направлен ответ на заявление, в котором содержится отказ в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, поскольку обращение заявителя об обеспечении изготовления и утверждении проекта границ земельного участка не было рассмотрено ответчиком по существу в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74. Кроме того, заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что направлением письма от 5 марта 2007 г. ответчик выразил отказ в утверждении проекта границ земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных объяснениях на апелляционную жалобу.
ООО ТД "Реал" не обеспечило явку в суд своих представителей. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании заявления ООО ТД "Реал" от 23 октября 2006 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м, под установку рекламной конструкции, 26.10.2006 г. заявитель направило в адрес ответчика обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал" (л.д. 10-14).
Согласно ст. 34 ЗК РФ и п. 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", ответчик обязан в недельный срок с момента поступления указанного обращения, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, подготовить и направить заявителю мотивированное заключение о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В месячный срок с момента поступления обращения заявителя на ответчика возлагается обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков является Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
5 февраля 2007 года постановлением Главы городского округа Самара N 17 были внесены изменения в постановление от 19 сентября 2006 года N 2340, согласно которым полномочия по утверждению проектов границ земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, были переданы Комитету градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ утверждение проектов границ земельных участков осуществляется органами местного самоуправления.
Однако, согласно ст. 22 Устава городского округа Самара, Комитет градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанный Комитет не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, несмотря на наличие постановления Главы городского округа Самара от 15 февраля 2007 года N 17, поскольку не является органом, уполномоченным на решение вопросов по результатам обращения об изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков.
Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 6 февраля 2007 года N Д05-01-06/2 главному архитектору городского округа Самара Смирнову А.В. были делегированы полномочия по рассмотрению заявок Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на формирование земельных участков, однако указанный документ не предоставляет Смирнову А.В. права на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.
В связи с изложенным, письмо Комитета градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 5 марта 2007 года N СП-9/1675-0-2, подписанное главным архитектором города Смирновым А.В., в котором содержался отказ в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку испрашиваемого земельного участка (л.д. 37-38), нельзя расценивать как акт органа местного самоуправления, изданный в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
Таким образом, ответчик не выполнил возложенную на него обязанность по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствует.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку ответчик, как уполномоченный орган местного самоуправления, оставил без ответа обращение заявителя, то тем самым проявил бездействие, как на момент обращения в суд первой инстанции, так и на момент рассмотрения спора. Бездействием ответчик нарушил требования ст. 34 ЗК РФ и п. п. 2.5, 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку при вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и требования заявителя удовлетворить.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2007 года по делу N А55-1601/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившееся в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения и в соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ и пунктами 2.5, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, в месячный срок обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Литвинова/улица Псковская, площадью 16, 4 кв. м, либо направить в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области мотивированное, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключение о невозможности его утверждения.
Взыскать с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)